Русская философия

ЛАВРОВ ПЕТР ЛАВРОВИЧ

(2(14). 06. 1823, с. Мелехове Псковской губ. 25. 01(6. 02). 1900, Париж) теоретик рус. народничества, чьи *Исторические письма* идейно вдохновили движение *в народ*, развернувшееся среди интеллигенции в 1870-х гг. Л., сын артиллерийского офицера в отставке, в 1842 г. окончил Артиллерийское училище в Петербурге. Вплоть до 1866 г. был на военной службе (дослужился до полковничьего чина). Преподавал математику и историю науки в различных военных учебных заведениях Петербурга. Одновременно Л. интенсивно изучал философию и начиная с 1858 г. опубликовал серию философских работ, принесших ему известность. Из-за сотрудничества с об-вом *Земля и воля* он был арестован (1866) и сослан в Вологду (1867). В 1870 г. Л. бежал в Зап. Европу, где стал видным деятелем международного социалистического движения. Он был выразителем особой формы позитивизма, возникшей в России во 2-й пол. XIX в., к-рую называл *антропологизмом*. Несогласное со всеми разновидностями метафизики (как материалистической, так и идеалистической), это мировоззрение соединялось с отстаиванием первостепенного значения человеческого сознания как важнейшего объекта научного исследования и руководящего начала нравственной и общественной деятельности. Философские взгляды Л. формировались не под влиянием О. Конта (он не был знаком с его работами вплоть до сер. 1860-х). На них сказалось его увлечение естественными науками, соединенное с широким изучением истории философии, в особенности идей И. Канта, Гегеля, В. Кузена, неокантианца Ф. А. Ланге, младогегельянцев А. Руге и Л. Фейербаха. Неприятие метафизики Л. проявляется в его ранних работах (1858-1861), в к-рых он отвергает материализм, считая его доктриной, претендующей (как и идеализм) на внеопытное познание сущности вещей, поскольку, по его мнению, центральные понятия материализма сила и материя – не выводимы из эмпирического наблюдения. Ссылаясь на Канта, Л. считал, что человеческому сознанию доступны только явления, они не содержат в себе никаких свидетельств, указывающих на их связь, причинную или следственную, с к. -л. сущностным бытием. Вместе с тем (в отличие от представителей крайних форм эмпиризма) Л. считал, что сфера явлений не исчерпывается явлениями, доступными чувственным ощущениям, а включает в себя исторические факты и явления сознания. Хотя последние два рода явлений и не могут изучаться методами естественных наук, тем не менее, они выступают необходимыми компонентами, человеческого опыта, причем духовные явления имеют для человека первостепенное значение, поскольку никакой опыт невозможен вне сферы сознания. Согласно Л., изучение явлений сознания входит в компетенцию субъективного метода, по сути метода самонаблюдения. Через самонаблюдение личность открывает для себя моральные императивы и убеждается в том, что существует свобода воли, с помощью к-рой и осуществляется их реализация. Идеалы, раскрываемые субъективным методом, составляют основание этической теории Л., а также его философии истории и социальной философии. Разрабатывая этику совершенствования личности, Л. утверждал, что каждое действие человека исходит из первоначального стремления к удовольствию; однако познание и особенно творчество, реализуя этот первоначальный импульс, выводят человека за пределы простого поиска наслаждения, преобразуют его в императив, или долг, воспринимаемый людьми как возложенную на них обязанность. Особое значение для личности имеет вырабатываемый ею идеал личного достоинства как необходимость физического развития, совершенствования своего сознания и характера. Но, стремясь к этому идеалу, личность вступает в контакт с др. индивидами и посредством чувства справедливости, неискоренимо присутствующего в сознании, приходит к признанию их достоинства и права на развитие. Понятие справедливости является краеугольным камнем этической теории Л.; именно чувство справедливости есть основа соблюдения права на уважение и развитие для каждого человека. Все остальные права и обязанности, возникающие в межличностных отношениях, определяются этим исходным правом. В своей наиболее значительной работе. *Исторические письма* Л. саму цель истории определяет как достижение физического, нравственного и интеллектуального совершенства личности. Достижение исторического прогресса, по Л., возможно в результате реорганизации социальных ин-тов, продуманной т. обр., чтобы создать все условия для развития личности. Критически относясь к отжившим социальным формам, не соответствующим человеческим потребностям, действуя в направлении их изменения или обновления, люди тем самым движут вперед историю, превращают культуру в цивилизацию. Но не каждый способен к такой