Русская философия

ИСХОД К ВОСТОКУ. ПРЕДЧУВСТВИЯ И СВЕРШЕНИЯ. УТВЕРЖДЕНИЕ ЕВРАЗИЙЦЕВ

сб. статей Н.С. Трубецкого, Савицкого, Флоровского, Сувчинского, вышедший в Софии в 1921 г. Вместе с изданным годом ранее соч. Трубецкого *Европа и человечество* стал первым изложением концепции евразийства. Книга сыграла большую роль не только в разработке идейной программы, но и в организационном оформлении евразийского движения. Центральная ее тема всемирно-историческое призвание России в связи с гибелью европейской культуры, явившейся результатом 1-й мировой войны (Савицкий П. Евразийство//Евразийский Временник. Кн. 4. Берлин, 1925. С. 6). В ней излагается евразийский вариант русской идеи, делается попытка обосновать миссию России-Евразии как объединительницы *целого круга народов*, обладающих *сродством душ*, *общностью экономического интереса* и *хозяйственной взаимообращенностью*. Выявляя специфику своей позиции в решении *русской проблемы*, евразийцы подчеркивают свои расхождения со славянофильством. Они не разделяют не только взгляды славянофилов на общину как на форму хозяйственной жизни, к-рой принадлежит будущее, но и их *славянский национализм*. *... Нашими братьями (если не по языку и по вере, то по крови, характеру и культуре) являются не только славяне, но и туранцы...* писал Трубецкой, относя к туранцам *некоторых угро-финских инородцев* вместе с тюрками волжского бассейна (с. 103). В своих ст. *Об истинном и ложном национализме* и *Верхи и низы русской культуры (этническая основа русской культуры)* он выступил против европоцентристского подхода в культурологии, выдвинув тезис о полицентризме культур и связанной с этим их самобытности. В этом плане рус. культура представляет собой совершенно особую величину, к-рую нельзя включить без остатка в ту или иную более широкую группу культур или культурную зону. Трубецкой выделял в национальной культуре *две обязательные части*: *низы*, т. е. культурные ценности, к-рыми удовлетворяют свои потребности наиболее широкие слои национального целого, и *верхи* более развитые ценности. При этом он подчеркивает необходимость обмена н взаимодействия между частями, считая, что *русская культура в смысле завершения культурного здания должна вырастать органически из основания русской стихии*. В ст. Савицкого (*Поворот к Востоку*, *Миграция культуры*, *Континент-Океан. Россия и мировой рынок*) обосновывается экономико-географическое учение евразийства. *Не в копировании *океанической* политики других, во многом к России неприложимой, но в осознании *континентальности* и в приспособлении к ней экономическое будущее России* (с. 125). Таков один из осн. выводов автора. Ст. Сувчинского *Сила слабых* и *Эпоха веры* содержат специфически евразийскую постановку проблемы интеллигенции. Разрыв интеллигентских кругов с *народной стихией*, по Сувчинскому, бедствие для страны и ее культуры. Как императив эпохи им сознается необходимость самооценки рус. интеллигенцией своих национальных истоков, объединения *успокоенного народа и прозревшей интеллигенции* *под одним великим куполом Православной Церкви...*. К нравственным проблемам обращается в книге Флоровский. В ст. *Хитрость разума* он критикует зап. рационализм, превращающий личность в *вещь* или *событие*, а в ст. *Разрывы и связи* ставит вопрос о глубоких и катастрофических для России нравственных последствиях, к-рые принесли войны и революции. *... Уже не на слезах одного замученного дитяти, а на реках слез и крови... сооружается... здание судьбы русской... Любви нет ни в ком... Не о *Великой России* только должно гореть наше сердце, но прежде всего об очищении помраченной русской души* (с. 13). Его ст. *О народах неисторических (Страна отцов и страна детей)* посвящена анализу гегелевского *противоположения* народов исторических и неисторических, дополненного идеей однолинейного прогресса (*все народы проходят *один* цикл превращений; разница только в темпе и ритме*). Этот принцип, отмечает автор, был заимствован и рус. историографией, прежде всего ее западническим направлением. Завершается статья выражением веры в историческое предназначение рус. народа и его культуры, влекомой *свободно избранным идеалом* православия. Дальнейшее развитие идеи первого коллективного труда евразийских авторов получили в их 2-й кн. *На путях. Утверждение евразийцев* (М.; Берлин, 1922), а также в трех *Евразийских временниках* (Берлин, 1923, 1925; Париж, 1927), где развернуто представлены философско-исторические, политические, социально-экономические и религиозно-культурные аспекты евразийства.