Русская философия

КОЗЛОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

(8(20). 02. 1831, Москва 27. 02(12. 03). 1901, Петербург) - философ. Учился в Московском ун-те, сначала на физико-математическом, затем на историко-филологическом ф-те, окончив его в 1854 г. Работал преподавателем словесности, а в 1876 г. получил приглашение Киевского ун-та занять должность приват-доцента по кафедре философии. Много времени отводил занятиям историей философии, особо подчеркивая значимость мыслителей, доказывавших, что *явления духа и в логическом, и во временном порядке суть первые по отношению к явлениям материи* (Козлов А. А. Очерк из истории философии. Киев, 1887. С. 22). Изучая концепции А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, И. Канта, В. С. Соловьева и др., он выделял традицию, представленную именами Г. В. Лейбница, Р. Г. Лотце, Г. Тейхмюллера, считая себя ее продолжателем. В 1884 г. К. защитил диссертацию *Генезис теории пространства и времени Канта* и стал проф. В этот период он разрабатывает основы своей философской системы, к-рую называл *панпсихизмом*, и излагает ее на страницах первого рус. философского журн. - *Философского трехмесячника*, к-рый издавал в 1885-1887 гг. Итогом его размышлений о сути мира и человека стали также работы: *Философские этюды* (1876), *Философия как наука* (1877), *Философия действительности* (1878). Вдохновляясь идеей преодоления умственной и нравственной анархии совр. об-ва, К. считал идеальной целью и практическим предназначением философии *объединение индивидуальных влечений и деятельностей в одну общую волю и гармоническую деятельность целого общества, человечества и через него, смею сказать, целого мира* (Философские этюды. Ч. 1. С. XIV). В 1887 г. из-за болезни К. вынужден был уйти в отставку. Переехав в Петербург, он продолжил занятия философией и в 1888-1898 гг. издавал философский сб. *Свое слово*. Основополагающим принципом онтологических представлений К. является идея внутренней человеческой субъективности, духовной субстанции, *я*. *Быть субстанцией значит вечно иметь свою неизменную и индивидуальную природу, не зависящую от пространства, времени, причинности и т. п. И далее, сообразно этой природе, *действовать* (Свое слово. Киев, 1889. С. 141). В самосознании, или непосредственно сознаваемом и переживаемом, заключена, с его т. зр., та первоначальная очевидность, без к-рой невозможна личность как таковая. Именно *первоначальное сознание* субстанций, слагающееся из осознания деятельностей, состояний, чувственных ощущений и единичных самосознаний, и выступает источником бытия: *Под бытием разумеется первоначальная и непосредственная данность и действительность субстанций с их деятельностями и содержанием* (Там же. С. 106). Согласно теории *панпсихизма*, активность человека двупланова и включает как внутренние переживания человеческого духа, так и перенесение этих переживаний за пределы субъективного мира с целью создания образов внешних вещей и процессов, т. е. определения бытия (или создания *определенного*, *квалифицированного* бытия). *Мир сам по себе не существует и состоит из образов, построяемых бессознательной деятельностью нашего мышления* (Письма о книге гр. Л. Н. Толстого *О жизни*. М., 1891. С. 54). Т. обр., мир это множество индивидуальных субстанций с их деятельностями и взаимосвязями. Понять их суть возможно, лишь погружаясь в изучение собственного *я*. Связь между ними телеологическая, поскольку немыслима без посредства высшей субстанции. Реальность, или бытие Бога как высочайшего существа, обеспечивается тем же непосредственным сознанием каждой индивидуальной субстанции, в к-рой она находит самое себя и свои функции, или деятельности. *Бог принадлежит к числу субстанций, от которых неизмеримо разнится только по степени* (Сознание Бога и знание о Боге // Вопросы философии и психологии. 