деятельности; только тот, кто обладает возможностями для совершенствования своего интеллекта и энергией для осуществления социального переустройства, может считаться творцом цивилизации. Л. полагал что на эти критически мыслящие личности возложено настоящее бремя осуществлять исторический прогресс; таков их моральный долг перед народом огромной массой страдающих тружеников, благодаря к-рым критически мыслящее меньшинство располагает свободным временем и достигает высокого нравственного развития. В своей социальной и политической философии Л. и его последователи-народники были привержены демократическому социализму как форме организации об-ва, наилучшим образом обеспечивающей цель исторического прогресса развитие личности. Применительно к России они разрабатывали особую форму социализма аграрный социализм, основанный на таких традиционных ин-тах, как община и артель. Для осуществления социалистического преобразования об-ва, подчеркивал Л., необходима соответствующая политическая деятельность; в своих *Исторических письмах* он представил рус. радикалам проект создания организованной политической партии. Оказавшись за рубежом, Л. всецело посвятил себя организации революционной деятельности. Его учение подчеркивало поначалу необходимость кропотливой подготовки и пропаганды; впоследствии, однако, он примирился с революционным терроризмом и стал сотрудничать с организацией *Народная воля*. Его взгляды на государство были во многом анархистскими, однако он не соглашался с М. А. Бакуниным относительно необходимости немедленного разрушения государственного аппарата. Так же, как и К. Маркс, он считал, что государство является полезным временным оружием в руках революционеров; однако он опасался той концентрации власти, к-рая сосредоточена в государстве, и выступал за возможно более быстрое устранение государства после революции. Л. представлял социалистический мир будущего как соединение автономных общин, из к-рых в случае необходимости образуются свободные федерации. В своих поздних социалистических взглядах, близких взглядам Маркса, Л. больше внимания уделял классовым конфликтам и процессу производства, но вместе с тем никогда полностью не соглашался с марксистским взглядом на историю и общественное развитие. Он сохранил свой моралистический и индивидуалистический подход, с его акцентом на развитие свободной деятельности критически мыслящей личности. Л. не был сторонником фаталистического истолкования законов социального развития, считая их законами вероятностными и связанными с влиянием моральных факторов.

  1. лавров петр лавровичодин из виднейших вождей и теоретиков революционного народничества член I Интернационала. Лавров принял участие в организации первого народнического общества Земля и Воля...1000+ биографических данных - словарь
  2. лавров петр лавровичтеоретик рус. революц. народничества философ публицист социолог. Свое мировоззрение Л. определял как антропологизм суть крого признание человеч. личности как единства ма...Атеистический словарь
  3. лавров петр лавровичтеоретик рус. революц. народничества философ публицист социолог. Свое мировоззрение Л. определял как антропологизм суть крого признание человеч. личности как единства ма...Атеистический словарь II
  4. лавров, петр лавровичфилософ позитивистического направления русский эмигрант. Род. в г. окончил курс в артиллерийском училище был преподавателем математики помощником редактора Артиллерийско...Большая биографическая энциклопедия
  5. лавров петр лавровичЛавровstrong Миртов Петр Лаврович [. Мелехово ныне Псковского района Псковской области . Париж] теоретик русского революционного народничества философ публицист социолог...Большая Советская энциклопедия II
  6. лавров петр лавровичизвестный писатель и политический деятель . Окончил курс в артиллерийском училище был профессором математики помощником редактора Артиллерийского Журнала в годах ред...Большой российский биографический словарь
  7. лавров петр лавровичЛАВРОВ Петр Лаврович российский философ социолог и публицист один из идеологов революционного народничества. Участник освободительного движения х гг. В опубликовал Ист...Большой Энциклопедический словарь V
  8. лавров петр лавровичвидный русский философ теоретик революционного народничества. Родился в семье псковского помещика. В г. окончил Петербургское артиллерийское училище. Основные труды Геге...Великие философы
