Русская философия

НАРОДНИЧЕСТВО

1) общественное движение последней трети XIX нач. XX в.; 2) особое явление рус. культуры; 3) идеология, составившая комплекс экономических, политических, социалистических, философско-социологических теорий самобытности рус. пути общественного развития. Н. прошло путь от кружков до сплоченных объединений революционных разночинцев (*Народная воля*), в XX в. воплотилось в наиболее массовую в России демократическую партию социалистов-революционеров, а также партию народных социалистов, сохранило свое влияние и после октября 1917 г. в деятельности анархистов и кооперативных движениях. Оно нашло отражение в произв. художественной литературы (Г. И.Успенский, П. В. Засодимский, Н. Е. Каронин, Н. Н. Златовратский, отчасти Толстой), в исторической, экономической, этнографической науке (В. И. Семевский, Щапов, Воронцов, Н. Ф. Даниельсон, И. А. Худяков, Д. А. Клеменц, В. Г. Богораз). Моральный пафос Н. с его теорией долга интеллигенции перед народом (Лавров) формировал осн. черты идейного облика рус. демократически настроенного образованного об-ва. Идейные источники Н. включают широкий круг произв. европейской (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль, П. Ж. Прудон, Л. Фейербах, Гегель, младогегельянство, И. Кант и др.) и рус. мысли (декабристы, Белинский, Герцен, Огарев, Чернышевский, Добролюбов, Писарев и др.). Особым теоретическим источником для Н. 70-80-х гг. был марксизм, к-рый воспринимался наряду с др. социалистическими, научными и философскими теориями, включая лассальянство, позитивизм, дарвинизм. В свою очередь и К. Маркс активно использовал в последнее десятилетие своей жизни Н. как важный источник для изучения экономики докапиталистических об-в. Плеханов, проделавший эволюцию от Н. к марксизму, отмечал, гл. обр., лишь слабости и недостатки теоретиков Н. Отношение Ленина к Н. было гибким и включало наряду с критикой либерализма Н. 90-х гг. более позднее признание революционных заслуг *старого Н.*, а в послеоктябрьский период также интерес к теории кооперации Н. Влияние Н. обнаруживается в раннем творчестве Бердяева, сказывается в жанровой специфике соч. на темы об общине, роли личности и критической мысли в истории, о соотношении рус. и зап. путей развития об-ва и т. п. Влияние Н. имело место и в позитивном (как непосредственное развитие Н.), и в негативном аспектах (как полемика с Н. и его *преодоление*). В последнем смысле без анализа Н. не могут быть поняты такие темы, как *Маркс в России*, *богоискательство*, *новое религиозное сознание* , а также главные *манифесты* рус. идеализма нач. XX в. *Проблемы идеализма*, *Вехи*, *Из глубины*. Нек-рые мотивы народнического понимания России были использованы евразийством: экономическая самобытность, общинный, анти-ндивидуалистический, артельный строй жизни, этногеографическое своеобразие. Начало оформлению доктрины Н. было положено работами Лаврова *Исторические письма* (1868-1869) и Михайловского *Что такое прогресс?* (1869). Здесь проявилась приверженность к социологической, философско-исторической, нравственной проблематике в отличие от Чернышевского и шестидесятников, к-рые подчеркивали мировоззренческий приоритет естественных наук. Лавров и Михайловский отрицали возможность объективной интерпретации истории и на основе субъективного метода подчеркивали необходимость выдвижения личностного, морально-ценностного критерия оценки исторических фактов. Так, общественный прогресс, с их т. зр., не может быть понят как подведение исторических процессов под нек-рый общий принцип, объясняющий ход событий наподобие действия неумолимых законов природы. Прогресс есть *развитие личности* и *воплощение в общественных формах истины и справедливости* (Лавров). Он не равнозначен биологической эволюции, где наиболее доступным критерием совершенства является усложнение организации и дифференциация. Михайловский в противоположность Спенсеру определяет прогресс не как наращивание социальной разнородности (достигающееся в основном через рост общественного разделения труда), а как движение к социальной однородности. Это состояние гармонии общественного целого, выражающееся в объединении его составных элементов, в формировании целостного индивида, достижении общественного блага и справедливости. Методология исследования истории в Н. противоположна объективизму, хотя оно не отрицает возможности (в определенных пределах) использования опыта, наблюдения, индукции, дедукции и др. объективных методов. Своеобразие социального познания, по Лаврову и Михайловскому, в том, что общественные явления изучают ученые как конкретные личности, обладающие определенными представлениями о добре и зле, желательном и нежелательном. Социальные науки, при таком толковании, приобретают характер аксиологических дисциплин (см. Аксиология). Остается лишь очистить их от *дурного* субъективизма, произвола суждений и оценок и