Русская философия

ОНТОЛОГИЯ

учение о бытии, как таковом; раздел философии, рассматривающий осн. и наиболее общие характеристики бытия (сущего). О. можно также определить как метафизику бытия. Термин *О.* впервые появился в *Философском лексиконе* Р. Гоклениуса (1613) и был использован в философии X. Вольфа (см. Вольфианство). Рус. онтологические учения имели своим истоком, с одной стороны, соответствующие древнегреч. (Платон, Аристотель, неоплатонизм) и западноевропейские философские системы, а с другой творения отцов церкви, в к-рых под абсолютным бытием понимается Бог, всесотворяющая сверхъестественная Троица (Отец, Сын и Святой Дух), присутствующая в чувственном мире и человеке. С крещения Руси и до начала преобразований Петра I господствовала ортодоксальная православная О. У Нила Сорского и его последователей православная мистическая практика через *умную молитву* соединяла человека с абсолютными атрибутами бытия конкретными Божественными энергиями Троицы, Божественным светом и любовью (см. Исихазм). *...Бог есть мир, чуждый всякого смятения и беспокойства*, считал Нил Сорский. По мнению таких церковных мыслителей, как Тихон Задонский и Паисий Величковский, нехристианское понимание бытия мира незряче: разум без света Христова *слеп*. В учении Сковороды уже заметно обращение к идеям Платона, Филона Александрийского, нем. мистиков. Его О., по характеристике Зеньковского, дуалистична, по мнению Эрна, символична. *Весь мир, - полагал Сковорода, состоит из двух натур: одна видимая тварь, другая невидимая Бог; Бог всю тварь проницает и содержит*. Бог - *тайная пружина всему* и *древо жизни* в вещах, к-рые сами по себе подобны *тени*. Иисус Христос *един во всех и целый в каждом* человеке. Во взглядах представителей рус. вольтерьянства преобладающим было атеистическое понимание бытия. В своих онтологических принципах более заметное, а то и первое место они отводили уже не Богу, а *естественному* миру. Эта линия получила развитие у мн. философов XVIII в. Радищев в О. был близок взглядам фр. сенсуалистов и исходил из единства виталистически понимаемого чувственного мира. Ломоносов в своих воззрениях также исходил из признания самоценности бытия природы, хотя роль божественного промысла *во всем* им не отвергалась. Для рус. масонства XVIII нач. XIX в. истинной была эзотерическая сторона бытия, большое значение имела оккультная натурфилософия с ее поиском в материальной природе *Духа натуры*. Велланский и др. рус. шеллингианцы нач. XIX в. (см. Шеллинг в России) признавали в качестве высшего бытия некую идеальную всеобщую *абсолютную жизнь*, к-рая творит и объединяет *все живые и бездушные вещества*, весь мир. Разум человека *есть только отражение Абсолютного Ума* как *сущности всеобщей жизни*. Одоевский вслед за Л. К. Сен-Мартеном и рус. мистиками нач. XIX в. считал, что состояние природы и ее исправление прямо зависит от состояния человека, поскольку из-за первородного греха человека и мир является падшим. В природе все символично, каждая вещь является *метафорой* др. вещей, и все они сводятся к общей *идее-матери*. Для называвшего себя *христианским философом* Чаадаева от высшего надмирного бытия (Бога) исходят творческие излучения, к-рые приемлет *всемирное существо* (мир как целое) и сердцевина его - всечеловеческое мировое сознание. Еще ниже стоит в мировой иерархии отдельный падший человек, способный сам по себе идти *лишь по пути беспредельного падения*, и совсем низко - дочеловеческая природа. Без таинственного воздействия Бога все превратилось бы в хаос и не достигало бы своего предназначения. В истории также действует Божий Промысел в направлении создания *царства Божия* на земле. О. старших славянофилов тоже оказалась под определяющим влиянием Шеллинга, а также романтиков, причем она была в еще большей степени религиозной, ориентированной на православие. У Хомякова главное место в О. занимает христианский Бог, определяющий духовную невидимую Церковь в сочетании с видимой. Церковь это богочеловеческое единство, соборность, живой, разумный и целостный организм, определяющий, в свою очередь, органичность и истинную разумность человека. Бесконечное *все*, или *всесущий разум*, является *корнем* всех явлений и обладает подлинной свободой и разумом (*свободная мысль*). Материальное бытие (*всевещество*) вследствие динамичности и бесконечности материй оказывается, по Хомякову, невещественным, *силой*. О. Киреевского характеризуют прежде всего его гносеологические и антропологические идеи: поскольку истинное познание невозможно без живого, нравственного и верующего пребывания всею личностью человека *в истине*, поскольку познание мира есть функция Богопознания, то с очевидностью следует, что высшее бытие для него это живое, доброе и бесконечно совершенное Существо, отражающееся в человеке. По Самарину, каждый рождающийся человек несет в своей душе именно к нему направленный исходящий от Бога свет, и подъем низшего бытия (человека) к высшему связан с *созданием цельного образа нравственного человека*. У рус. гегельянцев 1-й пол. XIX в. (см. Гегель в России) начинает преобладать сугубо философское понимание Высшей Силы. Так, по Станкевичу, *действительность в ее истине есть разум, дух*. В онтологических суждениях М. А. Бакунина присутствовала и вера в вечный дух, к-рый разрушает старое ради созидания нового, и признание первенства и реального мира, и человека, основанное на атеистических представлениях (*Федерализм, социализм и антитеологизм*, 1867). Период увлечения О. Гегеля пережил также Белинский, религиозно интерпретировавший понятие гегелевского Абсолюта (*Воля Божия есть то же, что необходимость в философии, это *действительность*), однако пришедший к новой персоналистической О. (*...Судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира... и гегелевской Allgemeinheit [*Всеобщее*]*). Онтологические взгляды Герцена тоже претерпели изменения - от мистики XVIII в. к учению Гегеля (жизнь природы как *логическое движение понятия*), а позднее и к витализму Шеллинга (жизнь всего как в основном алогичное *вечное беспокойство... напряженного вещества*). В понимании Голубинского высшее бытие это некое Безусловное и Бесконечное Бытие, определяющее развитие мира как живого целого (живо все, включая также неорганический мир). Для О. Чернышевского характерны материалистические черты (*то, что существует, называется материей*). Близкие по духу онтологические суждения были высказаны Писаревым: ценен только *здоровый и свежий материализм*, соответствующий реалистическому *разумному миросозерцанию*. О. рус. *полупозитивистов* (по терминологии Зеньковского), напр. Лаврова, также определялась внерелигиозной установкой и верой в науку, в восприятие только *реального бытия* (т. е. всего того, что непротиворечиво нами осознается). Он считал человека источником *реального бытия* - и природы (*ибо из данных опыта человек воссоздает *природу*), и истории (участник, творец истории), и своего сознания (*перестраивает свой внутренний мир* ). Михайловским личность человека была оценена еще более весомо, став подлинно *мерой всех вещей*. Осн. бытием у него оказывается *человеческая природа*, *личность*, ставящая себя *в центре природы* внешней и отстаивающая себя в борьбе с социальными *высшими индивидуальностями* (социальными слоями, системой производства и т. д.). Его гносеологические высказывания выдают в нем позитивиста, явно близкого к О. материализма: все знания, *самые отвлеченные идеи, в конце концов, коренятся в чувственном опыте...*. В то же время рус. хирург и педагог Н. И. Пирогов, примыкая вначале к позитивизму и натурализму, в конечном счете пришел к религиозной О., считая, что *надо признать верховный разум и верховную волю Творца, проявляемую целесообразно посредством мирового ума и мировой жизни в веществе*. Мировой ум он, по сути, отождествлял с мировой душой, а под мировой жизнью понимал *беспредельный, беспрерывно текущий океан жизни... проникающий все... атомы* Вселенной и *приспособляющий их к различным целям бытия*. Толстой стоял на позициях своеобразной религиозно-рационалистической О.: бытие людей, природы *лишь временное и пространственное проявление чего-то невременного и непространственного*. Сущность жизни в его понимании Бог, *заключенный в человеке* и проявляющийся в виде *желания блага*, добра. Взгляды Достоевского претерпели существенные изменения от в основном нерелигиозной, руссоистской веры (как и у всех петрашевцев) в *естественное* добро человеческой природы до признания библейской О. Главная его проблема антиномическое бытие человека, в к-ром *дьявол с Богом борется*, однако есть и невыразимое соприкосновение *таинственным мирам иным*, есть признание *той мощи, которая наконец установит правду на земле...