Русская философия

ЛЮБОМУДРЫ

философский кружок, возникший в 1823 г. в Москве. В него вошли Одоевский (председатель), Веневитинов (секретарь), Киреевский, Кошелев, Н. М. Рожалин (см. Архивные юноши). Заседания его, по словам Кошелева, проходили тайно. В декабре 1825 г. Одоевский уничтожил его протоколы и кружок самораспустился. После самороспуска тайного философского об-ва его члены продолжали собираться вместе. Т. обр., влияние Л. не исчерпывается хронологическими рамками его существования, более того, деятельность его участников только и развернулась в кон. 20 нач. 30-х гг. XIX в. Члены кружка называли себя *Л. *, чтобы указать на отличие своих взглядов от фр. философии XVIII в. В Европе ей на смену пришла нем. идеалистическая философия, к-рую Л. рассматривали как мощный толчок для *философского пробуждения* России (в особенности учение Шеллинга) (см. Шеллинг в России), для философского осмысления национального бытия. В кружке Л. обсуждались вопросы о том, в чем предназначение России, на что она может надеяться, какова ее судьба. Л. видели свою задачу в построении мировоззренческой основы рус. культуры. Они верили в создание абсолютной теории, посредством к-рой можно было бы удовлетворить все духовные потребности человека, выработать проект наиболее совершенного об-ва. Философия, понимаемая в шеллингианском духе, мыслилась как альфа и омега умственной деятельности России, путь к ее совершенству и цельности. Ведущая роль в утверждении шеллингианской ориентации кружка принадлежит талантливому, рано умершему Веневитинову. По его мнению, философия должна сплотить все области умственной и художественной деятельности, прояснить историческую роль России. Одоевский не раз подчеркивал необходимость создания журнала, ибо в России *нет даже ни одного журнала, в котором хотя бы несколько страниц были посвящены философии, которые бы знакомили с усилиями гениев, друзей человечества*. В 1824 г. был основан журн. *Мнемозина*, вышло всего 4 книжки, и журнал перестал существовать к кон. 1825 г. На его страницах особое внимание уделялось эстетике, к-рую Л. стремились превратить в науку, способную преобразовать об-во, и на ее основе развивать литературно-художественную критику. Авторы журнала критиковали общественные пороки, объясняя падение религии распространением утилитаризма И. Бентама; торгашеской расчетливости они противопоставляли веру и поэзию. (Эти мысли нашли свое выражение в статьях Веневитинова *Скульптура, живопись, музыка*, *Утро, полдень, вечер, ночь*, *Письмо графине NN [А. И. Трубецкой]*, *Беседа Платона с Анаксагором*.) Одоевский выступил в журнале не только как ревнитель распространения философии, но и как моралист-сатирик. На собраниях бывших членов кружка Л. в доме Веневитиновых в сентябре 1826 г., когда Пушкин читал своего *Бориса Годунова*, было решено создать новый журн. *Московский вестник*. Веневитинов выработал его программу под заглавием *Несколько мыслей в план журнала*, определив его общественно-воспитательное значение. Главной темой журнала должен был стать вопрос об отношении рус. просвещения к зап. Философский романтизм в России расцвел тогда, когда на Западе он уже утратил свое влияние, нужно было либо усомниться в идеях романтизма, либо в возможности Европы воплотить идеалы свободной творческой личности, самобытной культуры. Л. предпочли второе, объявив, что *девятнадцатый век принадлежит России* (Одоевский). Болезнь Запада, разъясняли Л., в том, что он слишком занялся *вещественными условиями вещественной жизни*, что *чувство самосохранения развилось до щепетильного эгоизма и враждебной предубежденности против ближнего*, что *потребность истины исказилась в грубых требованиях осязания и мелочных потребностях* (Киреевский). В противовес этому Л. поднимают проблему рус. образованности, связав ее с развитием отечественной словесности, к-рая призвана была выражать народный дух и вместе с тем ориентироваться на цельную личность, ее глубинные устремления, поднимающие над обыденностью. Романтики-Л. не создали стройной философской системы, философские высказывания переплетены у них с рассуждениями по вопросам эстетики, художественного творчества, разбросаны в художественных произв., в письмах, статьях. Их творчество можно назвать своего рода комментарием к культуре, не лишенным глубины и оригинальности. Без него не мог бы состояться следующий этап философского развития, не мог бы воспитываться вкус читающей публики. Они первые подняли вопрос о цельности знания, указав, что раздробленность внутреннего духовного мира есть главное препятствие к постижению истины в цельном виде, отметили моральный упадок европейской цивилизации, осудили эгоизм, индивидуализм, страсть к наживе. Успешно освоив нем. философию, они много сделали для того, чтобы освободить теоретическое знание от эмпиризма. Но главное, они способствовали утверждению идеи национальной литературы и искусства.