должным, критическим образом отобрать положительное, отвергнув все отрицательное. Сфера положительного, по Михайловскому, охватывает идеалы социальной справедливости (солидарности), а вторая сфера *идолы* и предубеждения, порожденные незнанием совр. науки. Постоянное отстаивание первенства ценности над фактом, приоритет морально должного перед сущим в сфере социального относится к числу оригинальных достижений Лаврова и Михайловского, к-рые одними из первых поняли, что вся социальная наука должна быть построена на примате личности. Эта черта Н. была выражена в учении Лаврова о критически мыслящих личностях и в теории *борьбы за индивидуальность* Михайловского. Особый резонанс в рус. философии получило учение Михайловского о *правде-истине* и *правде-справедливости*, к-рое рядом рус. и зап. авторов интерпретировалось как доказательство своеобразия как Н., так и рус. философии в целом (напр., Бердяев). Михайловский, однако, не стремился доказать к.-л. уникальность рус. мышления со ссылкой на особое слово *правда*. Он, скорее, лишь стремился подыскать наиболее образную форму для выражения того синтетического, научно-ценностного понимания мира, к-рое более всего должно импонировать всякому, а не только рус. человеку, приверженному свободе и научной истине. Он обращал внимание на использование не только рус, но и европейской, а также античной культурой понятий, схватывающих близость истины и справедливости. Н. не обладало единой философской программой. Взгляды его ведущих представителей отражали связь с различными традициями рус. мысли, а также принадлежность к трем направлениям революционного Н. пропагандистскому (Лавров), анархистскому (М. А. Бакунин), заговорщическому (Ткачев). Лавров и Михайловский в целом придерживались позитивистской ориентации. Бакунин, прежде чем стать материалистом в собственно народнический, анархистский период своей деятельности (с сер. 60-х гг.), проделал сложную философскую эволюцию, сменив увлечения Гегелем, левогегельянством и Фейербахом. Он явился создателем едва ли не самой яркой в России концепции атеизма, основанной на материалистическом отрицании религии и церкви, по его мнению, наиболее враждебных человеческой свободе порождений государственного гнета: *Если Бог есть, человек раб. А человек может и должен быть свободным. Следовательно, Бог не существует*. Для Бакунина характерно не указание на противоположность науки и религии (как для большинства европейских сторонников атеизма), но подчеркивание оппозиции *реальная и непосредственная жизнь и религия* или *божественный призрак и действительный мир*. Ложность религии, по его мнению, заключается гл. обр. в том, что она пытается подчинить воле божества стихийный поток жизни, не укладывающийся ни в рамки законодателей науки, ни в предустановления Верховного существа. Бакунин, прошедший до увлечения анархизмом основательную школу нем. философии, не принимал, конечно, религиозную метафизику за сознательный обман или изначально ложную ветвь познания. Напротив, он считал, что теология и метафизика являются ступенями человеческого разумения, исторически необходимыми этапами абстракции, *отвлечения*, к-рые вели *неминуемо к Верховному Существу, к Богу, к Ничто*. Однако по мере освоения *живой действительности*, осознания *полноты бытия* и самого себя человек неминуемо приходит к пониманию не сверхъестественного, а естественного хода вещей, к антитеологизму, к идее всемирной материальной взаимозависимости. Материализм Ткачева явился продуктом нигилизма 60-х гг. и разделял все его осн. черты: отрицательное отношение к диалектике, метафизике, религиозной философии. Он имел гл. обр. декларативный характер, т. к. Ткачев не занимался разработкой к.-л. философского построения, а специализировался на критике всех систем, не относящихся к разряду *реалистических* (материалистических). К ним он относил неокантианство, философию А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, позитивизм Конта, Спенсера, Е. Дюринга, Дж. Г. Льюиса, Лесевича и Михайловского, метафизику В. С. Соловьева, Юркевича, Козлова. Социально-философские идеи Ткачева резко контрастировали и с ценностным подходом Лаврова, и с анархизмом Бакунина. Он был сторонником применения объективного метода в социальных науках и не случайно одним из первых положительно оценил еще в 60-х гг. труды Маркса, в частности его работу *К критике политической экономии*, объявив себя сторонником *экономического материализма*. Однако взгляды Ткачева всецело оставались в рамках Н., о чем свидетельствует острая критика Марксом и Энгельсом его бланкистской революционной тактики и взглядов на государство. Последним крупнейшим теоретиком Н. был сторонник анархокоммунизма Кропоткин. Будучи естествоиспытателем, историком, социологом и теоретиком нравственной философии, он обладал энциклопедическими познаниями. Центром его теоретических изысканий было масштабное