*. Для О. Федорова характерно утверждение сверхъестественного, однако главной в ней стала мысль об активно-деятельностном бытии каждого человека и человечества в *общем деле* спасения от смерти, зла и хаоса. Конечная цель усматривается в *одухотворении* *нынешней* слепой, саморазрушающейся Вселенной. Онтологические суждения К. Н. Леонтьева изменялись в основном от нерелигиозного эстетизма до глубокой религиозности, отвергающей абсолютизирование бытия человека самого по себе. Бытие человека в его понимании это жизнь не только здесь, но и там, в потустороннем мире, зависящая от жизни здесь. От бытия человека зависит осуществление в истории таинственной воли Божьей. Особое онтологическое значение в земном мире Леонтьев придавал красоте, четкой *форме* (внутренней идее), не дающей *материи разбегаться*. Бытие органической природы, человека, государства, культур в его понимании аналогично и проходит стадии исходной простоты, *цветущей сложности* и *вторичного упрощения* и *смешения*. В онтологических суждениях Розанова встречались элементы *мистического пантеизма* (*универс* как *мистико-материнская утроба*, рождающая жизнь и небесные тела), чаще *космоцентризма* (с т. зр. Зеньковского). *Мир создан не только рационально, но и священно*; он *согревается и связывается любовью*. Особое значение в структуре бытия Розанов придавал жизни, ее все новому и новому излучающему возобновлению, отчего Земля *плывет... сияющим телом*. Бытие человека связывалось прежде всего с мистикой пола (пол *наша душа*, он сверхъестествен и ближе к Богу, чем ум или совесть). О. всеединства. основанная на синтезе религии, философии и науки, получает широкое обоснование в системе В. С. Соловьева. Под влиянием Б. Спинозы и Шеллинга он усматривает в мироздании первый Абсолют как *Всеединое* (и все, и Единое), *сверхсущее*, Бог и связанное с ним второе, *становящееся Абсолютное* (суть его в сочетании божественной идеи и материальной множественности космоса). В мире проявляется Божественный Логос и *вечная мировая душа* София. Развитие мира в духовном отношении прогрессивно от низших проявлений до природного человека и до Богочеловека и Богочеловечества, в к-рых Логос соединяется с Софией. Идеи О. всеединства своеобразно проявляются в учениях Козлова, С. А. Алексеева, Н. О. Лосского, Несмелова, Лосева; они стали основополагающими во взглядах Карсавина, Франка, Флоренского, Булгакова. С. Н. и Е. Н. Трубецкие также испытали большое влияние О. Соловьева. С. Н. Трубецкой понимал Абсолютное как предельное понятие, однако в основном говорил об одушевленности мира, о *вселенском сознании* и *универсальной чувственности*, субъектом к-рых объявлял психофизическое космическое Существо (*то, что Платон назвал Мировой Душой*). В О. Е. Н. Трубецкого всеединство определялось не как всеединое сущее, а как *всеединое сознание*, или *Всеединый Ум*, Бог. Бога как *смысл* всего сущего, Софию как *силу Божию* он, в отличие от имевших место у Соловьева и Булгакова пантеистических совмещений, коренным образом отделял от мира, хотя считал, что *София действенна в мире*. Особая О. гегельянского толка была присуща Чичерину. В отличие от Гегеля он признавал трансцендентность Абсолюта и начало развития всего сущего связывал не с небытием, а с *полнотой* бытия Абсолюта, или с *Божеством*. В мире *господствует верховный разум, то есть личный Бог*, сущность к-рого все осеняет и всюду проникает, *со всех сторон*. По Чичерину, *Вселенная имеет общий центр* и описывается общей для всего бытия четырехчленной схемой: пространство, сила, материя, движение, при этом осн. закон разума и мира один и тот же. Для О. рус. неолейбницианцев (Козлов, С. А. Алексеев и др.) характерно признание плюрализма бытия. Согласно Н. О. Лосскому, напр., Абсолют (Бог) сотворяет *единицы бытия* (наподобие монад Лейбница), или *субстанциальных деятелей*, к-рые, в отличие от О. Лейбница, взаимодействуют между собой и постепенно самоопределяются, развиваются *в процессе свободной творческой эволюции* мира (от электрона, атома и до человека). В ходе борьбы избравших существование вне Бога *субстанциальных деятелей* образуется *материальное бытие*, а избравшие путь к Богу образуют *царство Духа*, к-рому и принадлежит будущее. О. рус. неокантианства (Лапшин, Челпанов и др.) достойно представлена в учении его осн. сторонника А. И. Введенского (см. Кант в России). С его т. зр., мир это *целое*, существование к-рого, как и человека, необъяснимо из законов природы и подчинено *безусловно ценной цели*. В онтологических суждениях рус. позитивистов бытие ограничивается сферой человеческого опыта. И. И. Мечников писал: *Мы не можем постичь неведомого, его планов и намерений. Оставим же в стороне *Природу* я будем заниматься тем, что доступно нашему уму*. Смысл бытия человека он усматривал в том, чтобы *при помощи науки... исправить несовершенства своей природы* (идея ортобиоза) и достичь *деятельной и бодрой старости*. О. рус. метафизики на основе трансцендентализма (Спир, П. Б. Струве и др.) показательна в учении Вышеславцева, в к-ром заметны влияния И. Г. Фихте и Э. Гуссерля. Рассматривая понятия потенциальной и актуальной бесконечности, он утверждал: иррациональное *Абсолютное лежит в основе актуальной бесконечности* и всего рационального. Абсолютное это *бытие третьего измерения*. Все бытие человека происходит, с его т. зр., лишь в отношении к Абсолютному. Онтологические идеи рус. гуссерлианцев (см. Гуссерль в России) можно представить на примере учения Шпета: прежде всего это отвержение не только личного Бога, но и категории Абсолюта, *воображаемой потусторонности, сверхразумности*. *Вещи в себе* тоже нет, а есть лишь эмпирическое бытие *явлений* и находимые в них *смыслы*, мир *эйдосов*. О. рус. марксистов, испытавшая определяющее влияние диалектики Гегеля и материализма Фейербаха, философских взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса, характеризуется диалектико-материалистическим, атеистическим пониманием мира. Также диалектико-материалистически объясняется бытие человека. Фундаментальный принцип этой О. совпадение диалектики, логики и теории познания: материалистическая диалектика как наука о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления тождественна логике и теории познания. Законы мышления и законы бытия содержательно совпадают; категории материалистической диалектики и онтологичны (отражают объективный мир), и гносеологичны (служат *ступеньками* познания мира). Для онтологических суждений рус. религиозных экзистенциалистов Шестов, Бердяев) характерно определяющее внимание к живому, неповторимому бытию человека, *личности*. Важнейшими характеристиками этого бытия оказываются *свобода*, *безосновность*, *творчество*, *жизнь*, *дух*, *душа*, *Бог*; противопоставление *живого человека* (Шестов) или *личности* (Бердяев) *разумному человеку*, *человеку вообще*, *объективированному бытию*. Все *одноплановые* О. (материалистическая, позитивистская и др.) оцениваются как плоские, ограниченные; самое главное в мироздании и бытии человека связывается с бытием Бога. О. Шестова, уходя от О. *Афин* (античных учений и связанных с ними европейских учений), искала опору в *Иерусалиме* (Библии и *библейской* философии Тертуллиана, П. Дамиани и др.). Эмпирическому бытию, пораженному ничто, противостояло высшее бытие Бог, не связанный *никакими законами*. О. Бердяева ознаменована рядом порой значительных изменений и в позднем периоде творчества предстала в следующем виде: *Бог возжелал *другого* и ответной любви, в силу чего и сотворил мир*, символически отражающий первореальность и падший в результате первого грехопадения людей. Поскольку *теогонический процесс богорождения происходит в божественной Бездонности*, то свобода, коренящаяся в ничто, оказывается первичнее Бога и мира; *Бог всесилен над бытием, но не над свободой*, особенно человеческой. Однако *внутренняя жизнь Бога* реализуется через человека и мир, в истории *просветляется темное начало*, наличествующее в космогонии и теогонии.

  1. онтологияОНТОЛОГИЯ от греч. on род. падеж ontos сущее и .логия iраздел философии в кром рассматриваются всеобщие основы принципы бытия iего структура и закономерности. По своему ...Большая советская энциклопедия
  2. онтологияот греч. n род. падеж ntos сущее и.Логия раздел философии в котором рассматриваются всеобщие основы принципы бытия См. Бытие его структура и закономерности. По своему су...Большая Советская энциклопедия II
  3. онтологиягреч. ontos сущее logos слово учение наука . в философии метафизические изыскания занимающие общими проблемами существования бытия вообще независимо от определнных об...Большая энциклопедия по психиатрии
  4. онтологияж. ontologia Итальянорусский словарь....Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. онтологияж. филос.ontologa f...Большой русско-испанский словарь
  6. онтологиясущ. жен. рода с.х. филос....Большой русско-украинский словарь
  7. онтологияж. ontologie f...Большой русско-французский словарь
  8. онтологияontology раздел философии и метафизики занимающийся установлением природы фундаментальной сущности вещей в мире например существуют ли разумы. Примеры философской онтоло...Большой толковый социологический словарь
  9. онтологияот греч. ontos бытие и iogos учение слово англ. ontology нем. Ontologie. Учение о бытии раздел философии изучающий фундаментальные принципы бытия наиболее общие катег...Большой толковый социологический словарь II
  10. онтологияж.ontologie f...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  11. онтологияот греч. on род. п. ontos сущее и .логия разделфилософии учение о бытии в отличие от гносеологии учения о познаниив котором исследуются всеобщие основы принципы бытия ...Большой энциклопедический словарь II
  12. онтологияОНТОЛОГИЯ от греч. on род. п. ontos сущее и .логия раздел философии учение о бытии в отличие от гносеологии учения о познании в котором исследуются всеобщие основы при...Большой Энциклопедический словарь V
  13. онтологиягреч. ontos сущее logos учение учение о бытии о принципах его строения законах и формах....Глоссарий философских терминов
  14. онтологияфилософское учение о бытии о сущем как таковом в его наиболее общих характеристиках независимо от его частных форм видов и в отвлечении от логикогносеологических методоло...Евразийская мудрость от А до Я
  15. онтологияот греческого on родительный падеж ontos сущее и .логия раздел философии учение о бытии в отличие от гносеологии учения о познании в котором исследуются всеобщие основы...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  16. онтологияучение о бытии раздел философии изучающий фундаментальные принципы бытия наиболее общие сущности и категории сущего. Термин впервые появился в Философском лексиконе Р.Гок...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  17. онтологиягреч. on ontos сущее logos учение учение о бытии в классической философии учение о бытии как таковом выступающее наряду с гносеологией антропологией и др. базовым компоне...История философии
  18. онтологияОНТОЛОГИЯstrongгреч. on ontos сущее logos учение учение о бытии в классической философии учение о бытии как таковом выступающее наряду с гносеологией антропологией и ...История философии II
  19. онтологияучение о бытии часть метафизики занятая исследованием бытия как исходной для философии реальности без которой невозможно понять существование отдельных вещей благодаря св...Краткий религиозно-философский словарь
  20. онтологияontology Наука о бытии изучение бытия. Согласно американскому экзистенциальному аналитику см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ Rollo May человек обладает четырьмя онтологическими характе...Критический словарь психоанализа
  21. онтологиясущностное воззрение на бытие в целом позволяющее осуществлять объектноказуальный анализ реконструкции прогнозирование и т.п. в рамках решаемых задач и проблем....Методологический словарь для управленцев
  22. онтологиякорень ОНТ соединительная гласная О корень ЛОГ окончание ИЯ Основа слова ОНТОЛОГВычисленный способ образования слова Сложение основ ОНТ соединительная гласная О Л...Морфемный разбор слова по составу
