Русская философия

КОРКУНОВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ

(14(26). 04. 1853, Петербург 27. 11(10. 12).1904, ст. Удельная, ныне Ленинградская обл.) – правовед и социолог. Окончив юридический ф-т Петербургского ун-та (1874), преподавал в Александровском лицее и Военно-юридической академии. В 1893 г., после защиты диссертации по рус. государственному праву, получил степень магистра, в 1894 г. ему присвоена степень д-ра (диссертация *Указ и закон*) В 1895 1897 гг. ординарный проф. Петербургского ун-та, помощник статс-секретаря Государственного совета. Воззрения К. оказали влияние на психологическую теорию права Петражицкого. Полностью не отказываясь от спекулятивной философии, к-рую он воспринимал либо в качестве теории познания, либо как обобщенное знание, К. избрал своей методологией позитивизм. Полагая, что законы, управляющие явлениями органического и неорганического мира, применимы и к социальной жизни, он выступал за социально-психологический детерминизм (закон психической наследственности). По его мнению, об-во определяется прошедшим, настоящим и идеалами будущего, а также внешней, физической (географические условия и международная обстановка), внутренней, органической (духовно-культурный и политический опыт поколений страны) и идеальной, духовной (искание социальных идеалов) средой. Особое значение, по К., приобретает способность об-ва создавать идеалы, что является осн. показателем его жизненной энергии. *Сильные*, жизнестойкие идеалы, духовно связывая и организуя всех его членов воедино, даже при неблагоприятных обстоятельствах не дают ему погибнуть. Совр. культурные об-ва, где потребность духовного общения и идеальная связь их членов сильнее, чем в первобытных человеческих союзах, обладают несравнимо большими возможностями для формирования идеалов, могущими стать основой широкого гражданского единения и средством проведения социальных реформ. В рамках взаимосвязи социальных причин и действий личность формирует свое собственное целеполагание в созданном ее психикой идеальном мире. Являясь отчасти продуктом об-ва и одновременно будучи включенным в различные социальные группы (семья, церковь), личность тем не менее есть самостоятельное начало со своими интересами, способное вступать в конфликт с общественным строем. Поскольку социальная организация нормативна, человеческая деятельность, по К., подчинена действию технических и этических норм. Технические нормы (правила гигиены, грамматики, строительства и т. п.) объективны по содержанию, сфера их применения ограничена частными задачами, их нарушение не ведет к дезорганизации общественных процессов. Выполнение этических корм, по происхождению субъективных, направлено на достижение общего интереса, поэтому они отличаются единством (единообразное понимание), универсальностью (использование во всех случаях жизни) и императивностью (обязательностью требований, имеющих целью согласовать интересы личности и об-ва). В свою очередь, этические нормы делятся на нравственные (нравственность) и юридические (право). Как полагает К., нравственность решает более общие задачи, чем право: служит критерием оценки интересов, устанавливает их иерархичность по степени значимости (частный, общий), является руководящим началом человеческой деятельности в целом. Однако нравственные нормы, ориентированные на внутреннюю организацию личности и субъективные по своей природе, не в состоянии урегулировать интересы двух и более лиц. Правовое поведение основано на обязанности выполнять вытекающее из чужого права требования и соблюдать установленные нормами границы сталкивающихся интересов. К. наделяет право координирующей ролью во взаимоотношениях личности и об-ва. Рождаясь и развиваясь в индивидуальном правосознании, юридические нормы постепенно облекаются в признанную людьми форму обычая, судебной практики, закона, становятся объективным фактором общественной жизни. Право начинает подчинять себе деятельность отдельных лиц в силу того, что оно признается ими как должный порядок общественных отношений, выступает как их субъективное представление о норме поведения. Культурный прогресс об-ва проявляется в зрелости правосознания личности, в ее способности с помощью права достичь оптимального на данном историческом этапе сочетания своих интересов с общественными. По К., человеческое общение имеет две формы: непроизвольное, возникающее помимо воли людей (семья, нация, государство), и произвольное, образующееся по их согласию (акционерные компании, клубы, ученые об-ва). Непроизвольное общение может основываться на единстве происхождения (семья, род), совместной жизни община, государство) или интересов (об-во); при этом первый тип общения находится под влиянием прошлого, второй настоящего, третий будущего. С этих позиций К. рассматривает государство как общественный союз, в к-ром осуществляется принудительное властвование над свободными людьми. При этом авторитет велений органов государственной власти базируется не на внешней физической силе, а на признании их обязательными со стороны об-ва. Власть государства простирается настолько, насколько граждане сознают себя от него зависимыми. Т. обр., государственная власть есть сила, обусловленная не волей властвующего, а сознанием зависимости от него подвластного. Поскольку для личности естественно противопоставлять интересу власти свои индивидуальные интересы, отстаивая и оберегая их, это приводит к созданию юридических норм, разграничивающих сталкивающиеся интересы власти и отдельных лиц, к ограничению власти правом. Действия власти должны соответствовать правосознанию подвластных, их представлению о государстве, его отношению к праву, личной и общественной свободе. С развитием гражданского об-ва, международного общения, вследствие общекультурного прогресса сознаваемая людьми зависимость от государства становится все более ограниченной и условной. Применительно к особенностям рус. абсолютизма взгляды К. на соотношение власти и права приняли вид теории *указа и закона*. По К., несмотря на обладание государем неограниченной властью, он должен быть заинтересован в разграничении формы ее проявления. Закон, будучи волей самодержавного монарха, регулирует наиболее важные общественные отношения, принимается в результате сложной юридической процедуры с участием различных коллегиальных государственных органов. Указ, напротив, рассчитан на решение оперативных и узких вопросов в сфере деятельности исполнительной власти, издается в соответствии с законом и в упрощенном порядке. Смешение этих двух форм воли государя ведет к засилью узкопартийных и своекорыстных интересов, противоречивости законодательства, дезорганизации системы управления. Строгое же разделение указа и закона, считал К., позволит властителю, оставаясь свободным в рамках принятых им актов, основательно и объективно осуществлять законотворчество, требовать от чиновников и подданных соблюдения законности.