историко-социологическое исследование общностей, ассоциаций, союзов, сельских общин и иных форм человеческой коллективности. Свою главную задачу Кропоткин видел в обосновании необходимости замены насильственных, централизованных, конкурентных форм человеческого общежития, основанных на государстве. Эти формы, враждебные духу *индивидуации* (свободного развития человеческих способностей), должны быть сменены децентрализованными, самоуправляющимися, солидарными ассоциациями, прообразом к-рых были сельская община, вольный город средневековья, гильдии, братства, рус. артель, кооперативные движения и т. п. Подтверждение этому Кропоткин находил в *законе взаимопомощи*, действие к-рого охватывает и сферу природы, и сферу общественной жизни (общественная солидарность). Область солидарного, по Кропоткину, является всеобщей и включается в жизнь человека как инстинкт общественности, зарождающийся еще у животных и пересиливающий инстинкт самосохранения. Обоснование Н. идеи свободной кооперации и солидарности, его критика авторитаризма и диктатуры, по-видимому, были причиной отрицательного отношения к Н. со стороны Сталина. В 1935 г. было запрещено Об-во бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, закрыт журнал *Каторга и ссылка*. В *Кратком курсе истории ВКП (б)* была дана негативная оценка как либерального, так и революционного Н. (даже без упоминания его главных представителей). Были прекращены издания соч. Лаврова, Ткачева, Бакунина. Изучение Н. фактически было запрещено и возобновилось лишь в нач. 60-х гг. Новый интерес к Н. проявился в период перестройки в связи с осмыслением опыта кооперативного движения в России. На Западе идеи Н. привлекали внимание исследователей *периферии капитализма*, молодежной контркультуры, движения *новых левых*, разного рода *альтернативных* общественных течений и нетрадиционных социалистических концепций.

  1. народничествоидеология и движение разночинной интеллигенции господствовавшие на буржуазнодемократическом этапе освободительной борьбы в России и отражавшие интересы крестьянской демо...Большая Советская энциклопедия II
  2. народничествос. ист. del movimento dei narodniki Итальянорусский словарь....Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  3. народничествос. ист.movimiento de los nardnikis populismo m...Большой русско-испанский словарь
  4. народничествосущ. ср. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  5. народничествос. ист. mouvement m des narodniks populisme m...Большой русско-французский словарь
  6. народничествоангл. narodnik mouvement нем. Volkstumler. Идеология и обществ.полит. движение интеллигенции в России в е гг. XIX в. соединявшее буржуазнодемократическую программу с ид...Большой толковый социологический словарь II
  7. народничествос. ист.mouvement m des narodniks populisme m...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  8. народничествоидеология и движение разночинной интеллигенции в России вой пол. в. Выступало против крепостничества и капиталистическогоразвития России за свержение самодержавия путем ...Большой энциклопедический словарь II
  9. народничествоНАРОДНИЧЕСТВО идеология и движение разночинной интеллигенции в России во й пол. в. Выступало против крепостничества и капиталистического развития России за свержение сам...Большой энциклопедический словарь III
  10. народничествоНАРОДНИЧЕСТВО идеология и движение разночинной интеллигенции в России во й пол. в. Выступало против крепостничества и капиталистического развития России за свержение са...Большой Энциклопедический словарь V
  11. народничествоидеология и движение части интеллигенции в России во й половине в. выступавшей против остатков крепостничества и капиталистического развития России. В основе народничест...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  12. народничествоидеология и движение разночинной интеллигенции в России во второй половине XIX в. Разновидность крестьянской общинной социалистической утопии. Было представлено двумя теч...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  13. народничествоист. народничество....Киргизско-русский словарь
  14. народничествоидеология и движение разночинной интеллигенции. Оно выражало интересы крестьян выступало против крепостничества за свержение самодержавия путем крестьянской революции. Пр...Краткий исторический словарь II
  15. народничествов литературе литературное течение последней трети xix в. основная идея которого изучение реальной жизни народа и ее отражение в произведениях. Писателинародники выступал...Литература и язык. Современная энциклопедия
  16. народничествоНАРОДНИЧЕСТВО см. Русская литература раздел о х гг. XIX в. Литературная энциклопедия. В т. М. издательство Коммунистической академии Советская энциклопедия Художествен...Литературная энциклопедия
  17. народничествосм. Русская литра раздел о х гг. XIX в....Литературная энциклопедия II
