Русская философия

НИКИФОР

(2-я пол. XI в. 1121) религиозный писатель и мыслитель, митрополит Киевский. Родом из Ликии (Малая Азия). На формирование его взглядов несомненно оказал влияние Михаил Пселл (1018-1096/1097), возглавлявший константинопольскую философскую школу, в то время, когда Н. проходил обучение в столице Византии. Творчество Н. несет на себе явный отпечаток платонизма, столь характерного для Пселла и его окружения. Следуя традициям теологического рационализма, Н. примирял философию с богословием, используя идеи древн. философов для обоснования доктрин православия. Н. вряд ли принадлежал к византийской элите, ибо получил хотя и важное в политическом плане, но непрестижное назначение в далекую, едва затронутую христианизацией страну. О деталях карьеры Н. на Руси мы имеем весьма скудные сведения. Будучи избран князем и собором епископов митрополитом в 1096 г. (до этого был епископом Полоцким), он до самой смерти выполнял обязанности верховного пастыря. До нас дошло пять принадлежащих перу Н. произв.: два адресованы Владимиру Мономаху (*Послание о посте и о воздержании чувств*, *Послание от Никифора митрополита Киевского к Владимиру князю всея Руси... о разделении церквей на восточную и западную*), одно волынскому князю Ярославу Святополковичу (*Написание на латыну к Ярославу о ересях*), одно неназванному по имени князю и одно поучение, приуроченное к неделе сыропустной. В целом это довольно цельная подборка наставлений, касающихся религиозного значения поста и опасности латинства. Вместе с тем творческую манеру Н. отличает не внешний риторический блеск и не назидания по множеству частных религиозных вопросов, но глубокая проработка доктринальных проблем, а также тонкий, витиеватый, понятный только подготовленному человеку ход мыслей. Так, в *Послании о посте и о воздержании чувств* тема поста служит лишь поводом для отвлеченных философско-богословских рассуждений, в канву к-рых искусно вплетены экскурсы в античную мудрость, *хитрословесные* рассуждения о соотношении души и тела, природе добра и зла. Решая проблему соотношения души и плоти, телесного и бесплотного, а в конечном счете, понимания божественного и земного, Н. развивает мысль о двойственности бытия. Разумное и духовное начало характеризуется им как божественное и бесплотное по своему естеству, плотское же начало наделяется неразумными греховными качествами. В отличие от довольно распространенной дуалистической церковной трактовки, сводившей оба начала к состоянию противоборства и изолированного самобытия, автор *Послания* исходит из принципа тесного их взаимодействия, уравнивающего материю и дух. Примером такого благодатного взаимодействия и является, по его мнению, пост, легкой пищей укрощающий телесные страсти и открывающий духу власть над телом. Сближая дух и плоть, Н. делает вывод, что проявление зла как качества тварного мира тесно перемешано с добром как свойством мира духовного. Зло и добродетель, по его убеждению, так же неразделимы в бытии, как в сущностном плане неразрывны материальное и духовное. Таким ходом мысли дуализм мироздания, на к-ром зиждется доктрина ортодоксальности христианства, в значительной степени преодолевается, и автор в соответствии с принципами платонизма встает на позицию гармонизированного восприятия бытия. Эта же онтология лежит в основе трактовки механизма познания. Душа, по Н., взаимодействует с миром через слуг, коими являются пять чувственных телесных органов (очи, слух, обоняние, осязание и *вкушение*). Бесплотная душа помещается в голове вместе с умом *воеводой чувств и светлым разумным оком*. *Князь* и *воевода* чувств это образные уподобления разума, определяющие высшее качество души. На основании данных чувств *князь* разум способен познать невидимый мир, а правильное использование разума ведет к разумению Бога. Механизм познания бестелесного и неосязаемого сводится к формуле *по творению познай Творца*. Источником знаний, в т. ч. и о божественном, оказываются чувства и разум. Характерно, что в тексте откровение вообще не фигурирует в качестве источника знания. В Послании Н. отразилось платоновское учение о трехчастной душе, к-рое позднее получило широкую известность на Руси благодаря творениям Иоанна Дамаскина. Высшая сила души представлена *словесным* началом, т. е. умом, к-рый руководит поведением человека. *Яростное*, или чувственное, начало управляет страстями и эмоциями. Это требующий подавления источник низменных инстинктов, возбудитель злобы, зависти и др. осуждаемых с нравственных позиций страстей. *Желанное* начало отождествляется с волей, к-рая направляет человеческие действия. С помощью воли разумное начало управляет инстинктивной сферой *яростного*, нуждающегося в подавлении. Хотя в иерархическом членении трех душевных сил разуму отводится верховное место, он определяется источником как благоверия, так и зловерия, обнажающего *болезнь разума*. С др. стороны, не все *яростные* инстинкты порочны, напр., богоугоден праведный гнев, направленный против зловерия. Связующим звеном между высшими и низшими силами души является воля. Взаимодействие всех душевных сил направлено на гармонизацию бытия, на преодоление его разорванности. В оценках поступков и событий Н., по-видимому, склонялся к фатализму. Напр., рисуя в комплиментарных чертах высокий нравственный облик Мономаха, митрополит приписывает все его достоинства божественному предопределению. В Послании создан идеальный образ государства, уподобленного некоей антропоморфной модели, где тело страны подчинено властной душе. Руководство осуществляет ум, символизирующий княжескую власть. Он действует через своих слуг, к-рые уподобляются органам чувств. В основу идеального образа государственного организма Н. закладывает общий с живыми разумными существами принцип гармонизации духовного и плотского начал. Поэтому пост так же плодотворно может повлиять на совершенствование и исправление властной души (т. е. на поступки князя), как он влияет на очищение человеческих душ. Переключаясь с теории на конкретно-исторический план, Н. дает оценку правления Мономаха, анализирует конкретные действия власти, исходя из сформулированных им принципов. Автор предупреждает, что власть в грехе проявляет себя как грубая телесная сила, яростное начало к-рой призваны сдерживать религиозные предписания и советы духовных наставников. Античный след, оставленный Н. в культуре Древней Руси, свидетельство причастности древнегреч. традиции к отечественной мысли. Мировоззренчески родственные *Посланию* Н. идеи содержались в логико-философских главах *Изборника 1073 года*, в *Шестодневе* Иоанна, экзарха Болгарского, и ряде др. текстов. Они характеризовали веротерпимое, жизнеутверждающее, открытое знаниям течение мысли, враждебное дуалистическому, мистическому и иррационалистическому направлению в древнерус. христианстве.

  1. никифорНикифорstrong гр. победоносец. Ср. Вероника. Ср. также наши светофор светоносен семафор знаконосец тоже построенные на основе греч. яз....Ты и твоё имя (список имён)
  2. никифорархимандрит Воскресенского мря XVII в.Венгеров Никиформитрополит киевский .Венгеров Никифордух. писатель архиеп. константиноп. Троицкая Сергиев. лавра .ВенгеровСинонимы ...Большая биографическая энциклопедия
  3. никифорNikephros В Византии Н. Istrong умер . император с . При императрице Ирине См. Ирина был Логофетом геникона после дворцового переворота сановная столичная знать провозгла...Большая Советская энциклопедия II
  4. никифоримя собств. сущ. муж. родаНикифоримя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  5. никифорвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  6. никифорЗевин Зебин Кесарийский Палестинский ум. христианскиймученик пострадавший в гонение императора Максимиана Галерия. Память вПравославной церкви ноября....Большой энциклопедический словарь II
  7. никифорНикифор Ничипр гр. nikephoros переможний переможець. Ничишрко Ничипорко Чпка. Муляр Никифор рано встав . Франко Пдстрижть нас дду Никифоре! А у вдповдь Пдстрижу!. Л. Го...Власні імена людей
  8. никифоркиевский митрополит. В г. умирает митрополит Ефрем. На его место великий князь Святополк Изяславич избирает полоцкого епископа Никифора. В году после ослепления Васильк...Историко-биографический словарь Повесть временных лет
  9. никифоруроженец Константинополя богослов историк патриарх друг и единомышленник Феодора Студита. Он был сыном императорского нотария которого в царствование Константина V ...Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь
  10. никифорНИКИФОР в византийский писатель историк церковный деятель философ. Патриарх Константинопольский в низложен и сослан в монастырь. Полемич. соч. против манихеев и иконоб...Литературный энциклопедический словарь
  11. никифорНачальная форма Никифор единственное число именительный падеж имя мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  12. никифорНикифорstrong а м. прост. Микифор а Отч. Никифорович Никифоровна разг. Никифорыч. Производные Никифорка Никиша Ника Никуша Никуся. [Греч. nikephoros победоносный победит...Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  13. никифорНикифор менник чоловчого роду стота...Орфографічний словник української мови
  14. никифорНикифор Никифорович Никифоровнаem Синонимы имя...Русский орфографический словарь
  15. никифорСинонимы имя...Русско-китайский словарь
  16. никифорМужское имя...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  17. никифорАрхимандрит Воскресенского Новый Иерусалим именуемого Монастыря бывший там с по год. В библиотеке сего Монастыря сохраняется его рукопись содержащая Историческое извест...Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви, 1827 г. (репринт 1995 г.)
