Русская философия

БЛОК АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

(16(28). 11.1880, Петербург 7.08.1921, Петроград) - поэт, драматург, публицист. Сын А. Л. Блока. Детские годы провел в семье деда с материнской стороны ректора Петербургского ун-та, известного ботаника А. Н. Бекетова. По окончании гимназии (1899) поступил на юридический ф-т Петербургского ун-та, в 1901 г. перевелся на историко-филологический ф-т, к-рый и окончил в 1906 г. Формирование Б. как поэта происходило в эпоху, когда, по его словам, *на великую философскую борьбу вышел гигант Соловьев*, *осыпались пустые цветы позитивизма, и старое древо вечно ропщущей мысли зацвело и зазеленело метафизикой и мистикой* (Собр. соч.: В 8 т. Т. 7. С. 23). В ун-те Б. *почувствовал большую *близость* к философии* (письмо отцу, 8.II.1902. Там же. Т. 8. С. 28). *(Пред ним встают идей Платона // Великолепные миры* (черновые наброски к поэме *Возмездие*. Там же. Т. 3. С. 470). Погружение в мир идей античного мыслителя дает творческие импульсы молодому поэту, о чем свидетельствует уже первый цикл его стихов *Ante Lucem*. Художественной интерпретацией платоновских идей о двоемирии, духе и плоти, *душе мира*, божественном творчестве являются также не включенные автором в поэтические циклы стихотворения *Поэма философская. Первые три посылки* (1900) и *Последняя часть философской поэмы* (1901). Эти идеи, воспринятые через учение В. С. Соловьева о Вечной Женственности как гармонии красоты и добра, нашли отклик у Б. Поэт пытался даже *положить основание мистической философии* своего *духа*, выделив в качестве наиболее установившегося начала женственное, намеревался искать его обоснование в философии, теологии, литературе, религиях, о чем свидетельствует развернутая дневниковая запись 26 июня 1901 г. (Там же. Т. 7. С. 48). Однако намеченное *Эгоистическое* исследование* так и не было создано, ибо философия как система логических выкладок мало привлекала поэта. Преломленные через призму мифопоэтического видения философские идеи Соловьева нашли свое воплощение в поэтическом творчестве Б. *Стихи о Прекрасной Даме*, посвященные Л. Д. Менделеевой (дочери Менделеева), будущей жене Б., ввели его в круг символистов (т. наз. символистов *второй волны* соловьевцев). С последними Б. сближали общие идейные истоки связь с учениями Платона и неоплатоников, Шеллинга, Шопенгауэра, Ницше, Р. Вагнера и Соловьева. Вслед за Соловьевым младосимволисты, и Б. в их числе, выдвигали на первый план интуитивное начало в гносеологии, рассматривали поэзию как особую форму познания. Б. были близки панэстетизм символистских теорий, идеи духовного синтеза, теургии, представление о преобразующей мир силе искусства, образ художника-демиурга. Творчество Б. вносило вклад в разработку символистской эстетики *соответствий*, вырастающей из платоновской идеи двоемирия. Но, тесно связанный с литературно-философским течением символизма, Б. далеко не все принимал в творчестве ближайшего литературного окружения. Его отталкивало *навязывание мертвых схем, вроде параллелей, проводимых между миром языческим и миром христианским, между Венерой и богородицей, между Христом и антихристом*, к-рое он характеризовал как *занятие книжников и мертвецов* и *великий грех перед нравственно измученными и сбитыми с толку людьми* (Там же. Т. 6. С. 76). Его привлекала *синтетическая и огненная