Русская философия

ВИППЕР РОБЕРТ ЮРЬЕВИЧ

(2(14).07.1859, Москва 30.12.1954, Москва) историк, академик (с 1943), проявлял интерес к методологическим проблемам исторического познания. Его университетские курсы и учебники по всеобщей истории пользовались в России большой популярностью. От традиционных они резко отличались оригинальностью идей, стилем, приближенностью к совр. исканиям в исторической науке. В области мировоззренческой для него характерна повышенная чувствительность к *веяниям времени*. Как историк считал себя учеником В. И. Герье, А. А. Шахова, Ключевского. Его работы разных жанров кон. XIX в. носят отчетливые следы влияния Конта и его рус. последователей. Это идея *консенсуса*, дополненная теорией факторов, равнозначности последних (плюрализм); эволюционизм и связанное с ним чрезмерное внимание к детализации, непрерывным сдвигам; стирание границ между эпохами; взгляд на исторических героев прежде всего как на продукт среды с недооценкой значимости их самостоятельного вклада в ход общественного развития и, наконец, слияние социологии с конкретной историей. *Едва ли есть необходимость, писал он, различать две особые науки абстрактную социологию и конкретную собственно историю*. Сходную позицию в этом вопросе занимали большинство рус. историков-позитивистов (Н. А. Рожков, Ключевский, Д. М. Петрушевский, П. Г. Виноградов и др.). Следы перечисленных идей проявляются в его конкретно-исторических трудах и философско-исторических работах. К последним относятся: предисловие к рус. переводу кн. О. Тьерри *Опыт истории происхождения третьего сословия* (1899); *Общественные учения и исторические теории XVIII-XIX вв. в связи с общественными движениями на Западе* (1899); *Общество, государство, культура XVI в. на Западе* (1897); *Школьное преподавание древней истории и новая историческая наука* (1898). Второй период эволюции исторического мировоззрения В. падает на нач. XX в. (1900-1923), до его эмиграции в Латвию. Подавляющее большинство работ этого времени связано не с конкретной историей, а с ее теоретическими проблемами: *Новые направления в философии общественной науки* (Мир Божий. 1903. № 11), *Два типа интеллигенции* (1912), *Заметки историка о современных религиозных исканиях* (1916), *Кризис исторической науки* (1921), *Судьбы религии* (1921), *Круговорот истории* (1923), *Очерки теории исторического познания* (1911), сб. *Гибель европейской культуры* (1923). Доминирующим настроением той поры было сознание кризиса, катастрофы, хаоса, гибели. Сознание это возникло у В. еще до 1-й мировой войны. В теории В. переходит на позиции эмпириокритицизма. Причем он оказался одним из самых ревностных защитников этой концепции в сфере исторической науки. Главные ее приверженцы Богданов, И. Петцольд, Ф. Адлер почти не касались специфики исторического познания. Наиболее полно и рельефно эмпириокритицизм В. отразился в его курсе лекций 1908-1909 гг., превращенных сначала в цикл статей, а потом в кн. *Очерки теории исторического познания*. Здесь он критиковал позитивизм за недооценку им гносеологии, и в частности методологии. Однако при этом впадал в др. крайность, растворяя онтологию в гносеологии, а последнюю в психологии. Если в 90-е гг. психология его интересовала как факт объективного социального процесса, то теперь психологические процессы становились единственным источником, с к-рым имеет дело историк. Т. обр., историческая реальность, по сути, подменялась психологической реальностью. Махистская философия характеризуется В. как *новый реализм*, а свою социальную систему он обозначает как *исторический реализм*. В фокусе его внимания теперь оказывается не социально-экономическая проблематика, как прежде, а явления прагматически-психологического порядка, возврат к более архаической историографии, что и было отмечено его рецензентами. В. ставит перед собой задачу пересмотреть с позиций психологизма все традиционное понимание социологических категорий, причинности, закономерности, прогресса и т. д. Прогресс мыслится не как объективное явление, а как продукт творчества историка. Теорию факторов сменяет теперь теория *умственных разрезов*. Материальное и идеальное интерпретируются как два проявления некой нейтральной, а по сути все же психической среды. Причинность и закономерность трактуются как чисто духовные феномены. Общий вывод В. о природе исторических категорий таков: *В популярном сознании все эти названия отвечают твердым фактам... которые предполагаются существующими вне нас... В популярном сознании едва ли есть подозрение, что эти факты, группы и ряды составляют наши умственные разрезы*. Поскольку т. наз. исторический факт по своей природе существует лишь в сознании, то он рассматривается только как феномен науки истории, а не объективного исторического процесса. Его выделение и его интерпретация дело историка. По той же формуле В. решает др. исторические проблемы.

  1. виппер, роберт юрьевичисторикантиковед окончил историкофилологический факультет Московского университета профессор Новороссийского Одесса Рижского и Московского университетов академик АН СССР....Античный мир. Словарь-справочник
  2. виппер роберт юрьевичрус. и сов. историк. В. уделял много внимания вопросам истории религии особенно раннего христианства. Занимал спорные позиции в отношении датировки н.з. книг и возникнове...Атеистический словарь
  3. виппер роберт юрьевичрус. и сов. историк. В. уделял много внимания вопросам истории религии особенно раннего христианства. Занимал спорные позиции в отношении датировки н.з. книг и возникнове...Атеистический словарь II
  4. виппер роберт юрьевичВиппер Роберт Юрьевич историк. Родился в г. Окончил курс в Московском университете по историкофилологическому факультету. В г. для архивных занятий ездил в Женеву гото...Биографический словарь
  5. виппер, роберт юрьевичРод. ум. . Историк автор трудов по истории от античности до современности и учебников по истории для средней и высшей школы. С г. академик АН СССР....Большая биографическая энциклопедия
  6. виппер роберт юрьевичВипперstrong Роберт Юрьевич [. Москва . там же] советский историк академик АН СССР . В окончил историкофилологический факультет Московского университета. Профессор в ...Большая Советская энциклопедия II
  7. виппер роберт юрьевичВИППЕР Роберт Юрьевич российский историк академик АН СССР . Труды по истории от античности до современности. Автор учебников по истории для средней и высшей школы....Большой Энциклопедический словарь V
  8. виппер, роберт юрьевичРоберт Юрьевич российский историк. В эмигрировал в Латвию вернулся в Москву в . Диапазон научных интересов чрезвычайно широк от истории античности и возникновения ра...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  9. виппер, роберт юрьевичисторик педагог академик АН СССР . Профессор Новороссийского университета затем Московского университета до и в Латвийского университета в Риге . С в Институте истор...Педагогический терминологический словарь
  10. виппер роберт юрьевич[. Москва . там же] учныйисторик педагог акад. АН СССР . Род. в семье преподавателя Лазаревского инта в Москве. Окончил ист.филол. фт Моск. унта ученик В. И. Герье В. ...Российская педагогическая энциклопедия
  11. виппер роберт юрьевичВиппер Роберт Юрьевич после историкПсевдонимыi Р. В. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. . М. . С. Венгеров...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена