Русская философия

РЕДКИЙ ПЕТР ГРИГОРЬЕВИЧ

(4(16). 10.1808, г. Ромны Полтавской губ. 7(19).03.1891, Петербург) теоретик права, историк философии, педагог. Учился в Московском ун-те (18261828), в Профессорском ин-те в Юрьеве (Дерпте), в Берлинском ун-те (с 1830), где слушал лекции Гегеля по философии права и был знаком с ним. Вернувшись в Московский ун-т, получил звание проф., в 1835 г. читал курс *Энциклопедия законоведения*, предпринял издание сб. *Юридические записки* (1841-1860), в к-ром ратовал за либеральное законодательство, журн. *Библиотека для воспитания* (1843-1846), а затем - *Новая библиотека для воспитания* (1847-1849). Был в дружеских отношениях с Белинским и Герценом. В 1848 г. Р. был уволен из ун-та как *замешанный в вольнодумстве* (вместе с Кавелиным) и не допускался к преподавательской деятельности в течение 15 лет. В эпоху реформ проф. кафедры энциклопедии юридических и политических наук в Петербургском ун-те (1863-1878). Поддерживал связи с людьми круга *Современника* и *Отечественных записок*. Задумал многотомный труд *Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще*. В свет успели выйти первые 7 т. (Спб., 1889-1891), представляющие собой ценное исследование древн. политической и философской мысли. Философское развитие Р. - эволюция гегельянца-идеалиста (до 60-х гг.) в гегельянца-позитивиста (после 60-х гг.). В журн. *Москвитянин* в 1841 г. он опубликовал обширное и систематическое изложение начал гегелевской философии (*Обозрение гегелевой логики*). Через несколько лет вернулся к этой теме, настаивая на важном значении гегелевской философии права для российской юриспруденции (Какое образование требуется современностью от русского правоведа? М., 1846). Р. считал, что прогресс человечества возможен и неизбежен благодаря поискам единства *теории и практики, науки и жизни, мышления и деятельности*. Наука предполагает *разумное развитие мышления* и подразделяется в своих гуманитарных функциях *на три главные отрасли* философию, историю и филологию. Философию он считал наукой, *заключающей в себе верховное начало для всех отдельных наук*. Такая роль обеспечивается философской наукой о мышлении диалектикой, при этом *развитие мышления происходит само собою по законам самого мышления, или по законам разума*. История философии рассматривалась Р. как становление, или логическое развитие во времени, философии. Р. защищал в 70-е гг. эволюционную теорию Ч. Дарвина как теорию развития. Важная сторона его деятельности просветительская. Он настаивал на всемерном просвещении народа, несколько абсолютизируя значение в этом процессе педагогики, считая, что преимущественно с ее развитием связано будущее страны. Р. принадлежит заслуга создания в России Педагогического об-ва. Его педагогические идеи были восприняты и развиты другом и учеником К. Д. Ушинским.

  1. редкий, петр григорьевич[.] правовед историк филос. педагог и обществ. деятель. Род. в г. Ромны Полтавской губ. в дворянской семье. В поступил в Моск. унт с в Проф. инте в Дерпте Тарту с в...Большая биографическая энциклопедия