Русская философия

ГУРВИЧ ГЕОРГИЙ ДАВЫДОВИЧ

(2.11.1894, Новороссийск 10.12.1965, Париж) социолог и философ. Учился в ростовской и рижской гимназиях, окончил Петербургский ун-т, в 1918 г. был назначен проф. Томского ун-та, а в 1921 г. эмигрировал. В России опубликовал только одну небольшую работу *Правда воли монаршей* Феофана Прокоповича и ее западноевропейские источники* (Юрьев, 1915). В 1921-1923 гг. Г. читал лекции в ун-те в Праге, где написал свое первое философское соч., посвященное анализу этики Фихте, к-рое разрослось затем в книгу *Fichtes System der konkreten Ethik* (1924). Вскоре он переехал во Францию, в 1928 г. принял фр. гражданство, а в 1932 г. получил место проф. философии в лицее Севинье. Защитив диссертацию на степень доктора, он стал читать лекции в Страсбургском ун-те. Во время войны он выехал в США, где преподавал в Гарвардском и Колумбийском ун-тах. В 1948 г. Г. вернулся во Францию и стал проф. Сорбонны по кафедре социальных наук, где и проработал до своей кончины. Все свои осн. работы он опубликовал на фр. языке. На рус. вышел философский этюд *Этика и религия* (Современные записки. 1926. № 29), в к-ром Г. отстаивает самостоятельность этики, ее независимость от метафизики и религии. Добро, пишет он, есть особое качество, особый путь восхождения к Абсолюту. По Г., Абсолют вовсе не есть принадлежность только религиозного мышления. Не связанное с религией миросозерцание не отрицает Абсолюта, более того, оно предполагает не один, а множество путей к Абсолюту. После 1926 г. на рус. языке Г. опубликовал еще несколько статей, в частности о социализме, но в дискуссиях рус. философов во Франции участия не принимал. Свои философские взгляды он называл *диалектическим гиперэмпиризмом*. Отвергая к.-л. заранее принятую философскую позицию в изучении человека, он выступал как против материализма, так и против идеализма, в его представлении только конкретное изучение человека в конкретных обстоятельствах может дать понимание его поведения. Его социологическая концепция, изложенная в капитальном .*Трактате по социологии* (1958-1960), может быть охарактеризована как концепция микросоциологии. С т. зр. Г., понять и описать положение человека в об-ве можно только путем выделения в об-ве микросоциальных типов, к-рые допускают изучение индивида и его поведения методами социометрии. Г. критиковал капиталистическое об-во, отмечая противоречивый характер его развития. Он считал отношения между классами принципиально непримиримыми и выводил отсюда неизбежность социальных антагонизмов, к-рые приводят к социальной революции. В некрологе, опубликованном в парижской газ. *Русская мысль*, отмечается, что Г. повлиял на совр. социологию *радикальностью своих, одинаково как либеральных, так и динамических, позиций*. Его доктрину справедливо называли *доктриной перманентной революции в социологии*.

  1. гурвич, георгий давыдовичГурвич Георгий ДавыдовичGurvitch. Род. ум. . Американский социолог русского происхождения сторонник социологии основанной на диалектике. Выдвинул идею диалектического ги...Большая биографическая энциклопедия
  2. гурвич георгий давыдовичГурвичstrong Gurvitch Георгий Давыдович . Новороссийск . Париж социологпозитивист. Профессор Томского и Петроградского университетов . Сторонник меньшевизма в эмигриров...Большая Советская энциклопедия II
  3. гурвич георгий давыдовичрос.фр. социолог. Проф. Одесского унта с г. проф. Сорбонны. Осн. соч. Социологические опыты Социология XX века в соавт. с У.Э.Муром Диалектика и социология . Поставил ...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  4. гурвич георгий давыдовичфранцузский философ и социолог Новороссийск Россия Париж . Профессор в Сорбонне и Практической школе высших исследований. Рассматривает социальную реальность как целое ...Сверхкраткий философский словарь
  5. гурвич георгий давыдовичGurvitch Георгий Давыдович р. нояб. бурж. социологидеалист. Родился в России г. Новороссийск после эмигрировал во Францию. Проф. социологии Парижского унта с . В моло...Философская Энциклопедия (в 5 томах)