Русская философия

ГУРДЖИЕВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ

(1877, Александрополь, Армения 1949) религиозный мыслитель. В юности Г. готовился стать священником и врачом, но уже тогда у него появляется интерес к аномальным явлениям (пророчества, телепатия, чудесные исцеления и т. п.). В поисках *истинного знания* посетил множество стран Центральной Азии и Среднего Востока, осткток жизни провел в Европе и Америке. В 1913-1917 гг. Г. выступал с лекциями в Москве и Петербурге. В кон. 1913 г. он приступил к созданию Ин-та гармонического развития человека. С началом революции уезжает со своими учениками на Кавказ в Ессентуки. В 1917-1918 гг. его ин-т функционировал в Тифлисе, затем, после эмиграции из России, в Константинополе (1919-1921), во Франции, в 1924 г. его филиал открывается в Нью-Йорке. Доктрина Г. включает в себя элементы йоги, тантризма, дзен-буддизма, суфизма. Считая человека детерминированным внешними факторами механизмом, он усматривал назначение своего ин-та создать условия, в к-рых *ничего не могло быть сделано автоматически и неосознанно*. С этой целью использовались различные упражнения (они делились на семь категорий), призванные развить тело, мышление и чувства человека. Особое внимание обращалось на музыку, танец, технику медитации. Все виды искусства, по Г., являются закодированной системой древн. знаний, *формами письма*, а потому в подлинном искусстве нет ничего случайного, оно объективно, в то время как совр. искусство субъективно и в нем преобладает принцип удовольствия. Танцевальные движения, считал Г., несут в себе религиозные или философские идеи. Любая раса, нация, всякая эпоха, страна, класс, равно как и всякая профессия, располагают определенным количеством *поз*, из к-рых они никогда не выходят и к-рые представляют их особый *стиль*, связанный с определенными формами мышления и чувств. Человек не может изменить ни форму своих мыслей, ни форму своих чувств, не изменив *поз*. Все в мире, по Г., материально и находится в движении, разные формы материи лишь различные степени плотности. Душа человека также материальна, она состоит из очень тонкой субстанции и приобретается им в течение всей жизни. Человек не имеет постоянного, неизменного, индивидуального *я*. Вместо него существуют тысячи отдельных *я*, нередко совершенно неизвестных друг другу, взаимоисключающих, несовместимых друг с другом. Все человечество Г. представлял в виде четырех кругов. Внутренний круг *эзотерический*. Он состоит из людей, к-рые достигли высочайшего уровня развития: каждый из них обладает неделимым *я*, всеми формами сознания, всецелым знанием, свободной волей и среди них нет разногласий. Люди среднего, *мезотерического*, круга обладают всеми качествами, присущими людям *эзотерического* круга, но их знание имеет более теоретический характер. Третий круг *экзотерический*, знания входящих в него людей носят более философский, абстрактный характер, их понимание не выражается в действиях, но между ними также нет непонимания, раздора. Наконец, четвертый, *внешний* круг круг *механического человечества*. У людей здесь нет взаимопонимания, существует как бы *смешение языков*. В наиболее систематической форме идеи Г. изложил его ученик П. Д. Успенский, книга к-poгo *В поисках чудесного* содержит также и сведения о жизни учителя в Москве, Петербурге, на Кавказе (заграничный период подробно освещен в книге Луи Повеля *Господин Гурджиев*). Первая книга Г. была написана им незадолго до смерти *Все и вся, или Рассказы Вельзевула своему внуку*, вторую кн. *Встречи с замечательными людьми* составили рукописи, опубликованные учениками после его смерти.

  1. гурджиев георгий ивановичГУРДЖИЕВ Георгий Иванович мистик и духовный учитель. Родился в Армении в юности много путешествовал по Востоку воспринял традицию суфизма. В в Тифлисе открыл Институт ...Большой Энциклопедический словарь V
  2. гурджиев георгий ивановичок. русский духовный наставник. Совершив путешествие на Восток приобщил к своим взглядам Павла Демьяновича Успенского. После войны Успенский помог Гурджиеву перебраться ...Словарь религий, обрядов и верований