идея*, лежавшая в основе мировоззрения рус. мыслителей XVIIIXIX вв. *причудливое сплетение основного вопроса эры социального вопроса с умозрением, с самыми острыми вопросами личности и самыми глубокими вопросами о боге и мире* (Там же. С. 139). Революция 1905 г., по словам Б., ускорила его отход от *мальчишеской мистики*. На первый план в его творчестве выдвигается социально-философская тема (цикл стихотворений *Город*, лирические драмы *Незнакомка*, *Король на площади*, *Балаганчик*, 1906). В 1907-1908 гг. Б. ведет критическое обозрение в журн. *Золотое руно*; в литературно-критических, эстетических и публицистических работах поднимает проблемы взаимоотношения народа и интеллигенции, России и Запада, размышляет об истории культуры и совр. ее состоянии, о *машинном* прогрессе и *трещине* между человеком и природой, о назначении художника. Новое понимание искусства и роли художника отразилось в критике концепций *нового искусства*, в апелляциях к гуманистическому наследию рус. литературы XIX в., в высказываниях о необходимости сближения с реализмом. На смену пантеистическим символам *Мировая душа*, *Вечная Женственность* приходят новые *Стихия*, *Дух музыки*, а позднее *Мировой оркестр*, *Музыка революции*, восходящие к прежним, но освобожденные от мистической догматизации. *Антимузыкальным*, механистическим началам жизни поэт противопоставляет культуротворческую деятельность человечества. Осн. теоретические воззрения Б. дореволюционной эпохи отражены в статьях: *Девушка розовой калитки и муравьиный царь* (1906), *О реалистах* (1907), *О лирике* (1907), *Солнце над Россией* (1908), *Народ и интеллигенция* (1908), *Вопросы, вопросы и вопросы* (1908), *Три вопроса* (1908) и др. Темы исканий рус. интеллигенции, конфликт *культуры* и *цивилизации*, музыкального и антимузыкального начал мира, творческого духа и бездуховного механистического существования становятся идейным ядром не только философской прозы Б., но и его поэзии (поэмы *Песня судьбы*, *Возмездие*, драма *Роза и крест*; цикл *На поле Куликовом*, стихотворение *Художник* и др.). В нек-рых своих лирических медитациях он поднимался до осмысления коренных проблем бытия. Стихотворения *С мирным счастьем покончены счеты...* (1910), *Авиатор* (1910-1912), *Миры летят. Года летят. Пустая...* (1912), *Есть игра: осторожно войти...* (1913), разрабатывающие тему движения миров, полета планет, места человека, его души в бесконечности пространства и времени, являются не только образцами философской лирики, но и частью теории рус. космизма. Б. был в числе тех интеллигентов, кто принял Октябрьскую революцию. Он стал автором первой революционной поэмы *Двенадцать* (1918), в литературно-публицистических работах призывал интеллигенцию к строительству новой *синтетической* культуры, сам непосредственно включился в это строительство. Осн. его философско-эстетические и культурологические работы советского периода, написанные в 1918-1919 гг., следующие: *Интеллигенция и революция*, *Искусство и революция (по поводу теории Рихарда Вагнера)*, *Письмо о театре*, *Катилина*, *Крушение гуманизма*, *Об исторических картинах*, *О романтизме*. В них Б. оставался верен прежним идеям о стихии как первооснове всякого жизненного явления, о жизнетворческой, преображающей мир силе искусства и всенародном искусстве, преодолевающем отчуждение между художником и народом.

