Русская философия

КИРЕЕВСКИЙ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ

(22. 03(3. 04). 1806, Москва 11(23). 06. 1856, Петербург) философ и литературный критик, один из ведущих теоретиков славянофильства. Родился и вырос в высокообразованной дворянской семье. Большое влияние на К. оказала его мать Авдотья Петровна, племянница В. А. Жуковского, вышедшая после смерти отца в 1817 г. замуж за А. А. Елагина, одного из первых в России знатоков философии Канта и Шеллинга. В литературном салоне А. П. Елагиной собирались почти все интеллектуальные силы тогдашней Москвы. В 1823 г. К. поступил на службу в Архив иностранной коллегии, где вместе с Кошелевым основал *Общество любомудров*, к-рое после восстания декабристов приняло решение о самороспуске. Последующие несколько лет К. посвятил философским занятиям. Тогда же он начал публиковать свои первые литературно-критические статьи, обратившие на себя общее внимание (в частности, Пушкина). В 1830 г. К. побывал в Германии, где слушал лекции Гегеля, с к-рым лично познакомился и к-рый настоятельно советовал ему продолжить систематические занятия, обнаружив у своего рус. слушателя незаурядные способности к философии. В Берлине К. слушал также лекции Шлейермахера, а в Мюнхене Шеллинга. Вернувшись в Россию, он предпринял издание журн. *Европеец* (1832), запрещенного за помещенную в его первом номере статью К. *Девятнадцатый век*. Николай I, прочитавший статью, усмотрел в ней закамуфлированное требование конституции для России. Запрещение *Европейца* было сильным ударом для К., замолчавшего после этого на десять с лишним лет. В 1840-х гг. К. предпринял попытку получить кафедру философии в Московском ун-те, эта попытка не увенчалась успехом, т. к. тень неблагонадежности все еще лежала на нем. *Западнические* симпатии, весьма заметные в первом периоде его творчества, вскоре сменяются мистицизмом и славянофильством. К. сближается со старцами Оптиной пустыни, с к-рыми его связывала совместная литературная работа по изданию соч. отцов церкви. В 1852 г. славянофилы решили начать издание своего печатного органа *Московский сборник*. К. опубликовал в нем свою ст. *О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России*, но, как и 20 лет назад, статья была признана *неблагонадежной*, а дальнейшие выпуски *Московского сборника* запрещены. Ст. К. *О необходимости и возможности новых начал для философии*, опубликованная в 1856 г. в журн. *Русская беседа*, оказалась посмертной. К., последние годы своей жизни работавший над курсом философии и надеявшийся, что в его лице Россия скажет *свое слово в философии*, умер от холеры в Петербурге. Похоронен в Оптиной пустыни. С внешней стороны литературную деятельность К. можно было бы считать неудачной особенно если учесть, что официальные запреты всегда являются заметным препятствием для самореализации любой творческой личности. Тем не менее, посмертная судьба его философского наследия оказалась на редкость счастливой. Историки рус. философии, какого бы направления они ни придерживались, оценивают вклад К. в ее развитие как весьма весомый. Говорить о *системе философии* К., несмотря на его несомненную философскую гениальность, приходится лишь условно. Зеньковский, выделяя у К. онтологию, гносеологию, эстетику, философию истории и даже социологию, оценивает его как *христианского философа* (История русской философии. Л 1991. Т. 1, ч. 2. С. 27). Точнее говоря, К. не просто христианский, а православный, национальный рус. философ. Представление об оригинальности и глубине рус. православной культуры сложилось у К. не сразу. И его славянофильство можно считать реакцией на его же собственное первоначальное *западничество*. Противопоставление России и Европы осуществляется им на макрои микроуровнях. На макроуровне речь идет о двух типах просвещения (или *образованности*, фактически же имеется в виду культура и цивилизация): если европейское просвещение рассудочно и секуляризовано, то рус. просвещение, полученное от Византии, по мнению К., основано на началах братства и смирения. На микроуровне односторонне рассудочному зап. человеку противостоит человек рус. культуры, носитель целостного сознания. Сама эта целостность понимается К. как органическое единство рассудочной и эмоциональной сфер жизни. Поэтому россиянин является носителем соборного или, как предпочитает выражаться К., *общинного духа*, в то время как зап. человек носитель духа отрицания, т. е. эгоизма и индивидуализма. Недостаток осн. *методологического приема*, к-рый использовали К. и др. славянофилы при сравнении России и Запада и к-рый обнаружил у них В. С. Соловьев, заключается в следующем: фактические грехи Запада сравниваются не с рус. действительностью, а с идеалами Древней Руси, естественно, преимущество оказывается на стороне указанных идеалов. Главная заслуга К. в том, что им была сделана одна из первых попыток утвердить рус. философию на собственном фундаменте, каким являлось православие как основа национального духа. Голос *тишайшего философа* почти не был услышан современниками. Зато семена, посеянные им, обильно взошли в системах его позднейших последователей, к числу к-рых относятся почти все крупнейшие представители рус. религиозного ренессанса XX в.

  1. киреевский иван васильевичрус. философидеалист один из идеологов славянофильства. Филос. и соц.политич. взгляды К. носили рсакц.утопич. характер. К. считал что характер образованности и всей жизни...Атеистический словарь
  2. киреевский иван васильевичрус. философидеалист один из идеологов славянофильства. Филос. и соц.политич. взгляды К. носили рсакц.утопич. характер. К. считал что характер образованности и всей жизни...Атеистический словарь II
  3. киреевский иван васильевичКиреевский Иван Васильевич один из основателей славянофильства родился в Москве марта г. Происходил из семьи столбовых дворян Белевского уезда Тульской губернии где на...Биографический словарь
  4. киреевский, иван васильевичкритик и мыслитель род. в Москве марта года ум. июня года в Петербурге. Он принадлежал к одному из самых старинных родов белевских и козельских дворян. Отец его Васил...Большая биографическая энциклопедия
  5. киреевский иван васильевичКиреевскийstrong Иван Васильевич [. Москва . Петербург] русский философидеалист литературный критик и публицист наряду с А. С. Хомяковым основоположник славянофильства. ...Большая Советская энциклопедия II
  6. киреевский иван васильевичодин из основателей славянофильства родился в Москве марта г. Происходил из семьи столбовых дворян Белевского уезда Тульской губернии где находилось и родовое имение Ки...Большой российский биографический словарь
  7. киреевский иван васильевичКИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич российский религиозный философ литературный критик и публицист один из основоположников славянофильства. Брат П. В. Киреевского. В отходе от ...Большой Энциклопедический словарь V
  8. киреевский иван васильевичрусский философ представитель славянофильства. Родился в Москве в семье помещикадворянина умер от холеры в Петербурге. В своих произведениях подчеркивая особенности русск...Великие философы
  9. киреевский, иван васильевичИван Васильевич религиозный философ литературный критик и публицист один из основоположников славянофильства смотри Славянофилы. В работах О характере просвещения Евро...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. киреевский иван васильевичКИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич русский критик публицист. Критич. и филос.публицистич. статьи в т.ч. Нечто о характере поэзии Пушкина Обозрение русской словесности за год ...Литературный энциклопедический словарь
  11. киреевский, иван васильевичроссийский религиозный философ литературный критик и публицист один из основоположников славянофильства. Брат П. В. Киреевского. В отходе от религиозных начал и утрате ду...Политическая наука - Словарь-справочник
  12. киреевский иван васильевич. . один из виднейших представителей славянофильства. Родился в дворянской семье. Отец Киреевского был близок к масонским кругам XVIII в. мать глубоко религиозная женщи...Святая Русь - энциклопедический словарь
  13. киреевский иван васильевичКиреевский Иван Васильевич русский публицист критик философ один из последователей русского славянофильства. В г. предпринял издание журнала Европеец закрытый цензурой...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  14. киреевский иван васильевичКиреевский Иван Васильевич марта в М. июня в Спб. славянофилПсевдонимыi ваu Душегрейкин Порфирийu И. К.u К.u Я.u Vzu Y. Z.u u Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов ру...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  15. киреевский иван васильевич[. Москва . . Петербург] рус. философидеалист лит. критик и публицист наряду с Хомяковым основоположник славянофильства. Входил в кружок любомудров испытал влияние нем....Советский философский словарь
  16. киреевский, иван васильевичрусский религиозный философ литературный критик и публицист один из основоположников славянофильства. В отходе от религиозных начал и утрате духовной цельности видел исто...Философия политики - словарь персоналий
  17. киреевский иван васильевичКИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич философ литературный критик теоретик славянофильства см.em СЛАВЯНОФИЛЫ . С слушал лекции в Московском унте в т.ч. и по философии Ф.В.Й. Шелл...Философская энциклопедия
  18. киреевский иван васильевичмарта июня рус. философидеалист один из основоположников славянофильства см. Славянофилы. Род. в дворянской семье. С слушал лекции в Моск. унте с служил в Архиве и...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  19. киреевский иван васильевичрод. апр. Москва ум. июня Петербург рус. религиозный философ литературный критик и публицист. Учился у Гегеля в Берлине и у Шеллинга в Мюнхене рассматривал Гегеля как...Философский энциклопедический словарь II
  20. киреевский иван васильевичрод. апр. Москва ум. июня Петербург рус. религиозный философ литературный критик и публицист. Учился у Гегеля в Берлине и у Шеллинга в Мюнхене рассматривал Гегеля к...Философский энциклопедический словарь
  21. киреевский, иван васильевичКиреевский Иван Васильевич один из основателей славянофильства род. в Москве марта г. Происходил из семьи столбовых дворян Белевского уезда Тульской губернии где наход...Энциклопедический словарь
  22. киреевский иван васильевичодин из основателей славянофильства род. в Москве марта г. Происходил из семьи столбовых дворян Белевского уезда Тульской губернии где находилось и родовое имение Кирее...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  23. киреевский, иван васильевичодин из основателей славянофильства род. в Москве марта г. Происходил из семьи столбовых дворян Белевского уезда Тульской губернии где находилось и родовое имение Кирее...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  24. киреевский иван васильевичрелигиозный философ литературный критик и публицист один из основоположников славянофильства. Брат П. В. Киреевского. В отходе от религиозных начал и утрате духовной цель...Энциклопедия История отечества
  25. киреевский иван васильевичрелигиозный философ литературный критик и публицист один из основоположников славянофильства. Брат П. В. Киреевского. В отходе от религиозных начал и утрате духовной цель...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  26. киреевский, иван васильевичКИРЕЕВСКИЙ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ русский философ литературный критик. Родился в Москве марта в дворянской семье. С служил в архиве министерства иностранных дел. В стал член...Энциклопедия Кольера II