  9. лавров, пётр лавровичПетр Лаврович российский философ социолог публицист один из идеологов революционного народничества. Участник общественного движения х гг. В в ссылке с в эмиграции....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. лавров петр лавровичроссийский общественный деятель теоретик революционного народничества публицист философ и социолог полковник . В гг. преподавал математику в военных учебных заведениях П...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  11. лавров петр лавровичгг. идеолог пропагандистского крыла в народничестве. Окончил Петербургскую Артиллерийскую академию преподавал математику в военных учебных заведениях. В г. сблизился с ...Краткий исторический словарь II
  12. лавров петр лавровичЛАВРОВstrong Петр Лаврович рус. философ публицист критик идеолог народничества. В осмыслении личности и историч. значения Л. исходил из оценок В. Г. Белинского. В ноябре...Лермонтовская энциклопедия
  13. лавров пётр лавровичЛАВРОВ Птр Лаврович псевд. Миртов русский публицист литературный критик теоретик народничества. С в эмиграции. Труды по философии социологии истории обществ. мысли и ре...Литературный энциклопедический словарь
  14. лавров петр лавровичЛАВРОВ Петр Лаврович один из вождей рев. народничества математик и социолог философ и поэт публицист и лит. критик. Столбовой дворянин сын псков. помещика. Окончил Пете...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  15. лавров пётр лавровичЛавров Птр Лаврович философ социолог идеолог революционного народничества. Окончил артиллерийское училище в Петербурге в преподавал в военноучебных заведениях Петербур...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  16. лавров петр лавровичЛавров Петр Лаврович русский социолог философ публицист критик. Один из идеологов революционного народничества. Член ревизионной комиссии Литературного фонда. Выступал ...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  17. лавров петр лавровичЛавров Петр Лаврович июня в с. Мелихове Псков. губ. янв. Париж публицист социолог и философ теоретик народничестваПсевдонимыi Арнольди С. С.u Доленги А.u Кедров Л.u...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  18. лавров петр лавровичгг. русский философ и социолог публицист теоретик народничества. Ядром социальнополитической доктрины Лаврова были две взаимосвязанные идеи о социалистической природе р...Словарь-справочник по философии
  19. лавров пётр лаврович[ . с. Мелехове Псковской губ. . . Париж] рус. философ и социолог публицист идеолог революц. народничества. Участник демократич. движения х гг. в был арестован предан в...Советский философский словарь
  20. лавров петр лавровичрусский социолог публицист идеолог народничества х в начале своей духовной карьеры профессор математики. В опубликовал Исторические письма ставшие настольной книгой ради...Социологическая энциклопедия
  21. лавров петр лавровичЛАВРОВ Петр Лаврович философ публицист политический деятель. В обучался в Петербургском артиллерийском училище с проф. математики Петербургской военной академии в п...Философская энциклопедия
  22. лавров петр лаврович[ июня янв. февр. ] рус. философ и социолог мелкобурж. социалист теоретик революц. народничества. Род. в семье псковского помещика. Окончил петерб. артиллерийское ...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  23. лавров петр лавровичрод. июня с. Мелехово Псковской губ. ум. янв. Париж рус. философ и социолог публицист идеолог народничества. Принимал участие в работе подпольных революционных органи...Философский энциклопедический словарь II
  24. лавров петр лавровичрод. июня с. Мелехово Псковской губ. ум. янв. Париж рус. философ и социолог публицист идеолог народничества. Принимал участие в работе подпольных революционных орга...Философский энциклопедический словарь
  25. лавров, петр лавровичЛавров Петр Лаврович философ позитивистического направления русский эмигрант. Род. в г. окончил курс в артиллерийском училище был преподавателем математики помощником р...Энциклопедический словарь
  26. лавров петр лавровичIstrongфилософ позитивистического направления русский эмигрант. Род. в г. окончил курс в артиллерийском училище был преподавателем математики помощником редактора Артилл...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  27. лавров петр лавровичодин из идеологов народничества философ социолог и публицист. В опубликовал Исторические письма в которых призвал образованное меньшинство к уплате долга пароду. С в э...Энциклопедия История отечества
  28. лавров петр лавровичодин из идеологов народничества философ социолог и публицист. В опубликовал Исторические письма в которых призвал образованное меньшинство к уплате долга пароду. С в эм...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  29. лавров, петр лавровичЛАВРОВ ПЕТР ЛАВРОВИЧ русский социолог публицист теоретик народничества. Родился июня в с.Мелехово Псковской губернии. В окончил Михайловское артиллерийское училище. С ...Энциклопедия Кольера II