Русская философия

ЕВГЕНИЙ (В МИРУ ЕВФИМИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ БОЛХОВИТИНОВ)

(18(29). 12. 1767, Воронеж 23. 02(7. 03). 1837, Киев) православный церковный деятель, историк, археограф, библиограф. Получил образование в Воронежской духовной семинарии (1778-1884) и Московской Славяно-греко-латинской академии (1784-1788). С 1789 г. преподаватель, затем ректор Воронежской духовной семинарии. В 1800 г. принял монашество, став учителем философии, красноречия и префектом Александро-Невской духовной семинарии в Петербурге. Последовательно занимал пост викария Новгородского (с 1804), епископа Вологодского (с 1808), Калужского (с 1813), Псковского (с 1816), митрополита Киевского (с 1822), был членом Российской Академии и *Общества истории и древностей российских*. До посвящения в монахи Е. увлекался западноевропейскими просветителями, в частности перевел кн. Ф. Фенелона *Краткое описание жизни древних философов*. В его взглядах содержались упования на всемогущество человеческого разума. Однако под влиянием своего учителя Платона (Левшина) Е. уже в одной из первых своих работ в предисловии к кн. Л. Кокле *Похвальное слово чему-нибудь* (1787) прямо признает Божественное *ничто*, исходя из апофатической традиции православной философии. В 90-е гг. он применяет выдвинутый Платоном метод анагогии к гуманитарным наукам, особенно к истории. Его герменевтический курс отмечен пристальным вниманием к *способности проникаться духом предмета* и *отыскиванию таинственного смысла в отдельных словах и сочетаниях слов*. После принятия монашества (в результате смерти жены и троих детей) гл. темой писаний F. становится синергический (см. Синергизм) *гений* или *дух* как *способность природная*, не приобретаемая ни *опытом*, ни *прилежанием*. Наиболее ярко этот подход выражен в его оценках творчества лиц, включенных им в главный свой груд *Словарь духовных писателей России* (1805-1827). Напр., в статье о своем учителе он подчеркивает *возвышение и плодовитость собственных мыслей*, к-рые были присущи молодому Платону, а затем зависимость его произв. от *Слова Божьего*. Его исторические изыскания характеризуются большой эмпирической насыщенностью без попытки создать общую системообразующую идею. Тем самым соблюдалась анагогическая осторожность по отношению к *читательскому духу* без навязывания ему к.-л. концепций, лишающих его возможности иных толкований. Эта позиция определила и консервативные убеждения Е. с его последовательным неприятием всяких *новизнолюбовных* общественных теорий, к-рые, с его т. зр., стремились подавить творческий потенциал человека и подчинить его *букве* нового учения.