  18. народничествоНАРОДНИЧЕСТВО см. Русская литература раздел о х гг. XIX в....Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  19. народничествоНАРОДНИЧЕСТВО и русская литература. Н. как идеология крестьянской демократии в России В. И. Ленин т. с. оказало значительное влияние на русский литературный процесс. Ис...Литературный энциклопедический словарь
  20. народничествоа ср.em Общественнополитическое движение в России во второй половине в. отражавшее идеологию крестьянской демократии и считавшее возможным переход России к социализму че...Малый академический словарь
  21. народничествокорень НАРОД суффикс НИЧ суффикс ЕСТВ окончание О Основа слова НАРОДНИЧЕСТВВычисленный способ образования слова Суффиксальный НАРОД НИЧ ЕСТВ О Слово Народничес...Морфемный разбор слова по составу
  22. народничествоНачальная форма Народничество винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  23. народничествонародничество м. Общественнополитическое движение объединявшее лиц боровшихся за идеи крестьянской демократии и перехода России к социализму через крестьянскую общину в Р...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  24. народничествоНародничество Populist Movement движение представителей разночинной интеллигенции в России отстаивавших интересы крестьянства и активно выступавших за радикальные реформы...Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия. Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)
  25. народничествонародничество народничество а...Орфографический словарь
  26. народничествоu с...Орфографический словарь русского языка
  27. народничествообщественное движение интеллигенции России основанное на идеях равенства классов перед государством и обществом освобождения человеческой личности от насилия независимо о...Основы духовной культуры
  28. народничествоидеология и движение разночинной интеллигенции на буржуазнодемократическом этапе освободительной борьбы в России . Выражало интересы крестьян выступало против крепостни...Отечественная история в терминах и понятиях
  29. народничествоидеология и движение разночинной интеллигенции в России во второй половине начале века. Народническая идеология представлявшая собой разновидность утопического социали...Политическая наука - Словарь-справочник
  30. народничествоНародничество идеология и движение разночинной интеллигенции в России во второй половине начале века. Народническая идеология представлявшая собой разновидность утопич...Политология. Словарь.
  31. народничествонародничество народничества народничества народничеств народничеству народничествам народничество народничества народничеством народничествами народничестве народничества...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  32. народничествоОрфографическая запись слова народничество Ударение в слове народничество Деление слова на слоги перенос слова народничество Фонетическая транскрипция слова народничество...Полный фонетический разбор слов
  33. народничествонародництво гал. народовство народолюбство. [Так саме було з славетним толстовським народництвом Грнч.]....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  34. народничествоНАРОДНИЧЕСТВО идейное течение в среде радикальной интеллигенции во й половине в. представители которого выступали с позиций крестьянского социализма против крепостничест...Русская энциклопедия
  35. народничествонародничество а...Русский орфографический словарь
  36. народничествоСр мн. нет tar. xalqlq....Русско-азербайджанский словарь
  37. народничествонародничество с. ист.inarodnik movement populism...Русско-английский словарь
  38. народничествоpopulism ист....Русско-английский словарь политической терминологии
  39. народничествоНароднцтва...Русско-белорусский словарь
  40. народничествоист.i народнцтва ср.i...Русско-белорусский словарь II
  41. народничествонаро...Русско-ивритский словарь
  42. народничествоист. iхалыкшылды...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  43. народничествохалышылды...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  44. народничествохалышылды...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  45. народничествоср. ист. народничество кылымдын экинчи жарымындагы майда буржуазиялык интеллигенциянын Россиядагы коомдуксаясий кыймылы....Русско-киргизский словарь
  46. народничество....Русско-китайский словарь
  47. народничествонародничествос ....Русско-новогреческий словарь
  48. народничествос тар.народниклык...Русско-татарский словарь
  49. народничествос ист. narodniklik narodizm...Русско-турецкий словарь
  50. народничествоAjal. narodniklus...Русско-эстонский словарь
  51. народничествоидеология и движение разночинной интеллигенции в гг. Выражало интересы крестьян выступало против крепостничества и капиталистического развития России за свержение само...Словарь исторических терминов
  52. народничествоидеология и движение разночинной интеллигенции на бурж.демократич. этапе освободит. борьбы в России . Народничество писал В. И. Ленин есть идеология система взглядов кр...Советская историческая энциклопедия
  53. народничествоидеология и движение разночинной интеллигенции господствовавшие на бурж.демократич. этапе освободит. движения в России и объективно отражавшие антифеод.интересы крестьянс...Советский философский словарь
  54. народничествоНАРОДНИЧЕСТВО идеология и движение части интеллигенции в России во й половине в. выступавшей против остатков крепостничества и капиталистического развития России. В осно...Современная энциклопедия
  55. народничествоНАРОДНИЧЕСТВО идеология и движение разночинной интеллигенции в России во й пол. в. Выступало против крепостничества и капиталистического развития России за свержение сам...Современный энциклопедический словарь
  56. народничествоНАРОДНИЧЕСТВО а ср. В России во второй половине в.общественнополитическое движение объединявшее лиц боровшихся за идеикрестьянской демократии и перехода России к социали...Толковый словарь Ожегова
  57. народничествоНАРОДНИЧЕСТВО народничества мн. нет ср. истор. Общественнополитическое движение радикальной интеллигенции второй половины века выражавшее интересы мелкого производителя ...Толковый словарь русского языка II
  58. народничествонародничество народничество а ср. В России во второй половине в. общественнополитическое движение объединявшее лиц боровшихся за идеи крестьянской демократии и перехода ...Толковый словарь русского языка II
  59. народничествоНАРОДНИЧЕСТВО а ср. В России во второй половине в. общественнополитическое движение объединявшее лиц боровшихся за идеи крестьянской демократии и перехода России к социа...Толковый словарь русского языка
  60. народничествоУдарение в слове народничествоУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове народничество...Ударение и правописание
  61. народничествотечение обществ. мысли и обществ. движение разночинной интеллигенции в России во второй пол. XIX в. разновидность крест. общинной соц. утопии. Народнических взглядов прид...Уральская историческая энциклопедия
  62. народничествоНАРОДНИЧЕСТВО идеология и движение разночинной интеллигенции господствовавшие на бурж.демократич. этапе освободит. движения в России и объективно отражавшие антифеод.инте...Философская энциклопедия
  63. народничествосистема взглядов мелкобуржуазной крест. демократии в России разновидность утопич. социализма. Специфич. чертой народнич.идеологии является переплетение идей аграрной демо...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  64. народничествосистема философскосоциологических а также экономикополитических взглядов в России в которой переплелись представления о специфическороссийском пути развития минуя путь ка...Философский энциклопедический словарь II
  65. народничествосистема философскосоциологических а также экономикополитических взглядов в России в которой переплелись представления о специфическороссийском пути развития минуя путь ка...Философский энциклопедический словарь
  66. народничествонародничество народничества народничества народничеств народничеству народничествам народничество народничества народничеством народничествами народничестве народничества...Формы слова
  67. народничествоДан Давос Давно Вчера Втрое Вторично Втора Встреча Всенародно Все Врио Врид Вредно Вредина Вред Врач Врасти Вотчина Востро Ворчание Ворсит Ворсина Ворс Ворочание Воротин ...Электронный словарь анаграмм русского языка
  68. народничествоНародничество Термин этот не имеет вполне точного значения. Возникнув в х гг. он употребляется в самых разнообразных смыслах. Так в начале х гг. когда шла ожесточенная п...Энциклопедический словарь
  69. народничествоНАРОДНИЧЕСТВО идеология и движение разночинной интеллигенции в России во й пол. в. Выступало против крепостничества и капиталистического развития России за свержение са...Энциклопедический словарь естествознания
  70. народничествоТермин этот не имеет вполне точного значения. Возникнув в х гг. он употребляется в самых разнообразных смыслах. Так в начале х гг. когда шла ожесточенная полемика между л...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  71. народничествоидейное течение в среде радикальной интеллигенции во й половине в. представители которого выступали с позиций крестьянского социализма против крепостничества и капиталис...Энциклопедия История отечества
  72. народничествоидейное течение в среде радикальной интеллигенции во й половине в. представители которого выступали с позиций крестьянского социализма против крепостничества и капиталис...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  73. народничествоангл. narodnik mouvement нем. Volkstumler. Идеология и обществ.полит. движение интеллигенции в России в е гг. XIX в. соединявшее буржуазнодемократическую программу с ид...Энциклопедия социологии