Русская философия

ДАНИЛЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ

(28. 11(10. 12). 1822, с. Оберец Ливенского у. Орловской губ. 7(19). 11. 1885, Тифлис) естествоиспытатель, философ, культуролог. В 1842 г. окончил Царскосельский лицей, затем естественный ф-т Петербургского ун-та, где в 1847 г. получил степень кандидата, а в 1849 г. магистра ботаники. В 1849 г. за связь с петрашевцами был выслан в Вологду, однако уже начиная с 1853 г. участвовал в многолетних научных экспедициях. В 1879 г. был назначен директором Никитского ботанического сада. В 1869-1871 гг. была опубликована сначала в журн. *Заря*, а в 1871 г. вышла отдельным изданием его кн. *Россия и Европа*, первоначально встреченная прохладно, а с последующими изданиями ставшая популярной. Труд Д. *Дарвинизм. Критическое исследование* увидел свет лишь в 1885 г. и был воспринят в научных кругах как посягательство на авторитет Ч. Дарвина. С защитой его концепции выступил Страхов, благодаря ему появился *Сборник политических и экономических статей* (1890), объединивший воедино статьи, написанные Д. в разные годы. *Сборник* успеха не имел, и Д. остался в памяти современников в основном как автор сформулированной в *России и Европе* теории культурно-исторических типов, вызвавшей целый спектр откликов от пространной критической отповеди В. С. Соловьева до провозглашения ее *катехизисом славянофильства*. Онтологические представления Д. основываются на убеждении в том, что гармонию Вселенной, к-рая явлена человеку в красоте окружающего мира, невозможно объяснить без допущения идеи целеустремленности всего сущего к взаимной согласованности. В основе ее лежит недоступное человеческому разумению божественное целеполагание, проявляющееся также в функционировании каждого организма, в приспособленности растений и животных к окружающей среде, в общей направленности жизненных процессов на Земле. Все сущее, считал Д., развивается по единому закону закону зарождения, расцвета и увядания. Каждая более или менее целостная система любого уровня сложности есть замкнутый мир, живущий и умирающий в меру отпущенных ему внутренних сил и возможностей. В результате исчерпывания внутренних потенций восходящее развитие формы сменяется нисходящим, и она деградирует. Подобный процесс и приводит, по Д., к вымиранию определенных видов растений и животных. По аналогии с природой, с многообразием видов, к-рым отведено свое место во времени и пространстве, историю можно считать чередованием (или сосуществованием) самобытных, эквивалентных по своей ценности больших и малых культур. Одни из них преимущественно религиозны (Древн. Восток), другие ориентированы на создание художественных ценностей (Греция), третьи основаны на стремлении сформулировать юридические установления и следовать им (Рим) и т. п. В основе каждой из культур в качестве ее энергетического центра лежит национальное начало, способное к развитию благодаря сообщенной ему божественной энергии. Совокупность племен, ощущаю щих внутреннее единство и говорящих на родственных языках, может развиться в культурно-исторический тип, т. е. своеобразную культуру с уникальными художественными, религиозными, социально-экономическими особенностями. В своем жизненном цикле культурно-исторический тип проходит стадии: первоначального формирования; складывания государственности и обретения способности защищаться от внешней опасности; наивысшего расцвета, сопровождающегося появлением искусств, наук, религии, и, наконец, постепенного превращения в *этнографический материал* из-за ослабления созидающих начал, что выражается в утрате государственной независимости и культурной самобытности. Д. выделяет 11 культурно-исторических типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический или аравийский, романо-германский или европейский. С небольшими оговорками он включает в число мировых цивилизаций мексиканскую и перуанскую культуры, разрушенные в результате внешнего вторжения раньше, чем они смогли окончательно сформироваться. Последний культурно-исторический тип европейский в сер. XIX в., по Д., переживает упадок и должен быть сменен восточнославянским, центром к-рого является Россия. Д. утверждает, что восточнославянская цивилизация окажется способной развить экономику не в ущерб религиозным, художественным и нравственным ценностям и тем самым станет четырехосновным культурно-историческим типом (предыдущие были одноосновными, за исключением *двуосновной* Европы, к-рая достигла высот я в экономическом, и в художественно-эстетическом развитии). Чтобы стать достойной этой исторической миссии, Россия обязана осознать себя единым народом вместе со славянством, поставив своей целью воссоединение и расцвет последнего. Д. убежден в необходимости сохранения устоев Российского государства самодержавия, поземельной общины, сословной иерархии, приоритета ортодоксальной церкви, вместе с тем он выступает против имперского, насильственного присоединения и удержания народов, с-рое лишает их перспектив самобытного развития. *Пересадка*, *прививка*, *удобрение* таковы, по его мнению, формы взаимовлияния народов друг на друга, но лишь последняя плодотворна, т. к., не затрагивая социально-политических, бытовых, религиозных основ жизни народов, находящихся на первых стадиях своей эволюции, она предоставляет им большие возможности для развития. Т. обр., особенность культурно-исторической теории Д. в обращении внимания на значение национального фактора, к-рый он делает движущей силой, смыслом и целью истории, в *реабилитации* цивилизаций, находящихся как бы в стороне от магистрального пути развития, в отстаивании права Каждого народа на историческое творчество. В то же время это преодоление чрезмерного исторического оптимизма, считающего случайностями катастрофы, попятные движения и периоды регресса в истории. Д. мало озабочен сохранением логической непротиворечивости своей теории, его цель вдохновить идеей исторической перспективы народ, дать ему силы подняться над обыденностью для создания новой цивилизации. Консервативно-утопическая мысль Д. наталкивается в решении данной задачи на непреодолимое препятствие: существование таких универсальных феноменов, как мировые религии, наука плохо вписывается в его историософскую схему. Пытаясь найти выход из этого затруднительного положения, он делает вывод об обусловленности содержания и особенностей развития, напр, науки, тем же национальным фактором. Каждый народ, по Д., по-своему видит мир и отображает это видение в создаваемой им культуре. Потому и наука для разных народов не одна и та же. Народ, в зависимости от присущих ему качеств, *подключается* к созданию той или иной науки на разных ступенях ее развития: так, французы преуспели в сборе материалов для первоначального их анализа, немцы более склонны формулировать обобщающие теории и т. п. Д. предпринимает попытку дать собственную классификацию наук. Он делит их на субъективные (математику и логику) и объективные, имеющие *внешнее содержание*. Последние, в свою очередь, подразделяются на общие и сравнительные. Общие, или теоретические, науки изучают *общие мировые сущности*: материю (химия), движение (физика), дух (метафизика). Все остальные науки занимаются *видоизменениями* материальных и духовных сил и потому формулируют не всеобщие, а частные законы, действующие в строго ограниченной предметной области. Возможность создания *общей теории* устройства гражданских и политических об-в Д. отрицал, полагая, что в результате один определенный народ будет выступать *эталоном* для всех остальных, а между тем не существует политического, экономического или духовного идеала, пригодного на все времена и для всех народов, т. к. *все явления общественного мира суть явления национальные* (Россия и Европа. Спб., 1871. С. 170). Концепция Д. несвободна от противоречий, порождаемых гл. обр. совмещением двух взаимоисключающих подходов: религиозно-провиденциалистского и позитивистско-натуралистического. Но, по его мнению, не стройность и даже не истинность является залогом влиятельности той или иной концепции, а то, насколько она отвечает интересам, чаяниям, глубинным неосознанным стремлениям народа-носителя *национального начала*.

  1. данилевский николай яковлевичДанилевский Николай Яковлевич публицист естествоиспытатель и практический деятель в области народного хозяйства в главном своем литературном труде Россия и Европа пре...Биографический словарь
  2. данилевский, николай яковлевичизвестный естествоиспытатель и философпублицист славянофильского оттенка родился ноября г. в родовом имении своей матери селе Оберце Орловской губ. Ливенского уезда. Ег...Большая биографическая энциклопедия
  3. данилевский николай яковлевичДанилевскийstrong Николай Яковлевич [. с. Оберце Орловской губернии . Тбилиси] русский публицист социолог и естествоиспытатель идеолог панславизма. Окончил Петербургский...Большая Советская энциклопедия II
  4. данилевский николай яковлевичпублицист естествоиспытатель и практический деятель в области народного хозяйства в главном своем литературном труде Россия и Европа представивший особую теорию панславиз...Большой российский биографический словарь
  5. данилевский николай яковлевичДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич русский публицист и социолог идеолог панславизма. В сочинении Россия и Европа выдвинул теорию обособленных культурноисторических типов ци...Большой Энциклопедический словарь V
  6. данилевский, николай яковлевичфилософ публицист естествоиспытатель. В г. он начал писать труд принесший ему впоследствии известность Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения сла...Именной словарь-справочник политических деятелей
  7. данилевский николай яковлевичрус. философ и естествоиспытатель. Род. в родовом имении Орловской губернии. После успешного окончания Царскосельского лицея в г. поступил вольнослушателем на естеств. ф...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  8. данилевский николай яковлевич. с. Оберце Орловской губ. . Тбилиси. Рус. ученый философ публицист. В кн. Россия и Европа Д. строил циклич. модель культурноисторич. развития во многом предвосхитившую...Китайская философия. Энциклопедический словарь
