Русская философия

ВЫШЕСЛАВЦЕВ БОРИС ПЕТРОВИЧ

(1877, Москва 5.10.1954, Женева) философ, публицист, литературный критик. Учился на юридическом ф-те Московского ун-та, по окончании к-рого в 1899 г. занялся адвокатской практикой. После сдачи магистерского экзамена В. был направлен в Германию, где учился в Марбурге в семинарах П. Наторпа и Г. Когена. Вскоре после возвращения в Россию В. в качестве приват-доцента начал читать в Московском ун-те курс политических учений, к-рый до него читал Новгородцев. В предвоенные годы он был известен как *один из самых блестящих дискуссионных ораторов среди московских философов* (Степун Ф. А. Бывшее и несбывшееся. London, 1990. Т. 1. С. 261). Защитив свою магистерскую диссертацию *Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии* (М., 1914), В. был избран экстраординарным проф. юридического ф-та; утверждение не состоялось из-за начавшейся революции. В 1922 г. вместе с большой группой ученых он был выслан за границу, где его философское дарование достигло подлинного расцвета. До 1924 г. В. жил в Берлине, где читал лекции в основанной здесь Религиозно-философской академии, а после переезда академии в Париж был приглашен на должность редактора в изд-во ИМКА-Пресс. В 1925 г. он вместе с Бердяевым основал журн. *Путь*. В 20-30-е гг. В. нередко разъезжал с лекционными турне по разным странам, где имелись крупные колонии рус. эмигрантов. В 1934 г. в Париже вышел осн. философский труд В. *Этика преображенного Эроса. Проблемы закона и благодати*. Предполагался 2-й т. книги, но он не был издан, возможно, не был даже написан. В этом исследовании, продолжающем, а в какой-то степени и возрождающем традиции древнерус. религиозно-нравственного любомудрия, берущие начало от *Слова о законе и благодати* митрополита Илариона. В. поставил своей целью осуществить синтез религии и совр. научной философии. Осн. тезис книги можно сформулировать следующим образом: подлинная сублимация (т. е. преобразование эроса и др. видов чувственных влечений) возможна лишь при наличии Абсолюта. Поэтому системы, в к-рых Абсолют отрицается (напр., фрейдизм и марксизм), заменяют сублимацию *профанацией*, т. е. не телесно-физическое возвышают до духовного, а, наоборот, духовное низводят до низшего, материального или физиологического уровня. В *Этике преображенного Эроса* отразилось тогдашнее увлечение В. идеями психоаналитической школы К. Юнга, с к-рым он был лично знаком. В 30-е гг. В. преподавал нравственное богословие в Православном Богословском ин-те в Париже. Во время 2-й мировой войны В. жил в Германии, где участвовал в различных антикоммунистических сборниках, а после войны сблизился с Национально-трудовым союзом (НТС); итогом этого сближения была книга В. *Философская нищета марксизма*, изданная в 1952 г. изд-вом *Посев* под псевдонимом Б. Петров (2-е изд. 1957. 3-е 1971). После войны В. переселился в Женеву, где прошли последние годы его жизни. В 1953 г. в Нью-Йорке вышло наиболее значительное исследование В., посвященное проблемам социальной философии, *Кризис индустриальной культуры*, где дана острая критика марксизма и капитализма. Посмертно издана одна из самых проникновенных книг В. *Вечное в русской философии* (Нью-Йорк, 1955). Литературное наследие В. невелико по объему. Знавшие его отмечали, что он предпочитал блистать в лекционных залах и беседах, чем трудиться над новыми произв. Тем не менее все написанное В. значительно по своему содержанию. *По тонкости его мысли, по богатству ее оттенков В. можно назвать Рахманиновым русской философии. Без его яркой фигуры созвездие мыслителей религиозно-философского Ренессанса было бы неполным* (Левицкий С. Б. П. Высшеславцев // Грани. 1965. № 57. С. 175). Особое место в наследии В. занимают статьи и брошюры, посвященные творчеству рус. писателей и поэтов, и это вполне закономерно, если учесть, что он не делал принципиального различия между художественным и философским творчеством. На осн. вопрос полемики неославянофилов и неозападников о том, какой должна быть рус. философия, национальной или научной, В. дал такой ответ: *Основные проблемы мировой философии являются, конечно, проблемами и русской философии. В этом смысле не существует никакой специально русской философии. Но существует русский подход к мировым философским проблемам, русский способ их переживания и обсуждения. Разные нации замечают и ценят различные мысли и чувства в том богатстве содержания, которое дается каждым великим философом. В этом смысле существует русский Платон, русский Плотин, русский Декарт, русский Паскаль, русский Кант. Национализм в философии невозможен, как и в науке; но возможен преимущественный интерес к различным... традициям мысли у различных наций* (Вечное в русской философии. С. 7). Интерес В. к творчеству Достоевского и Пушкина обусловлен именно этой его философской установкой. Поэзия Пушкина, по его мнению, есть *поэзия свободы*, Достоевский предстает у В. выразителем *русской стихии*. Поэтому В. пытается найти у него ответ о причинах постигшей Россию катастрофы, а у Пушкина светлые пророчества относительно будущего. И спасти Россию, считает он, может лишь трезвый практицизм и реализм, порожденный *русской стихией* (Русская стихия у Достоевского. Берлин, 1923. С. 53).

  1. вышеславцев, борис петровичРод. ум. . Религиозный философ автор трудов по этике Этика преображенного Эроса истории русской философии и др. Сторонник христианского учения о благодати. В гг. профе...Большая биографическая энциклопедия
  2. вышеславцев борис петровичВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович религиозный философ профессор Московского университета . Выслан из СССР в жил в Париже. Труды по этике истории русской философии и др. Разре...Большой Энциклопедический словарь V
  3. вышеславцев борис петровичроссийский философ психолог и психоаналитик. Окончил юридический факт Московского унта . Ученик П.И. Новгородцева. До г. работал адвокатом. Затем изучал философию в Росс...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  4. вышеславцев, борис петровичВЫШЕСЛАВЦЕВ БОРИС ПЕТРОВИЧ русский философ. Родился в Москве октября . В окончил юридический факультет Московского университета продолжил образование в Марбурге у П.Нат...Энциклопедия Кольера II
  5. вышеславцев борис петровичрусский философ. Родился в Москве октября . В окончил юридический факультет Московского университета продолжил образование в Марбурге у П.Наторпа и Г.Когена. В защитил...Энциклопедия Кольера
  6. вышеславцев борис петровичпсевд. Б.Петров . Москва Женева философ юрист. Родился в семье присяжного поверенного Московской судебной палаты кандидата права Петра Александровича В. В окончил ю мос...Энциклопедия русской эмиграции