Русская философия

ЛОССКИЙ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ

(25. 05 (7. 06). 1903, Петербург 7. 02. 1958, Париж) богослов, историк церкви, сын Н. О. Лосского. С 1920 по 1922 г. студент Петроградского ун-та, с ноября 1922 г. эмиграция (Прага, Париж, учеба в Сорбонне). Во время оккупации Франции Л. активный участник Сопротивления. Один из организаторов Фр. Православного ин-та имени св. Дионисия, где им прочитаны курсы догматического богословия и церковной истории. С 1945 г. член редакционной коллегии журн. *Живой Бог*, с 1947 г. участник ежегодной конференции англ. рус. содружества им. св. Албания и преп. Сергия в Абингдоне. С 1953 г. преподаватель догматического и сравнительного богословия на Пастырских курсах при Рус. Западноевропейском патриаршем экзархате. Участник Августиновского конгресса в Париже в 1954 г., II Оксфордской конференции по патрологии в 1955 г. В 1956 г. Л. посетил Россию. Большинство работ Л. написано и опубликовано на фр. языке. В своей научной деятельности он сочетал исследование патристики, зап. религиозной мысли и византийского богословия, а главной целью считал сохранение единства рус. православной церкви и защиту интересов православия на Западе. В учении о богопознании Л. исходил из традиционного разделения его на апофатическое (отрицательное) и катафатическое (утвердительное). Первое строится на системе отрицаний, возводящих сознание к идее Бога. Бог здесь не чувственно постигаемое, не умопостигаемое, не ценностное, не форма, не материя, не интенция, не бытие, а то, что сообщает бытие всем этим реалиям. Критикуя неоплатоническую концепцию восхождения в познании Единого, Л. утверждал, что у Плотина *философия сама себя умерщвляет и философ превращается в мистика*, что вне христианства путь отрицания *приводит лишь к обезличиванию Бога и ищущего его человека* (Догматическое богословие // Богословские труды. Сб. 8. М., 1972. С. 134). Путь отрицания должен быть дополнен путем утверждения, катафатическим: Бог, пребывающий за пределами всего того, что его открывает, есть вместе с тем Бог, к-рый открывает себя как мудрость, целесообразность, разум, любовь, благость. Здесь разум познает Бога как некую субстанцию качеств, явленных человеку в бытии. Условием богопознания является Откровение, понимаемое как явление Бога взыскующему его человеку. Откровение, по Л., есть *теокосмическое* отношение Бога и человека, а в своей полноте это историческая реальность от сотворения мира до второго пришествия. Условием богопознания является реальная связь человека и Бога, данная в Богощущении и постоянно свидетельствуемая благодатью Святого Духа. Познание Бога принимает, по Л., характер экзистенциального общения, посредством преодоления тварной самозамкнутости личности в восхождении путем святости к Богу. Развивая учение византийского богослова Григория Паламы о Божественной сущности и Божественных энергиях, Л. утверждал, что Бог, в силу своей премирности, непознаваем в своей природе, в своей сущности, но познаваем в своей явленности миру, в исходящих от него энергиях, к-рые выступают онтологическим условием реальности мистического опыта. Говоря о богопознании, Л. противопоставлял *бога философов* и *Бога Авраама, Исаака и Иакова*, утверждая, что *философия никогда не эсхатологична, ее проблемы никогда не достигают последних пределов; она неизбежно переносит в онтологию истины порядка метаонтологического* (Господство и царство // Там же. С. 213). Субъектом богопознания является человек, преодолевающий с помощью Божественной благодати свою субъектность. Ссылаясь на Максима Исповедника, Л. описывал осн. последствия грехопадения Адама: разделение и противопоставление тварного и нетварного; разделение тварной природы на небесное и земное, умозрительное и чувственное; разделение человека на два пола: мужской и женский. *Адам должен был превзойти эти разделения сознательным делением, соединить в себе всю совокупность тварного космоса и вместе с ним достигнуть обоже-ния* (Догматическое богословие // Там же. С. 157). Поскольку доисторический Адам не выполнил своего призвания, эта миссия возлагается на исторического человека. Поврежденная грехопадением человеческая природа не способна к преображению космоса. Подвиг Иисуса Христа возвращает человеку *возможность совершить свое дело* и указывает путь этого свершения. Апокатастасис (восстановление) космоса возможен лишь в церкви и личностью, достигшей искупления и обожения. Искупление освобождает человека от первородного греха, *нисходящий путь Божественной личности Христа делает возможным для человеческих личностей восходящий путь* (Искупление и обожение // Журнал Московской патриархии. 1967. № 9. С. 65). Обожение благодатное восстановление человеческих личностей, когда люди станут тем, что есть Бог по природе. Исходя из догматического определения церкви, Л. представляет ее как единство христологического и пневматологического: *Церковь есть одновременно Тело Христа и полнота Духа Святого* (Мистическое богословие Восточной Церкви // Богословские труды. Сб. 8. М., 1972. С. 91). Церковь есть образ Троицы, и это раскрывается в таких ее свойствах, как *кафоличность* (*вселенскость*) и соборность. Кафоличность церкви не пространственная ее характеристика, не сумма ее частей, поскольку каждая ее часть обладает такой же полнотой, что и целое. Без соборности церкви, по Л., невозможно ни единство, ни святость, ни осмысленная вера. Используя духовное наследие Григория Паламы, Л. развивает т. наз. *богословие света*. *Божественный свет* не физическая тварная реальность, не аллегория, не умопостигаемое, не психическое; это реальность, данная в мистическом опыте; свет, виденный апостолами на Фаворе, есть видимый аспект Божественных энергий богоявления, а следовательно, благодать обожения. Л. строго канонический религиозный мыслитель, что проявилось в его позиции по вопросу об обновлении церкви и во взглядах на софиологию; он пользуется большим авторитетом среди представителей совр. православной мысли.

  1. лосский владимир николаевичправосл. богослов отстаивал идею упрочения религиозности посредством борьбы с материализмом и атеизмом. Выступал за приспособление богословия к условиям современности....Атеистический словарь
  2. лосский владимир николаевичправосл. богослов отстаивал идею упрочения религиозности посредством борьбы с материализмом и атеизмом. Выступал за приспособление богословия к условиям современности....Атеистический словарь II
  3. лосский, владимир николаевич[.] спец. по средневекой филос. богословию церковной истории. Род. в Геттингене. Сын Н.О.Лосского. В поступил в Петроградский унт учился на ист.филол. фте. В вместе с ...Большая биографическая энциклопедия
  4. лосский владимир николаевичЛОССКИЙ Владимир Николаевич русский православный богослов сын Н. О. Лосского. Родился в России с в Праге затем в Париже. Во время немецкой оккупации Франции активно уч...Большой Энциклопедический словарь V
  5. лосский владимир николаевич. . богослов. Сын Н.О. Лосского. Родился в России. С в Праге затем в Париже. Во время немецкой оккупации Франции активно участвовал в движении Сопротивления. Критиковал...Святая Русь - энциклопедический словарь
  6. лосский владимир николаевичЛОССКИЙ Владимир Николаевич ЛОССКИЙ Владимир Николаевич [ мая июня Петербург февраля Париж] русский православный богослов. Сын философа Н. О. Лосского. В студент П...Философская энциклопедия
  7. лосский владимир николаевич. Гттинген . Париж религиозный философ богослов. Сын философа Н.О.Лосского и Людмилы Владимировны Стоюниной дочери видного русского педагога В.Стоюнина Детство и юность В...Энциклопедия русской эмиграции