  1. блок александр александровичК концу х годов XIX века на первые роли в русской поэзии начал выходить символизм. Русский символизм вобрал в себя самые разнообразные влияния начиная от французских дека...100 великих писателей
  2. блок александр александровичвиднейший представитель русского символизма и один из талантливейших русских лириков. Наиболее известны его книги Стихи о прекрасной даме г. Нечаянная радость г. Снежна...1000+ биографических данных - словарь
  3. блок александр александровичРусский поэт. Автор книг стихотворений Стихи о Прекрасной Даме Нечаянная Радость Снежная маска Земля в снегу Ночные часы Стихи о России Стихотворения. Кн. первая Стихотво...Афоризмы русских писателей
  4. блок александр александровичБлок Александр Александрович поэт и критик. Родился в г. Окончил курс в СанктПетербургском университете по историкофилологическому факультету. Предок его врач царя Алек...Биографический словарь
  5. блок, александр александровичрусский поэт. Сын профессора Варшавского унта А. Л. Блока. Детство провел в семье деда проф. Бекетова отчасти в Петербурге отчасти в его подмосковной усадьбе Шахматове гд...Большая биографическая энциклопедия
  6. блок александр александровичБлокstrong Александр Александрович [. Петербург . Петроград] русский поэт. Отец профессор права Варшавского университета мать М. А. Бекетова писательница и переводчица...Большая Советская энциклопедия II
  7. блок александр александровичпоэт и критик. Родился в г. Окончил курс в СанктПетербургском университете по историкофилологическому факультету. Предок его врач царя Алексея Михайловича был выходцем и...Большой российский биографический словарь
  8. блок александр александровичБЛОК Александр Александрович русский поэт. Начинал в духе символизма Стихи о Прекрасной Даме ощущение кризиса которого провозгласил в драме Балаганчик . Лирика Блока п...Большой Энциклопедический словарь V
  9. блок, александр александровичАлександр Александрович русский поэт. Начинал в духе символизма Стихи о Прекрасной Даме ощущение кризиса которого провозгласил в драме Балаганчик . Лирика Блока по св...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  10. блок александр александровичвиднейший представитель русского символизма и один из талантливейших русских лириков. Наиболее известны его книги Стихи о прекрасной даме г. Нечаянная радость г. Снежна...Исторический справочник русского марксиста
  11. блок александр александровичроссийский литературный и общественный деятель художественный критик публицист поэт испытавший влияние символизма мистицизма и романтизма. Стихи начал писать еще в детств...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  12. блок александр александровичБЛОКstrong Александр Александрович рус. поэт. Творчество Л. трагическое обаяние его личности и судьбы имели для Б. большое значение на протяжении всей его жизни. У мн. с...Лермонтовская энциклопедия
  13. блок александр александровичБЛОК Александр Александрович русский советский поэт. Книги стихов Стихи о Прекрасной Даме титл. л. Нечаянная Радость Снежная маска обе Земля в снегу Ночные часы Ст...Литературный энциклопедический словарь
  14. блок александр александровичПамятник А. А. Блоку.Москва.Блок Александр Александрович Петербург там же поэт. Важную роль в формировании Блока одного из самых ярких русских лириковсимволистов XX в....Москва (энциклопедия)
  15. блок, александр александровичБлок Александр Александрович вошел в историю стиха как канонизатор дольника и неточной рифмы то что у других звучало резким экспериментом у него стало выглядеть естестве...Русские поэты Серебряного века
  16. блок александр александровичБлок Александр Александрович поэт. Родился в Петербурге в доме деда A. Н. Бекетова Университетская набережная в ректорском флигеле мемориальная доска. В окончил Введ...Санкт-Петербург (энциклопедия)
  17. блок александр александрович. . русский поэт. Отец профессор права Варшавского университета мать писательница дочь ректора Петербургского университета историкофилологический факультет которого Бл...Святая Русь - энциклопедический словарь
  18. блок александр александровичБлок Александр Александрович нояб. СПб. авг. там же поэтПсевдонимыi А. Б.u Б.u Б. Л.u с Н. О.Лернером Бл. А.u Бл. Ал. Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писа...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  19. блок александр александровичвеликий русский поэт основатель направления скифства относился к России с чувством мистического патриотизма. Принял революцию....Философия политики - словарь персоналий
  20. блок александр александрович.XI. Петербург .VIII. Петроград поэт. Ок. слав.рус. отдние филол. фта Петерб. унта где слушал курс допетровской литры и занималсяв семинаре проф. И. А. Шляпкина. В тво...Энциклопедия «Слова о полку Игореве»
  21. блок, александр александровичБЛОК АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ русский поэт. Родился ноября в Петербурге. Сын профессораюриста с которым мать Блока разошлась вскоре после рождения поэта. Воспитывался в ...Энциклопедия Кольера II
  22. блок александр александровичрус. поэт литературный критик Эстетические воззрения Б неотрывны от его поэтического творчества вне крого не может быгь осмыслепа их эволюция. Картина мира ран нею Б. скл...Эстетика