  1. коркунов николай михайловичКоркунов Николай Михайлович выдающийся государствовед . Окончил курс на юридическом факультете СанктПетербургского университета читал энциклопедию права в Александровс...Биографический словарь
  2. коркунов, николай михайловичизвестный юрист род. в г. окончил курс на юридическом факультете спб. унив. в г. выступил преподавателем энциклопедии права в александровском лицее и в спб. университет...Большая биографическая энциклопедия
  3. коркунов николай михайловичКоркуновstrong Николай Михайлович [. Петербург . станица Удельная ныне Ленинградской области] русский учный юрист. Специалист в области государственного и международного...Большая Советская энциклопедия II
  4. коркунов николай михайловичвыдающийся государствовед . Окончил курс на юридическом факультете СанктПетербургского университета читал энциклопедию права в Александровском лицее и СанктПетербургско...Большой российский биографический словарь
  5. коркунов николай михайловичКОРКУНОВ Николай Михайлович российский юрист. Профессор Петербургского университета с . Труды по государственному и международному праву....Большой Энциклопедический словарь V
  6. коркунов, николай михайловичНиколай Михайлович российский правовед и социолог. Труды по государственному праву теории и философии права. Одним из первых начал разработку проблем истории отечестве...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. коркунов, николай михайловичроссийский юрист и социолог представитель психологического направления. Профессор Петербургского университета с . Окончил курс на юридическом факультете СанктПетербургско...Политическая наука - Словарь-справочник
  8. коркунов николай михайловичроссийский правовед и социолог создатель социальнопсихологической теории государственной власти. Выпускник Петербургского университета. С преподаватель теории государств...Социологическая энциклопедия
  9. коркунов николай михайлович[ апр. нояб. дек. ] рус. теоретик права и социолог бурж.либерального направления. Окончил Петерб. унт в кром с читал лекции профессор Юрьевского Тартуского и с П...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  10. коркунов николай михайловичКоркунов Николай Михайлович известный юрист род. в г. окончил курс на юридическом факультете спб. унив. в г. выступил преподавателем энциклопедии права в александровск...Энциклопедический словарь
  11. коркунов николай михайловичIstrongизвестный юрист род. в г. окончил курс на юридическом факультете спб. унив. в г. выступил преподавателем энциклопедии права в александровском лицее и в спб. унив...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона