Русская философия

БОРЬБА ЗА НЕВОЗМОЖНОЕ

термин Шестова, к-рым он характеризует содержание истинной (в его понимании *библейской* или *экзистенциальной*) философии. В ранних произв. философа (*Шекспир и его критик Брандес*, *Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше*) еще нет обоснования идеи Б. за н., но выражается надежда на нечто высшее, что только и может помочь живому человеку перед лицом нелепого и равнодушного трагизма жизни, природы, об-ва. В кн. *Апофеоз беспочвенности (Опыт адогматического мышления)* (1905) высказывается предположение о том, что в будущем невозможные чудеса станут естественными, а естественные явления невозможными или необязательными. В произв. 1908-1910 гг. Шестов заявляет о чудесности как о признаке невозможного в природе и в жизни человека. Он верит в то, что сущность человека вследствие *великих лишений и великих иллюзий*, ужаса смерти так заметно перестраивается, что невозможное вдруг оказывается возможным. На повороте от антирационализма и *философии жизни* к религиозному экзистенциализму (кн. *Sola fide Только верою*, написанная в 1911-1914 (1916?) Б. за н., получившая откровенно религиозный смысл, становится основой его философствования. Он жаждет не понимать, а верить, броситься вниз головой в бездонную, фантастическую пропасть веры, советует довериться своему *демону*, центробежной силе, влекущей к окраинам жизни и смерти. Вера для него это реальность невозможного, величайшее чудо и дар Бога. Б. за н., по Шестову, немыслима без отказа от эллинских понятий истины и добра, разума и науки ради живого Бога Библии, ради вечно скрытого, но *самого важного*. Шестов полагал, что в глубинах бытия скрывается *иной мир* с необязательными законами, а за ужасами смерти *кроется что-либо, что нам нужнее*. В этом мире, где существует Бог как *воплощенный каприз*, человек должен быть тоже *капризным* и дерзновенным, каковыми являются подпольный человек Достоевского или библейский Иов. Ибо человек, в понимании Шестова, соразмерен Богу по духу и творчеству, в его жилах *королевская кровь*, и он *призван законодательствовать*. Сам Бог требует от человека только невозможного. А невозможное это разнообразное и радикальное отрицание, *тяжелая... борьба на жизнь и на смерть* за выход из небытия к бытию. Б. за н. сродни откровению и *соприкасанию мирам иным*, она может привести к преступлению, к смерти и безумию и даже к отрицанию существования Бога. В результате к человеку приходит *непостижимая творческая сила*, к-рая *определяет и формирует бытие*. Конечная цель Б. за н. радикальное изменение природы человека, полное истребление зла в мире, восстановление мира и человека в их первозданной свободе, добре, мудрости и творчестве. И это, по мнению Шестова, реально и достижимо. *Судьбы человеческие решаются на весах Иова...*, т. е. на весах безумия и бунта против всего мира, всех законов, даже против несправедливости Бога. И победа Иова, возвратившего себе богатство, здоровье, загубленных детей, не случайна, ибо абсурд яростного взывания и дерзновения человека, согласно Шестову, и есть мудрость человеческая перед Богом.