Русская философия

БЛОНСКИЙ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ

(14(26).О5. 1884, Киев 15.02.1941, Москва) психолог, философ, педагог. Учился на историко-филологическом ф-те Киевского ун-та; будучи студентом, переводил тексты Платона и др. древнегреч. философов; магистерская диссертация была посвящена философии Плотина. В Киеве Б. выпустил книги *Проблемы реальности у Беркли*, *Этическая проблема у Эд. Гартмана*, работы по философии кон. XIX нач. XX в. В своих трудах по античной философии опровергал устоявшиеся представления о Пармениде (доклад о нем на заседании Психологического об-ва в 1916 г. в Москве вызвал широкую дискуссию из-за своей нетрадиционности), Гераклите, неоплатониках; писал оригинальные труды о Р. Декарте, Б. Спинозе, Ж.-Ж. Руссо. Являясь учеником Челпанова, проявил глубокий интерес к психологии. Когда в 1907 г. Челпанов был приглашен в Московский ун-т, он взял с собой и Б. В Москве Б. наряду с философией начал активно заниматься педагогической психологией и историей педагогики, мн. из идей им были апробированы в ходе преподавательской деятельности. В 1913 г. он стал приват-доцентом Московского ун-та, кроме того, преподавал дисциплины социально-педагогического цикла в Ун-те Шанявского. Был близок партии эсеров, после февраля 1917 г. стал на позиции большевиков. Выступая за демократические основы системы образования, Б. видел возможность их создания в социалистической перспективе. Еще до октября 1917 г. он выпустил брошюры *Почему все трудящиеся должны стать социалистами*, *Школа и общественный строй*. В 1919 Б. становится основателем и руководителем Московской академии народного образования (с 1921 по 1924 г. Академии социального воспитания). В 1930-1941 гг. он работает в Ин-те психологии, проводя исследования в области психологии памяти и психологии желаний. Занимаясь разработкой проблем педологии, пока она не была запрещена в нач. 30-х гг., выступал за комплексный подход к изучению ребенка, и соответственно к практике воспитания, опирался при этом на философски обоснованные представления о познавательных и воспитательных процессах. Так, он создал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно к-рой стадии памяти выступают и как этапы развития человека и его мышления, что и отражается на его отношениях к действительности. Его вариант педологии отличался поэтому углубленной философской проработкой и был гуманизированным по своему характеру в отличие от сугубо инструменталистских и бихевиористских вариантов, свойственных мн. зап. основателям педологии. В педологических изысканиях Б. своеобразно отразились его работы по неоплатонизму, в к-рых он пытался исследовать вопрос: как появляется новая вещь или новое качество? Это видно и в определении им педологии как *науки о возрастном симптомокомплексе детства эпохи прогрессирующего роста* (Возрастная педология//Педагогическая энциклопедия. М., 1927. Т. 1. С. 154). Философские взгляды Б. резко менялись: от идеализма (в духе Платона и Плотина) к механицизму (в духе Декарта), а затем к волюнтаризму (под влиянием занятий психологией); принял он и марксизм, хотя специальных работ по философии материализма не писал. Наиболее ценным в историко-философских исследованиях Б. было глубокое проникновение в первоистоки философии древнегреч. мысль. Так, в работе *Философия Плотина* (1918) философские взгляды Плотина и его последователей выводились из мифологии и доказывалось, что тем самым мифология основа совр. философии (идеалистической). *Последняя оказывалась не чем иным, как модернизированной мифологией* (Блонский П. П. Мои воспоминания. М., 1971. С. 131). Обращение к философии нашло выражение в исследовании Б. конкретных проблем в педагогике и психологии, в изучении особенностей возрастного развития, характера и социальной природы образования и воспитания.

  1. блонский, павел петровичр. педагог философ и психолог. С трудами по педагогике составляющей его основную специальность он выступил до революции но широкую известность не только в СССР но и за...Большая биографическая энциклопедия
  2. блонский павел петровичроссийский психолог и педагог. Б. рассматривал психологию как науку о поведении живых существ Очерк научной психологии . Ему принадлежит ряд исследований по педологии Пед...Большая психологическая энциклопедия
  3. блонский павел петровичБлонскийstrong Павел Петрович [. Киев . Москва] советский педагог психолог историк философии. Доктор педагогических наук . В окончил историкофилологический факультет Ки...Большая Советская энциклопедия II
  4. блонский павел петровичБЛОНСКИЙ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ рос. и сов. педагог психолог и философ. До Октябрьской революции бы приверженцем идеализма написал не потерявшую до сих пор своей значимости фил...Большой психологический словарь
  5. блонский павел петровичБЛОНСКИЙ Павел Петрович российский педагог психолог историк философии. Создатель и профессор до Академии социального воспитания в Москве. Разделял идеи педологии. Раз...Большой Энциклопедический словарь V
  6. блонский, павел петровичПавел Петрович педагог и психолог. Один из организаторов Академии социального воспитания в Москве. Труды посвящены проблемам общей и детской психологии и истории фило...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. блонский павел петровичПавел Петрович I. российский педагог психолог и философ. Профессор . По совокупности работ Б. была присвоена степень дра педагогических наук . Окончил историкофилологи...История психологии в лицах: Персоналии. Психологический лексикон
  8. блонский павел петровичвыдающийся педагог и психолог советский Песталоцци. Оказал самое большое влияние на послереволюционную российскую педагогику в полной мере его наследие еще не изучено. К ...Краткий справочник по курсу «История образования и педагогической мысли»
  9. блонский павел петровичрусский и советский педагог и психолог написал свыше работ по философии психологии и педагогике Трудовая школа Педагогика Задачи и методы народной школы Очерки детской с...Педагогический словарь
  10. блонский, павел петровичпедагог и психолог др педагогических наук . Один из ведущих теоретиков педологии. Участвовал в создании и руководил Академией социального воспитания с АКВ первый ректор...Педагогический терминологический словарь
  11. блонский павел петровичБлонский Павел Петрович российский педагог психолог и философ. В качестве предмета психологии рассматривал сознательное поведение тесно связанное с социальными отно...Психологический словарь
  12. блонский павел петрович. февраль российский педагог психолог и философ. Биография. Среднее образование получил во второй киевской классической гимназии. В г. окончил историкофилологический ...Психологический словарь II
  13. блонский павел петрович[. . Киев . Москва] педагог и психолог проф. др пед. наук . Окончил ист.филол. фт Киевского унта . С в Москве с преподавал педагогику в ср. уч. заведениях. С приватд...Российская педагогическая энциклопедия
  14. блонский павел петровичмая февр. рус. психолог педагог. До революции приватдоцент Моск. унта. Филос. взгляды Б. в этот период были близки к идеям религ. философии С. Трубецкого дисс. Б. Фи...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  15. блонский, павел петровичБЛОНСКИЙ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ русский философ психолог. Родился в Киеве мая . Окончил историкофилологический факультет Киевского университета. Занимался античной философией и ...Энциклопедия Кольера II
  16. блонский павел петровичрусский философ психолог. Родился в Киеве мая . Окончил историкофилологический факультет Киевского университета. Занимался античной философией и прежде всего платонизмом...Энциклопедия Кольера