  23. онтологияНачальная форма Онтология единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  24. онтологияontology раздел философии учение в кром исследуются всеобщие основы принципы бытия развитые в фундаментальной О. Хайдеггера его структура и закономерности. Это означает ч...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  25. онтологияот греч. ontos сущее и логия раздел философии учение о бытии метафизика бытия и вещей в отличие от гносеологии или эпистемологии учений о познании в котором исследуютс...Начала современного естествознания
  26. онтологиягреч. сущее учение учение о бытии о принципах его строения законах и формах. В классической философии XVIII XIX вв. О. сопоставляется с гносеологией теорией познания логи...Новая философская энциклопедия
  27. онтологияОНТОЛОГИЯ греч. on ontos сущее logos учение учение о бытии в классической философии учение о бытии как таковом выступающее наряду с гносеологией антропологией и др. б...Новейший философский словарь
  28. онтологиягреч. on ontos сущее logos учение учение о бытии в классической философии учение о бытии как таковом выступающее наряду с гносеологией антропологией и др. базовым ком...Новейший философский словарь II
  29. онтологияонтология ж. Учение о бытии его основах принципах структуре и закономерностях....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  30. онтологиянаука о бытии в себе противопоставляется антропологии науке о человеке. Платон в VII книге Государства Спиноза Гегель и Хайдеггер развивали онтологическую проблему котор...Новый философский словарь
  31. онтологияОбычно аспект метафизических изысканий занимающихся вопросом существования независимо от определенных объектов и событии. Существование здесь может быть понято широко охв...Оксфордский толковый словарь по психологии
  32. онтологияОбычно аспект метафизических изысканий занимающихся вопросом существования независимо от определенных объектов и событии. Существование здесь может быть понято широко охв...Оксфордский толковый словарь по психологии
  33. онтологияонтология онтология и филос....Орфографический словарь
  34. онтологияu жu Р.u Д.u Пр.u онтологии...Орфографический словарь русского языка
  35. онтологияот греч. онтос сущее логос слово понятие учение учение о бытии как таковом раздел философии изучающий фундаментальные принципы бытия наиболее общие сущности и категори...Педагогический словарь по темам
  36. онтологияонтология онтологии онтологии онтологий онтологии онтологиям онтологию онтологии онтологией онтологиею онтологиями онтологии онтологиях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  37. онтологияОрфографическая запись слова онтология Ударение в слове онтология Деление слова на слоги перенос слова онтология Фонетическая транскрипция слова онтология [анталога] Хар...Полный фонетический разбор слов
  38. онтологияонтологя ....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  39. онтологияонтология и филос.em...Русский орфографический словарь
  40. онтологияЖ мн. нет fls. ontologiya idealist flsfd varlq haqqnda metafizik nzriyy....Русско-азербайджанский словарь
  41. онтологияontology...Русско-английский морской словарь
  42. онтологияж.учение о бытииem ontology...Русско-английский психологический словарь
  43. онтологияонтология ж.iontology...Русско-английский словарь
  44. онтологияf....Русско-английский словарь математических терминов
  45. онтологияontology...Русско-английский словарь по электронике
  46. онтологияontology филос....Русско-английский словарь политической терминологии
  47. онтологияontology...Русско-английский технический словарь
  48. онтологияАнталогя...Русско-белорусский словарь
  49. онтологияфилос.i анталогя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  50. онтологияфилос. онтология идеалистк философияда болмыс туралы метафизикалы лм...Русско-казахский словарь
  51. онтологияонтология...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  52. онтологияонтология...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  53. онтологияж. филос. онтология идеалисттик философияда тиричшшк жнндг метафизикалык окуу....Русско-киргизский словарь
  54. онтология....Русско-китайский словарь
  55. онтологияontoloija...Русско-латышский словарь
  56. онтологияонтология и...Русское словесное ударение