  9. данилевский николай яковлевичДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич русский публицист естествоиспытатель. Историософ. соч. Россия и Европа отд. изд. . Сборник политич. и экономич. статей ....Литературный энциклопедический словарь
  10. данилевский, николай яковлевичрусский публицист и социолог идеолог панславизма. В сочинении Россия и Европа выдвинул теорию обособленных культурноисторических типов цивилизаций развивающихся подобно ...Политическая наука - Словарь-справочник
  11. данилевский, николай яковлевичрусский философ социолог культуролог публицист автор теории культурноисторических типов предшественницы концепции локальных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби. В своей...Политологический словарь-справочник
  12. данилевский николай яковлевичрусский социолог этнограф. Д. создатель первой в истории социологии антиэволюционистской модели обществ. прогресса. Взамен произвольных систем Д. предлагает естественную ...Российская социологическая энциклопедия
  13. данилевский николай яковлевич. . русский мыслитель философ социолог естествоиспытатель. В е занимался рыбоводством на Волге в Каспийском море на Русском Севере. В е приступил к исследованию проблем ...Святая Русь - энциклопедический словарь
  14. данилевский николай яковлевичДанилевский Николай Яковлевич философ публицист естествоиспытатель социолог идеолог панславизма. В сочинении Россия и Европа выдвинул теорию обособленных культурноисто...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  15. данилевский николай яковлевичДанилевский Николай Яковлевич ноябр. ноябр. Тифлис славянофилПсевдонимыi Д. С.u Дй Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  16. данилевский николай яковлевичрусский ученыйестествоиспытатель мыслитель публицист. Понятие культурноисторических типов центральное в учении Данилевского. Согласно его собственному определению самобы...Словарь-справочник по философии
  17. данилевский николай яковлевич[. с. Оберце Орловской губ. . Тбилиси] рус. публицист социолог и естествоиспытатель идеолог панславизма. В кон. х гг. участвовал в кружке петрашевцев но делу крых был в ...Советский философский словарь
  18. данилевский николай яковлевичрусский публицист социальный мыслитель культуролог идеолог панславизма. Магистр ботаники Петербургского университета . За научноадминистративную деятельность награждался ...Социологическая энциклопедия
  19. данилевский, николай яковлевичпублицист социолог и естествоиспытатель один из многих русских умов предвосхитивших оригинальные идеи возникшие позднее на Западе. Идеолог панславизма течения провозглаш...Философия политики - словарь персоналий
  20. данилевский николай яковлевичДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич философ идеолог панславизма публицист естествоиспытатель. Создатель теории культурноисторических типов первого варианта теории локальных...Философская энциклопедия
  21. данилевский николай яковлевичнояб. нояб. рус. естествоиспытатель и реакц. философ глава поздних славянофилов почвенников см. Неославянофильство. Окончил естеств. факт Петерб. унта работал в х г...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  22. данилевский николай яковлевичрод. нояб. с. Оберце Орловской губ. ум. нояб. Тбилиси рус. социолог естествоиспытатель идеолог славянофильства. В книге Россия и Европа изложил социологическую теори...Философский энциклопедический словарь II
  23. данилевский николай яковлевичрусский философ социолог естествоиспытатель. Выдвинул идею культурноисторических типов цивилизаций. Они находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей средой...Человек и общество
  24. данилевский, николай яковлевичДанилевский Николай Яковлевич публицист естествоиспытатель и практический деятель в области народного хозяйства в главном своем литературном труде Россия и Европа предс...Энциклопедический словарь
  25. данилевский николай яковлевичпублицист естествоиспытатель и практический деятель в области народного хозяйства в главном своем литературном труде Россия и Европа представивший особую теорию панславиз...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  26. данилевский николай яковлевичпублицист и социолог идеолог панславизма . В конце х гг. близок к кружку петрашевцев. В сочинении Россия и Европа выдвинул теорию особых культурноисторических типов циви...Энциклопедия История отечества
  27. данилевский николай яковлевичпублицист и социолог идеолог панславизма . В конце х гг. близок к кружку петрашевцев. В сочинении Россия и Европа выдвинул теорию особых культурноисторических типов циви...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  28. данилевский, николай яковлевичДАНИЛЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ русский ученыйестествоиспытатель мыслитель публицист. Родился ноября в с. Оберец Ливенского уезда Орловской губернии. Окончил в Царскосел...Энциклопедия Кольера II