  18. никифорНикифор а муж.em прост.em к Микифор а.Отч.strong Никифорович Никифоровна разг.em Никифорыч. Производныеstrong Никифорка Никиша Ника Никуша Никуся. Происхождениеstrong Гре...Словарь личных имен
  19. никифорНикифор иеромонах сотр. Чт. в Общ. Любит. Духовн. Просвещ. Псевдонимыi Н. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. . ...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  20. никифорНастоящее имя Аксаковu Иван Сергеевич Самаринu Юрий ФедоровичПроизведенияi Никифор. Русское православие и свобода совести. [Лейпциг ]Примечаниеi Книжка составилась из пе...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  21. никифорНикифор победоносный Микифор Никифорка Никиша Ника Никуша Никуся Словарь русских синонимов. никифор сущ. колво синонимов имя Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Сино...Словарь синонимов II
  22. никифорНикифор победоносный Микифор Никифорка Никиша Ника Никуша Никуся...Словарь синонимов
  23. никифорум. киевский митрополит в грек по национальности. В участвовал в решении вопроса о приглашении кн. Владимира Мономаха для подавления восстания в Киеве. Автор антикат...Советская историческая энциклопедия
  24. никифорНИКИФОР Коринфский ум . или христианский мученик пострадавший в Коринфе в гонение императора Деция ученик Кодрата. Память в Православной церкви января февраля и март...Современный энциклопедический словарь
  25. никифорНИКИФОР Зевин Зебин Кесарийский Палестинский ум. христианский мученик пострадавший в гонение императора Максимиана Галерия. Память в Православной церкви ноября....Современный энциклопедический словарь
  26. никифорНИКИФОР Угличский ум . преподобномученик погибший при разорении Углича поляками в Смутное время. Память в Православной церкви мая июня собор РостовоЯрославских святых....Современный энциклопедический словарь
  27. никифорRzeczownik Никифор Nikifor...Универсальный русско-польский словарь
  28. никифорЗв. також Н. Матейко вд Н. Криницький справжн мя пифанй Дровняк пол.em малярсамоук з походження укранець лемко з огляду на соцальне походження та фзичн вади провадив жи...Універсальний словник-енциклопедія
  29. никифорзв. також Н. Матейко вд Н. Криницький справжн мя пифанй Дровняк пол. малярсамоук з походження укранець лемко з огляду на соцальне походження та фзичн вади провадив житт...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  30. никифорНИКИФОР НИКИФОР я пол. в. Ликия Малая Азия Киев митрополит Киевский автор посланий и поучений. Родом из Византии. Учился в Константинополе как мыслитель сформировался ...Философская энциклопедия
  31. никифорРик Рико Орфик Рин Орн Орк Нок Никифор Нии Крон Крио Крин Ринк Рио Риони Риф Рнк Рок Рон Фин Корф Финик Фирн Фокин Кино Ироник Ирон Инок Инкор Инко Инк Фрик Ион Кирин Кнр...Электронный словарь анаграмм русского языка