1895. Кн. 29. С. 457). Составить представление о свойствах Бога мы можем, опять-таки обратившись к сознанию о своем *я*. Отсюда пространство, время, материя, причинность являются *идеальными иллюзиями*, а не реальностями. Это понятия разума, а также результаты бессознательной деятельности мышления и фантазии субстанций, порождающих идеи, к-рые служат для объединения и обобщения продуцируемых ими образов. В персонализме К. окружающая действительность, следовательно, оказывается проекцией вовне актов сознания, эмоциональной и волевой активности человека, синтезом как данных, так и только возможных в представлении феноменов. В то же время, по учению К., сферой действительности, *мира* не исчерпывается понятие всеобщего бытия. Помимо *определенного бытия* существует *нечто трансцендентное*, стоящее вне познания и полагающее ему предел, не определяемое в категориях, к-рыми оперирует наш разум, не мыслимое ни в каких формах и тем не менее являющееся основой, неизменным абсолютом. Это область бытия, представляющая собой непроницаемое для познания *ничто* и соотносящееся с миром как бесконечное с конечным. Настаивая на необходимости такого бытия, о роде и способе существования к-рого не может быть и речи, но к-рое является условием возможности единства всех индивидуальных субстанций, К. избегает опасности солипсизма, вполне реальной для философской системы, где человеческая субъективность оказывается творцом мироздания. Подобная онтологическая двойственность зафиксирована и в одном из названий, данном К. своей концепции, *монистический плюрализм*. В теории познания К. стремился преодолеть дуализм предшествующей философии и, ликвидируя в онтологии деление на субъект и объект, фактически отождествлял самосознание с познанием окружающего мира. Внутреннее и внешнее познание он разграничивал только в том акте познавательной деятельности, где человек служит для самого себя объектом познания. Идеальной целью, к к-рой стремится познание, является постижение метафизической связи субстанций и адекватное ее выражение. Наиболее близкими к достижению этой цели он считал философские науки (психологию, логику, метафизику, этику, эстетику) как науки о человеческом духе, к-рые *занимаются предметами, открытыми нам в нашем сознании* (Письма о книге гр. Л. Н. Толстого *О жизни*. С. 56). Однако в силу своей необычайной сложности эта связь непостижима, и человек может лишь стремиться к ее познанию. Гарантия верности выводов разума усматривается в самом разуме, в очевидности познаваемых им отношений. Вопрос о генезисе сознания в персонализме не ставится, бытие и мышление не существуют ни прежде, ни после друг друга во времени, ибо *они не составляют развивающихся одна из другой стадий* (Свое слово. С. 87). Выдвижение идеи о неограниченной и самопроизвольной творческой активности человеческого духа, направленного не на рациональное познание, а, по существу, на сотворение мира, сближает концепцию К. с теориями А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона. В этике К. центральным становится учение о свободе личности. Свобода воли и сознания рассматривается как определяющее свойство субстанций, она же оказывается первопричиной добра и зла. По мнению К., нужно различать влечение людей к счастью как к высшему благу, в основе своей нравственное, религиозное и метафизическое, и возможность его осуществления на земле. Реальное стремление к счастью неоспоримо, но оно должно быть понято в метафизическом смысле, *с точки зрения, указывающей за пределы мира* (Философия действительности. С. 134). Абсолютное счастье и оптимизм мыслим только в плане принадлежности к сфере *неопределенного бытия*, непроницаемого .для человеческого сознания, поскольку это сфера неограниченных возможностей. *По отношению к бытию в его целом может быть только абсолютный оптимизм, так как в бесконечности пустых возможностей бытия может быть все, что угодно. Но это возможное непредставимо* (Там же). Счастье же, понимаемое как стремление к личному благу, недостижимо, ибо основано на бесплодных попытках утвердить себя, порождая зло и борьбу, попирая др. личности и уничтожая тем самым свою. В земном мире всеобщее счастье невозможно, и безуспешны были бы все попытки доказать, как это пытается сделать утилитаризм, что общая сумма субъективных ощущений довольства у всех человеческих существ, или *степень их удовлетворенности*, превышает сумму страданий. Констатируя существование противоречия между идеальными устремлениями и ожиданиями людей и реальным положением и самочувствием их в об-ве, К. не видит оснований для утверждения о преодолении этого противоречия в будущем, поскольку бессмысленно сравнивать различные общественные системы и делать заключения о превосходстве одних над другими. Изучая систему Е. Дюринга, он обвиняет его теоретический социализм в телеологизме, считая, что он основан на религиозном по своей сути предположении, что мир создан так, будто он *может стать театром мирной, гармоничной и счастливой человеческой жизни* (Там же. С. 166). Его социально-исторический пессимизм основан на убежденности в безрезультатности и бесперспективности общественных преобразований с т. зр. каждой отдельно взятой субстанции. *Цель человеческой жизни вовсе не есть счастье и наслаждение, а всестороннее усовершенствование нашего существа посредством нашей деятельности, соединенной со всеми субстанциями, составляющими мир... Наиболее полное счастье... может быть нашим уделом только тогда, когда мы усовершенствуемся во всех функциях нашего существа: мышлении, чувствовании, воле, движении или деятельности* (Письма о книге гр. Л. Н. Толстого *О жизни*. С. 85). Высшим жизненным идеалом является не счастье, а выполнение нравственного долга, понимаемого одновременно и как познавательная активность: *Путь нашего совершенствования заключается в том, чтобы постепенно переходить к большей ширине актов сознания и таким образом постепенно охватывать в нем все большую и большую долю нашей реальной связи с миром* (Свое слово. Спб., 1898. С. 11). Непосредственными последователями и учениками К. были Бобров, В. Ф. Лютославский, С. А. Алексеев (Аскольдов), Н. Я. Озе. В нач. XX в. его идеи повлияли на становление воззрений Бердяева, Шестова, Н. О. Лосского и др.

  1. козлов, алексей александровичпрофессор философии Киевского университета спиритуалист признававший действительное бытие только за миром одушевленных индивидуальных существ и боровшийся с этой точки зр...1000+ биографических данных - словарь
  2. козлов алексей александровичКозлов Алексей Александрович философ . Окончил курс в Московском университете. Первоначально примкнул к материалистическому направлению но вскоре знакомство с сочинени...Биографический словарь
  3. козлов, алексей александровичфилософ спиритуалистического направления род. в Москве в г. по окончании московского университета в г. занимался в течение десяти лет преподаванием разных предметов в с...Большая биографическая энциклопедия
  4. козлов алексей александровичКозловstrong Алексей Александрович [. Москва . Петербург] русский философидеалист один из первых представителей персонализма в России. Окончил Московский университет . К...Большая Советская энциклопедия II
  5. козлов алексей александровичКОЗЛОВ Алексей Александрович российский философ. Один из первых представителей персонализма в России развивал концепцию панпсихизма. Издатель первых в России философски...Большой Энциклопедический словарь V
  6. козлов алексей александровичпрофессор философии Киевского университета спиритуалист признававший действительное бытие только за миром одушевленных индивидуальных существ и боровшийся с этой точки зр...Исторический справочник русского марксиста
  7. козлов алексей александровичКозлов Алексей Александрович февр. в М. февр. в Спб. поэт философПсевдонимыi А. К.u Авдей Проклов сын Политикановu Г. М.u Душа Пустяковскаяu ЕреМейu Еремейu Журахов...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  8. козлов алексей александровичфевр. февр. рус. реакц. философидеалист один из первых сторонников персонализма в России. Окончил Моск. унт . К изучению философии обратился после . Большую роль в ф...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  9. козлов, алексей александровичКозлов Алексей Александрович философ спиритуалистического направления род. в Москве в г. по окончании московского университета в г. занимался в течение десяти лет преп...Энциклопедический словарь
  10. козлов алексей александровичфилософ спиритуалистического направления род. в Москве в г. по окончании московского университета в г. занимался в течение десяти лет преподаванием разных предметов в с...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  11. козлов, алексей александровичIstrongфилософ спиритуалистического направления род. в Москве в г. по окончании московского университета в г. занимался в течение десяти лет преподаванием разных предме...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  12. козлов, алексей александровичКОЗЛОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ русский философ. Родился февраля в Москве. Окончил историкофилологический факультет Московского университета . Серьезное влияние на него ок...Энциклопедия Кольера II