Русская философия

ЛЕОНТЬЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

(5(18). 02. 1903, Москва 21. 01. 1979. Москва) психолог, философ и педагог. Окончил ф-т общественных наук Московского ун-та (1924), работал в Психологическом ин-те и др. московских научных учреждениях (1924-1930), зав. сектором Всеукраинской психоневрологической академии и зав. кафедрой Харьковского педагогического ин-та (1930-1935). В 1936-1940 гг. одновременно работает в Москве, в Психологическом ин-те, и в Ленинградском государственном педагогическом ин-те им. Н. К. Крупской. Док гор психологических наук (1940). С 1943 г. зав. лабораторией, затем отделом детской психологии Ин-та психологии, проф., а с 1949 г. зав. кафедрой психологии Московского ун-та. Действительный член АПН РСФСР (1950), АПН СССР (1968) в 50-е гг. был академиком-секретарем и вице-президентом АПН РСФСР. С 1966 г. декан ф-та психологии Московского ун-та, зав. кафедрой обшей психологии. Почетный доктор ряда зарубежных ун-тов, в т. ч. Сорбонны. Лейтмотивом научного творчества Л. была разработка философско-методологических оснований психологической науки. Становление Л. сак ученого произошло в 20-е гг. под влиянием его учителя Выготского, буквально взорвавшего традиционную психологию своими методологическими, теоретическими и экспериментальными работами, заложившими основы новой психологии, к-рую он связывал с марксизмом. Исследованиями кон. 20-х гг. Л. также внес вклад в разработку созданного Выготским культурно-исторического подхода к становлению человеческой психики. Однако уже в нач. 30-х гг. Л., не порывая с культурно-историческим подходом, начинает дискутировать с Выготским о путях его дальнейшего развития. Если для Выготского осн. предметом изучения было сознание, то Л. более важным представлялся анализ формирующей сознание человеческой практики, жизнедеятельности. Он стремился утвердить идею о приоритетной роли практики в формировании психики и понять закономерности этого формирования в историческом и индивидуальном развитии. Господствовавшей в старой психологии картезианской оппозиции *внешнее внутреннее* Л. противопоставляет тезис о единстве строения внешних и внутренних процессов, вводя категориальную пару *процесс образ*. Он разрабатывает категорию деятельности как действительного (в гегелевском смысле) отношения человека к миру, к-рое не является в строгом смысле индивидуальным, а опосредовано отношениями с др. людьми и социокультурно выработанными формами практики. Идея о том, что формирование психических процессов и функций происходит в деятельности и посредством деятельности, послужила основой многочисленных экспериментальных исследований развития и формирования психических функций (30-60-е гг.). Они заложили основу для ряда психолого-педагогических концепций развивающего обучения и воспитания, к-рые в последнее десятилетие получили широкое распространение в педагогической практике. К кон. 30 нач. 40-х гг. относится разработка представлений Л. о структуре деятельности, согласно к-рым в деятельности различаются три психологических уровня: собственно деятельности (акт деятельности), выделяемой по критерию ее мотива; действий, вычленяемых по критерию направленности на достижение осознанных целей; операций, соотносящихся с условиями осуществления деятельности. Для анализа сознания принципиально важной оказалась введенная Л. дихотомия *значение личностный смысл*, первый полюс к-рой характеризует *безличное*, всеобщее, социокультурно усвоенное содержание сознания, а второй его пристрастность, субъективность, обусловленную неповторимым индивидуальным опытом и структурой мотивации. Во 2-й пол. 50 60-е гт. Л. формулирует тезисы о системном строении психики, а также о единстве практической и *внутренней*, психической деятельности. По сути, речь идет о единой деятельности, к-рая может переходить из внешней, развернутой формы во внутреннюю, свернутую (интериоризация), и наоборот (экстериоризация), может одновременно включать в себя собственно психические и внешние (экстрацеребральные) компоненты. В 1959 г. вышло 1-е изд. кн. Л. *Проблемы развития психики*, обобщавшей результаты этих исследований. В 60-70-х гг. Л. продолжает разрабатывать т. наз. деятельностный подход или *общепсихологическую теорию деятельности*. Аппарат деятельностной теории он применяет для анализа восприятия, мышления, психического отражения в широком смысле слова. В кон. 60-х гг. Л. обращается к проблеме личности, рассматривая ее в рамках системы, объединяющей деятельность и сознание. В 1975 г. выходит кн. Л. *Деятельность. Сознание. Личность*, в к-рой он стремится *осмыслить категории, наиболее важные для построения целостной системы психологии как конкретной науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредствует жизнь индивидов* (с. 12). Категория деятельности рассматривается как путь преодоления *постулата непосредственности* воздействия внешних раздражителей на индивидуальную психику, к-рый нашел наиболее завершенное выражение в бихевиористской формуле *стимул реакция*. Ключевым признаком деятельности выступает ее предметность, в понимании к-рой Л. опирается на идеи Гегеля и раннего Маркса. Сознание есть то, что опосредует и регулирует деятельность субъекта. Оно многомерно. В его. структуре выделяются 3 осн. составляющих: чувственная ткань, служащая материалом для построения субъективного образа мира, значение, связывающее индивидуальное сознание с общественным опытом или социальной памятью, и личностный смысл, выражающий связь сознания с реальной жизнью субъекта. Исходной для анализа личности также выступает деятельность, вернее, система деятельностей, осуществляющих разнообразные отношения субъекта с миром. Их иерархия, а точнее, иерархия мотивов или смыслов и задает структуру личности человека. В 70-е гг. Л. вновь обратился к проблемам восприятия и психического отражения, используя в качестве ключевого понятие образа мира, за к-рым прежде всего стоит идея непрерывности воспринимаемой картины действительности. Невозможно воспринять отдельный объект, не воспринимая его в целостном контексте образа мира. Этот контекст в конечном счете и направляет процесс восприятия и опознания. Л. создал свою школу в психологии, его работы оказали заметное влияние на философов, педагогов, культурологов и представителей др. гуманитарных наук. В 1986 г. было создано Международное об-во исследований по теории деятельности.

  1. леонтьев алексей николаевичАлексей Николаевич Леонтьев родился в Москве февраля г. его родители были обыкновенными служащими. Естественно они хотели дать Алексею хорошее образование. Поэтому неуд...100 великих психологов
  2. леонтьев, алексей николаевич[.] психолог др пед. наук проф. Окончил Моск. унт . С проф. МГУ директор Инта психол. зав. кафедрой психол. зав. отделением психол. филос. фта основатель и декан псих...Большая биографическая энциклопедия
  3. леонтьев алексей николаевичсоветский психолог. Разрабатывая в х гг. совместно с Л. С. Выготским и А. Р. Лурия культурноисторическую теорию провел цикл экспериментальных исследований раскрывающих ме...Большая психологическая энциклопедия
  4. леонтьев алексей николаевичЛеонтьевstrong Алексей Николаевич [р. . Москва] советский психолог действительный член АПН РСФСР АПН СССР . Член КПСС с . Профессор . Окончил Московский университет . Уч...Большая Советская энциклопедия II
  5. леонтьев алексей николаевичЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич российский психолог действительный член АПН России АПН СССР . Основные труды по генезису биологической эволюции и общественноисторическому ...Большой Энциклопедический словарь V
  6. леонтьев алексей николаевичроссийский психолог философ и педагог. Специалист в области общей и экспериментальной психологии инженерной и когнитивной психологии проблем методологии и философии психо...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  7. леонтьев, алексей николаевичпсихолог действительный член АПН СССР . Ученик и последователь Л.С. Выготского. В вл научную и преподавательскую работу в Москве в в Харькове. В в Институте психологи...Педагогический терминологический словарь
  8. леонтьев алексей николаевичЛеонтьев Алексей Николаевич советский психолог автор одного из вариантов деятельностного подхода в психологии. В конце х гг. работая у Л.С. Выготского и использ...Психологический словарь
  9. леонтьев алексей николаевич. . советский психолог автор одного из вариантов деятельностного подхода в психологии. Биография. В г. окончил отделение общественных наук Московского университета. Ра...Психологический словарь II
  10. леонтьев алексей николаевич[. . Москва . там же] психолог д. ч. АПН СССР др пед. наук проф. . В окончил фт обществ. наук Моск. унта. Ученик и последователь Л. С. Выготского. В вл науч. и препо...Российская педагогическая энциклопедия
  11. леонтьев алексей николаевичвыдающийся отечественный психолог. Разрабатывая в х г.г. совместно с Л.С. Выготским и А.Р. Лурия культурноисторическую теорию провел цикл экспериментальных исследований р...Словарь-справочник по философии
  12. леонтьев алексей николаевичсоветский психолог. Разработал проблему зарождения и развигия психики которая получила свое отражение в его груде Проблемы развития психики е изд. М. . Основные положения...Справочник по зоопсихологии
  13. леонтьев алексей николаевичЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич [р. февр. ] сов. психолог профессор с др педагогич. наук с . Действит. член Академии педагогич. наук РСФСР с . Член КПСС с . Окончил Моско...Философская энциклопедия
  14. леонтьев алексей николаевичр. февр. ] сов. психолог профессор с др педагогич. наук с . Действит. член Академии педагогич. наук РСФСР с . Член КПСС с . Окончил Московский унт . Ученик Л. C. Выго...Философская Энциклопедия (в 5 томах)