Русская философия

ПОЛТОРАЦКИЙ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ

(16.02.1921, Константинополь 14.10.1990, Ленинград) философ, литературовед, публицист. Род. в семье рус. эмигрантов. Окончил рус. гимназию в Софии и там же начал занятия в ун-те. В 40-х гг. окончил Высшую школу теологии и философии в Регенсбурге (ФРГ). В 1954 г. в Сорбонском ун-те защитил диссертацию *Философия истории России у Н. А. Бердяева*. С 1955 г. жил в США. Преподавал рус. язык в военной школе в Монтрее (Калифорния), занимался советологией в Бруклинском колледже (Нью-Йорк). В 1958-1967 гг. преподавал в Мичиганском ун-те (Ист-Лансинг), где получил звание проф. С 1967 г. проф. и заведующий кафедрой славянских языков и литератур Питсбургского ун-та. Скончался в Ленинграде во время своего первого приезда в Россию. П. начал печататься в Софии в 1942 г., постепенно выходя за рамки политического антисоветизма своих первых статей и углубляясь в проблематику рус. национально-политической мысли, литературы и философии. Редактор сб. *На темы русские и общие. Сб. статей и материалов в честь проф. Н. С. Тимашева* (1965), *Русская литература в эмиграции* (1972), *Русская религиозно-философская мысль XX века* (1975), автор мн. статей в газ. *Русская мысль* (Париж), *Новое русское слово* (Нью-Йорк) и др., в журн. *Вестник русского студенческого христианского движения* (РСХД), *Возрождение*. *Опыты*, *Мосты*, а также в справочных изданиях по рус. истории. Осн. интересы П. сосредоточены на истории рус. общественной мысли и ее совр. значении. Главным событием современности он считал Октябрьскую революцию 1917 г. и победу в ней *большевизма-коммунизма и марксизма-ленинизма*. Все сферы жизни (религия, церковь, государство, национальная жизнь, культура) испытали на себе воздействие революции, и для преодоления его П. считал необходимыми *далеко идущие меры*, не исключающие военного насилия (этим объяснима *пораженческая* позиция П. во время войны Советского Союза против нем. фашизма, его участие в антикоммунистических организациях). Необходимость и моральную оправданность борьбы с коммунизмом П. обосновывал с помощью мировоззренческих и идеологических установок И. А. Ильина и П. Б. Струве. Рассматривая содержание рус. мысли под углом идейно-жизненного интереса, П. избирательно относился к предмету своих исследований. Философская и научная мысль приобретала для него значение, когда она, с одной стороны, сочеталась с мыслью религиозной, а с другой с мыслью политической, социологической, литературной. Особое значение в этом единстве П. придает мысли волевой, т. е. выражающей активное отношение к действительности. П. принимал сложившееся в рус. зарубежной историографии (Зеньковский, Н. О. Лосский, Бердяев и др.) представление об отечественной философии как прежде всего религиозной. Гарантией ее истинности и актуальности является лежащее в ее основании православие как особое восприятие христианства, придающее первостепенное значение свободе духа. Именно потому обращение к рус. мысли позволяет разрешать жгучие проблемы современности. В статье *Русская религиозная философия* (1960) он перечисляет 10 таких проблем от экологических до политических (см.: Вопросы философии. 1992. № 2. С. 133-134). Наряду с положительным содержанием рус. религиозная философия явление единственное в своем роде, созданное трудами ряда поколений светских мыслителей, обладает и отрицательными чертами. Ими являются бескомпромиссный максимализм и утопизм позитивных построений, что объясняется *беспочвенностью* и *отщепенством* ее отдельных авторов, отсутствием привычки к положительному государственному и культурному строительству. В нач. XX в. эти недостатки были усугублены сознательным противостоянием историческому христианству. По П., в наибольшей степени эти недостатки воплотились в творчестве Бердяева, одушевленного *интеллигентским пафосом бунта против действительности*. Хотя П. высоко ценил апологию свободы у Бердяева, тем не менее к его творчеству в целом относился скорее отрицательно. Идея свободы при отталкивании от мира и исторического опыта церкви вырождается, считал он, в *метафизическое барство, эсхатологический анархизм и романтический нигилизм*. При последовательном рассмотрении этой идеи Бердяев, по его мнению, приходит к мистицизму, в к-ром обнаруживается *неорганическое всесмесительство* (Я. Бёме, Ф. Ницше, М. Штирнер и др.), а не следование опыту православной святоотеческой традиции. П. полагал также, что для проповедника свободы, каким предстал Бердяев в общественном мнении, его *коммунизанство* и *советизанство* недопустимы. Противоположным Бердяеву полюсом рус. мысли П. считал творчество Ильина и Струве, к-рых он рассматривает как выразителей либерального консерватизма, *одинаково любивших начало свободы и начало власти и правового порядка, творческой инициативы и исторической преемственности*. Для него Ильин предстает прежде всего идеологом просвещенной монархии, религиозно и национально возрожденной России, автором книги *О сопротивлении злу силою*, т. е. активным борцом с коммунизмом и советской властью. По тем же причинам П. привлекало творчество Струве.

  1. полторацкий, николай петровичРод. ум. . Литературовед публицист философ. Специалист по истории русской литературы философии и общественнополитической мысли. Жил и работал в эмиграции. С г. профессо...Большая биографическая энциклопедия
  2. полторацкий николай петровичПОЛТОРАЦКИЙ Николай Петрович русский философ литературовед публицист. Жил в Софии с в Марокко затем Париже Регенсбурге ФРГ. С в США с профессор Питсбургского универс...Большой Энциклопедический словарь V