  57. онтологиянаука о бытии в себе противопоставляется антропологии науке о человеке. Платон в VII книге Государства Спиноза Гегель и Хайдеггер развивали онтологическую проблему котор...Сверхкраткий философский словарь
  58. онтологияонтология и...Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник
  59. онтологиягреч.em учение о сущем о бытии философская дисциплина по сути сложившаяся уже в греч. философии Парменид Платон Аристотель но как философское понятие впервые сформулирова...Словарь античности
  60. онтологияОНТОЛОГИЯ греч. этим. см. предыд. слово. Наука о действительно существующем наука об общих свойствах вещей. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чуд...Словарь иностранных слов русского языка
  61. онтологияраздел философии учение о бытии в отличие от гносеологии учения о познании. В нем исследуются всеобщие основы принципы бытия его структура и закономерности. Термин введ...Словарь исторических терминов
  62. онтологияampLT др.греч.u сущее логияФилософское учение о принципах основах строении и закономерностях бытия в отличие от учения о познании гносеология. Например Онтологический с...Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  63. онтологияот греч. on ontos сущее и logos учение раздел философии учение о бытии в отличие от гносеологии учения о познании в котором исследуются всеобщие основы принципы бытия ...Словарь по истории психологии
  64. онтологияучение о бытии возродившаяся в XX в. онтология выработала чрезвычайно широкое понятие реальности сообщив полную реальность духу и пытаясь с этой позииии определить автоно...Словарь по педагогической антропологии
  65. онтологиягреч. on ontos сущее logos учение учение о бытии в классической философии учение о бытии как таковом выступающее наряду с гносеологией антропологией и др. базовым ком...Словарь постмодернизма
  66. онтологияОНТОЛОГИЯ иem ж.i Гр.i font.Раздел науки о началах человеческого познания и самых общих понятиях составлявший в XVIII в. основную часть схоластической философии.Онтологи...Словарь русского языка XVIII в
  67. онтологияонтология сущ. колво синонимов философия Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. ....Словарь синонимов II
  68. онтологиягреч сущее и слово понятие учение учение о бытии как таковом раздел философии изучающий фундаментальные принципы бытия наиболее общие сущности и категории сущего. Иногда ...Советский философский словарь
  69. онтологияот греч. on сущее и logos учение учение о бытии о сущем о его формах и фундаментальных принципах о наиболее общих определениях и категориях бытия. Термин был введен Р. Го...Современная западная философия
  70. онтологияОНТОЛОГИЯ от греческого on родительный падеж ontos сущее и .логия раздел философии учение о бытии в отличие от гносеологии учения о познании в котором исследуются всеоб...Современная энциклопедия
  71. онтологияОНТОЛОГИЯ от греч . on род. п. ontos сущее и .логия раздел философии учение о бытии в отличие от гносеологии учения о познании в котором исследуются всеобщие основы при...Современный энциклопедический словарь
  72. онтологияONTOLOGY Раздел философии или метафизики в рамках которого рассматриваются вопросы бытия existence. Онтологические положения это допущения лежащие в основе теорий о возм...Социологический словарь
  73. онтологияучение о бытии раздел философии изучающий фундаментальные принципы бытия наиболее общие категории сущего. греч.Ontos бытие Logos учение Словарь по общественным наукам....Теория и практика разрешения виртуального конфликта
  74. онтологияОнтологияstrong ontology лексикон специализированной терминологии вместе с некоторой спецификацией значения терминов в лексиконе.Примечание . Структурированный набор отн...Терминологический словарь автоматизации строительства и производственных процессов
  75. онтологияОНТОЛОГИЯ греч. ученье о существе или о сущности бытии сути....Толковый словарь живого великорусского языка
  76. онтологияонтология irp. on ontos сущее .логия] философское учение о бытии в буржуазной философии о. противопоставляется теории познания и логике в марксизмеленинизме о. трактует...Толковый словарь иностранных слов
  77. онтологияОНТОЛОГИЯ и ж. Философское учение об общих категориях изакономерностях бытия существующее в единстве с теорией познания и логикой.II прил. онтологический ая ое....Толковый словарь Ожегова
