Русская философия

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО

одно из ключевых понятий рус. религиозной философии, восходящее к христианскому учению о единстве божественной и человеческой природы Иисуса Христа, определяемом как *неслитное, неизменное, нераздельное и непреложное* (Халкидонский собор, 451 г.). Учение о Б. в христианстве, с одной стороны, раскрывает тайну Боговоплощения, кенозиса, искупительной жертвы, с другой трактует проблему отношения божественного и человеческого в земной истории, уподобления человеческой личности Богу, теозиса (обожения), предвосхищая идеальное состояние земного человечества, его софийное состояние как предел исторического становления. Явление Богочеловека Иисуса Христа, в к-ром воплотился Божественный Логос, рассматривается, т. обр., как важнейшее событие мировой истории, явление второго Адама, нового, духовного человека, объемлющего собою все возрожденное человечество. Телом Христовым считается церковь как сообщество верных, а душою София Премудрость Божия, идеальный прообраз (а у ряда мыслителей и субстанция) будущего преображенного человечества. В этой своей специфике тема Б., своеобразным образом вплетаясь в софиологические доктрины (см. Софиология) и концепции всеединства, открывается *Чтениями о Богочеловечестве* В. С. Соловьева (1878-1881), где человек рассматривается как соединение Божества с материальной природой. Задача духовного человека заключается в подчинении природного Божественному, в стремлении к внутреннему единству с Богом путем отрицания в себе эгоистической воли, самости. В себе самом человек ничто, он становится человеком, осознавая себя частью универсальной личности. В Боге для человека открывается всеединство, абсолютная полнота бытия, к-рую он не может обрести в самом себе, поэтому Бог открывается человеку как *бесконечное стремление, неутолимая жажда бытия*. В *Критике отвлеченных начал* Соловьева (1877-1880) концепция Б. выражается в учении о двух Абсолютах Абсолютно-сущем и Абсолютно-становящемся: у них одно абсолютное содержание всеединство, но если Бог имеет его *в вечном и нераздельном акте*, то человечество как абсолютное существо *может быть субъектом того же содержания в постепенном процессе*. Е. Н. Трубецкой видит в Б. восстановление утерянной в результате грехопадения полноты бытия, в к-рой *развенчанный царь-человек вновь восстановляется в своем царственном достоинстве* (*Смысл жизни*), при этом подчеркивается *неслиянность и нераздельность* твари и Бога. Б. осуществляется в человеке как внутренний факт, через сердце, воспринимающее духовный опыт, обусловливающий для нас возможность откровения. Для Трубецкого, в отличие от его учителя Соловьева, богочеловеческий процесс отнюдь не предопределяет неизбежность всеобщего спасения, и в воле каждого человека, злоупотребив собственным эгоизмом, отсечь себя от полноты божественного бытия. Для Бердяева Б. неразрывно связано с творчеством, в к-ром человек усыновляет себя Богу. С явлением Богочеловека Христа *прекращается самодержавие Бога, ибо сыновий Богу человек призывается к непосредственному участию в божественной жизни. Управление мира становится богочеловеческим* (*Смысл творчества*). Мировой процесс у Бердяева не возвращение к изначальной полноте, но творческое приращение к ней, *восьмой день творения*, продолжение творения соработничеством Бога и человека. Карсавин считает сущностью богочеловеческого процесса становление всеединой симфонической личности, усвоившей Божественность как свой субстрат. В обожении твари реальность воскресения и бытия погибшего ради нее Бога. Тварь не есть второй Бог, она становится из небытия как нечто иное, чем Бог: однако, по Карсавину, нельзя вести речь о тварной личности: личность человека существует лишь постольку, поскольку она причащается и обладает Божьей ипостасью или личностью. Полнота личного бытия твари предшествует ее историческому возникновению; едва тварь возникает, в ней тотчас же происходит духовная перемена: она начинает стремиться к полноте и потому осознавать свою неполноту. Для Карсавина *человек Бог чрез самодвижное, свободное, личное свое бытие как полноту Богопричастия*. Софиология была общей предпосылкой для учения о Б. Булгакова, полагавшего, что именно учение о Софии позволяет положительным образом рассмотреть халкидонский догмат, к-рый был выражен только в отрицательной форме. По мнению Булгакова, человек уже по изначальному своему естеству богочеловечен, носит в себе ипостасное Б., ибо человеческая природа в Богочеловеке ипостазируется Логосом. Человек, по Булгакову, это искра Божества, наделенная от Бога тварно-ипостасным ликом по образу Логоса, а в нем и всей Троицы. По божественному естеству своей, хотя и тварной, ипостаси человек обращен к Богу и может быть причастен в силу благодати божественному естеству. Возможность Богопричастия, к-рая в Христе является действительностью, в человеке есть формальная потенция дву-природности, или Б. Человек, т. обр., есть уже готовая форма для истинного Б., к-рое сам он осуществить не в силах, но для к-рого он создан и призван. Можно сказать, что булгаковское учение о Софии имеет христологию и учение о Б. своим завершением, ибо Б. есть, по Булгакову, единство и совершенное согласие божественной и тварной Софии, Бога и твари в ипостаси Логоса. Поэтому очевидно, что, отвергая учение о Софии, нельзя признавать в качестве истинных и христологические формулировки, как это и делает В. Н. Лосский, видящий осн. ошибку Булгакова в смешении личности и природы, достигающем предельного выражения *в хаотическом понятии Богочеловечества, где неразличимо смешиваются две природы Богочеловека с его единой ипостасью, образуя новый природно-личный христоцентрический сгусток, вбирающий в себя и благодать Св. Духа, и человеческие личности, и Церковь, превращая все домостроительство нашего спасения в космический *богочеловеческий процесс* возвращения Софии тварной в единство Софии Божественной* (Спор о Софии. С. 78). Из введения новой особой природы Б., чуждой церковному учению, и вытекает, по мнению Лосского, ложный космизм софиологии, сводящий на нет человеческую свободу.

  1. богочеловечествосогласно Халкидонскому догмату суть христианства единство совершенного Бога и совершенного человека во Христе. В философии Вл.Соловьева все человечество весь космос в дол...Краткий религиозно-философский словарь
  2. богочеловечествоНачальная форма Богочеловечество винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  3. богочеловечествоодин из основных мотивов христианской культуры По существу из всех мировых религий именно христианство отводит ему центральную роль в религиозномистической историософской...Новая философская энциклопедия
  4. богочеловечествоБогочеловечество Богочеловечество а...Орфографический словарь
  5. богочеловечествоОрфографическая запись слова богочеловечество Ударение в слове Богочеловечество Деление слова на слоги перенос слова богочеловечество Фонетическая транскрипция слова бого...Полный фонетический разбор слов
  6. богочеловечествоодно из центр. понятий христианства и рус. религ. философии народ Божий. Церковь как мистич. тело Христово часть Богочеловека по содержат. соотношению этих понятийсимволо...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  7. богочеловечествоБогочеловечество а...Русский орфографический словарь
  8. богочеловечествоУдарение в слове БогочеловечествоУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове Богочеловечество...Ударение и правописание
  9. богочеловечествоБОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО одна из основных идей в русской религиознофилософской и богословской мысли противополагаемая человекобожию т. е. утверждению человеческ...Философская энциклопедия
  10. богочеловечествоТег Счет Столб Стол Стогов Стог Стебло Ствол Соч Соте Соотво Соло Советолог Совет Соболев Слот Слог Слово Слет Сетбол Сет Сеево Сев Свч Светоч Светов Светло Сбег Очес Отс...Электронный словарь анаграмм русского языка