  1. любомудрыЛЮБОМУДРЫ участники лит.филос. кружка Общество любомудрия существовавшего в Москве в . В него входили В. Ф. Одоевский iД. В. Веневитинов iИ. В. Киреевский iН. М. Рожалин ...Большая советская энциклопедия
  2. любомудрыЛюбомудры участники литературнофилософского кружка Общество любомудрия существовавшего в Москве в . В него входили В. Ф. Одоевский Д. В. Веневитинов И. В. Киреевский Н. М...Большая Советская энциклопедия II
  3. любомудрыучастники философсколитуратурного кружка в Москве Обществолюбомудрия В. Ф. Одоевский Д. В. Веневитинов И. В.Киреевский А. И. Кошелев С. П. Шевырев и др. Изучали сочинени...Большой энциклопедический словарь II
  4. "любомудры"ЛЮБОМУДРЫ участники философсколитуратурного кружка в Москве Общество любомудрия В. Ф. Одоевский Д. В. Веневитинов И. В. Киреевский А. И. Кошелев С. П. Шевырев и др. Изуч...Большой энциклопедический словарь III
  5. любомудрыЛЮБОМУДРЫ участники философсколитуратурного кружка в Москве Общество любомудрия В. Ф. Одоевский Д. В. Веневитинов И. В. Киреевский А. И. Кошелев С. П. Шевырев и др. Изу...Большой Энциклопедический словарь V
  6. "любомудры"участники философсколитературного кружка в Москве Общество любомудрия В.Ф. Одоевский Д.В. Веневитинов И.В. Киреевский А.И. Кошелев С.П. Шевырев и другие. Изучали сочин...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. любомудрыкорень ЛЮБ соединительная гласная О корень МУДР окончание Ы Основа слова ЛЮБОМУДРВычисленный способ образования слова Сложение основ ЛЮБ соединительная гласная О ...Морфемный разбор слова по составу
  8. любомудрылюбомудры любомудры ов ед. мудр а...Орфографический словарь
  9. любомудрыОрфографическая запись слова любомудры Ударение в слове любомудры Деление слова на слоги перенос слова любомудры Фонетическая транскрипция слова любомудры [лубамудр] Хар...Полный фонетический разбор слов
  10. любомудрычл. филос.лит. кружка Общество любомудрия образов. в и распущ. после восстания декабристов дек. . Обво возникло на осн. кружка крый сложился в Благородном пансионе при ...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  11. любомудрычлены Общества любомудрия существовавшего в Москве в . Собирались кружком. Интересовались прежде всего философией. Любомудры отрицали французскую просветительскую космо...Русская энциклопедия
  12. любомудрылюбомудры ов ед. ч. мудр а...Русский орфографический словарь
  13. "любомудры"члены Обва любомудрия возникшего в Москве в самораспустилось после восстания декабристов дек. . Участники Д. В. Веневитинов В. Ф. Одоевский Н. М. Рожалин А. И. Кошелев ...Советская историческая энциклопедия
  14. любомудрыЛЮБОМУДРЫ участники философсколитературного кружка в Москве Общество любомудрия В.Ф. Одоевский Д.В. Веневитинов И.В. Киреевский А.И. Кошелев С.П. Шевырев и другие. Изу...Современная энциклопедия
  15. любомудрыЛЮБОМУДРЫ участники философсколитуратурного кружка в Москве Общество любомудрия В. Ф. Одоевский Д. В. Веневитинов И. В. Киреевский А. И. Кошелев С. П. Шевырев и др. Изуч...Современный энциклопедический словарь
  16. любомудрыУдарение в слове любомудрыУдарение падает на букву уБезударные гласные в слове любомудры...Ударение и правописание
  17. "любомудры"ЛЮБОМУДРЫ участники моск. лит.филос. кружка Общество любомудрия осн. в . Осн. состав воспитанники Моск. унта и Царскосельского лицея молодые чиновники Моск. архивной кол...Философская энциклопедия
  18. любомудрыучастники моск. лит.филос. кружка Общество любомудрия осн. в . Осн. состав воспитанники Моск. унта и Царскосельского лицея молодые чиновники Моск. архивной коллегии инос...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  19. любомудрычлены тайного философского кружка Общество любомудрия существовавшего в Москве в . Кружок занимался вопросами философии эстетики и литературы. Неоднородный по политически...Философский энциклопедический словарь
  20. "любомудры"ЛЮБОМУДРЫ участники философсколитуратурного кружка в Москве Общество любомудрия В. Ф. Одоевский Д. В. Веневитинов И. В. Киреевский А. И. Кошелев С. П. Шевырев и др. Изу...Энциклопедический словарь естествознания