  78. онтологияОНТОЛОГИЯ онтологии ж. от греч. on род. п. ontos сущий и logos учение филос. В идеалистической философии учение о бытии об основных началах всего существующего....Толковый словарь русского языка II
  79. онтологияонтология онтология и ж. Философское учение об общих категориях и закономерностях бытия существующее в единстве с теорией познания и логикой.прил. онтологический ая ое....Толковый словарь русского языка II
  80. онтологияОНТОЛОГИЯ и ж. Философское учение об общих категориях и закономерностях бытия существующее в единстве с теорией познания и логикой. прилагательное онтологический ая ое....Толковый словарь русского языка
  81. онтологияУдарение в слове онтологияУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове онтология...Ударение и правописание
  82. онтологиягреч. to on сущее существующее logos слово знание у Гуссерля в качестве второй философии занимает место которое ранее обычно отводилось метафизике онтология призвана и...Феноменологическая философия науки - критический анализ
  83. онтологияважнейший раздел философского знания учение о бытии вообще и формах его проявления. Онтология прежде всего анализирует главные принципы бытия и различные картины мира как...Философия - конспект лекций и словарь терминов
  84. онтологияфилософское учение о бытии. О. изучает природу бытия происхождение и сущность его основных сфер природы общества второй природы человека....Философия - словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»
  85. онтологияучение об основных свойствах структуре и закономерностях предметной действительности бытия в отличие от других разделов философии гносеологии учение о сознании и познании...Философия науки
  86. онтологиягреч. онтос ontoz бытие и логос logoz учение учение о бытии....Философия политики
  87. онтологияОНТОЛОГИЯ учение о бытии как таковом раздел философии изучающий фундаментальные принципы бытия. Иногда О. отождествляют с метафизикой но чаще рассматривают как ее осново...Философская энциклопедия
  88. онтологияот греч. род. п. сущее и наука в ряде филос. систем так называют ту их часть в крой излагается учение о бытии как таковом независимо от субъекта и его деятельности....Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  89. онтологияот греч. on[ontos] сущее. logos понятие учение философское учение о бытии как таковом в котором исследуются всеобщие основы принципы бытия его структура и закономерно...Философские термины
  90. онтологияот греч. on ontos сущее и logos понятие разум учение о бытии. С нач. в. у Гоклениуса Глауберга и наконец у Христиана Вольфа онтология есть не что иное как метафизика б...Философский энциклопедический словарь II
  91. онтологияот греч. on ontos сущее и logos понятие разум учение о бытии. С нач. в. у Гоклениуса Глауберга и наконец у Христиана Вольфа онтология есть не что иное как метафизика...Философский энциклопедический словарь
  92. онтологияонтология онтологии онтологии онтологий онтологии онтологиям онтологию онтологии онтологией онтологиею онтологиями онтологии онтологиях Источник Полная акцентуированная п...Формы слова
  93. онтологияОнтология Оля Олинго Олин Огон Нто Нло Нит Нилот Нил Лян Лягин Лото Лот Лоно Лонг Логия Логин Лог Лион Линт Лиго Итого Оогония Оолит Оология Оон Итог Ооо Отгон Отология Т...Электронный словарь анаграмм русского языка
  94. онтологияОнтология вообще учение о сущем в особенности так обозначается основная формальная часть философии в системе Христиана Вольфа который следуя Аристотелю называет ее такж...Энциклопедический словарь
  95. онтологиявообще учение о сущем в особенности так обозначается основная формальная часть философии в системе Христиана Вольфа который следуя Аристотелю называет ее также первой фил...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  96. онтологияОНТОЛОГИЯ греч. on ontos сущее logos учение учение о бытии в классической философии учение о бытии как таковом выступающее наряду с гносеологией антропологией и др. б...Энциклопедия История философии
  97. онтологияот греч. ontos бытие и iogos учение слово англ. ontology нем. Ontologie. Учение о бытии раздел философии изучающий фундаментальные принципы бытия наиболее общие катего...Энциклопедия социологии