Русская философия

КЕНОТИЗМ (КЕНОЗИС)

(греч. kenosis уничижение, истощение) петрологическая (святоотеческая) концепция, подразумевающая Божественное самоуничижение Христа через соединение с физически ограниченной человечностью, вплоть до принятия им вольного страдания и смерти. В православной философии митрополита Московского Платона (Левшина) эта концепция претерпела гносеологическое изменение, заключив в себе идею заклания человеческого разума перед антиномическим *безумием* анагогического (см. Анагогия) метода. Флоренский переосмыслил понятие К. в софиологическом духе *вечного смирения* и *трагической, жертвенной любви*, к-рая допускает войти в недра Троицы не-ипостасную Софию. Бердяев заострил внимание на К. как на метафизическом условии человеческой свободы, поскольку *Христос хотел свободной любви человека и потому не мог запугивать его своим могуществом*, отсюда явившись миру *в кажущемся бессилии и беспомощности*. Федотов пошел дальше в освобождении концепции К. от сугубо святоотеческого ее смысла, связав ее уже не с Христом, а с *христоцентрическим типом русской религиозности*, предполагающим *оторванность от почвы, скитальчество* (*Письма о русской культуре*). В кн. Федотова *Святые Древней Руси* К. выступил как *всякое невинное и вольное страдание в мире... во имя Христово* и был соотнесен с жалостливым отношением к человеку, особенно на примере канонизации Бориса и Глеба, не пострадавших за христианскую веру, но вызвавших почитание к себе самим фактом насильственной смерти, принятой ими *в образе непротивления*. Булгаков считал, что кенотическая *жертвенность* присуща лучшим представителям рус. интеллигенции.