Русская философия

БЛАВАТСКАЯ ЕЛЕНА ПЕТРОВНА

(31.08(12.09). 1831, Екатеринослав, ныне Днепропетровск 26.04(8.05). 1891, Лондон) теософ, литератор, публицист. Род. в семье военного. Воспитывалась в православно-христианской вере, получила солидное домашнее образование. В течение 10 лет (с 1848) она путешествовала по различным странам Европы, побывала в Египте, Персии, Сирии, Канаде, Мексике, Индии, Сингапуре, США и др. В 1851 г. в Лондоне произошла встреча Б. с ее Учителем Махатмой Мориа, потомком властителей Пенджаба в Индии, главой эзотерической (тайной) философской школы Белого братства одного из монастырей Тибета. С этого времени начался путь земного ученичества Б., необходимым условием к-рого было подчинение своей физической природы целям духовного совершенствования. После долгого периода испытаний, обязательного для всех учеников. Б., в возрасте 33 лет, была допущена в один из Ашрамов (Община философов-аскетов) Белого братства в Гималаях, где в течение 3 лет под руководством Учителей-Махатм проходила специальное обучение для раскрытия способностей к овладению Тайным знанием. В 1880 г. она получила посвящение в эзотерический (тайный) буддизм (*Доктрина Сердца*), к-рое состоялось в Галле, на Цейлоне. По поручению Махатм, Б. была первым вестником сокровенного знания на Западе. С этой целью она совместно с американцем Г. С. Олькоттом создала в 1875 г. в Нью-Йорке Теософическое об-во (см. Теософия), центр к-рого в 1879 г. был перенесен в Индию, сначала в Бомбей, а с 1882 г. в Адьяр (предместье Мадраса), где он находится до сих пор. Теософическое об-во ставило своей целью: 1) распространение принципов духовного единения человечества и всеобщего братства; 2) сравнительное изучение древн. религий и философии для воссоздания единой этической системы; 3) исследование психических феноменов с целью предотвратить распространение спиритизма. Развитие теософического движения встретило неприязнь со стороны клерикальных кругов об-ва, а также поклонников спиритизма. Б. обвинили в фальсификации психических феноменов, вызываемых ею для доказательства теософских идей. В 1887 г. она переехала в Лондон, где в следующем году открыла Эзотерическую школу и типографию по изданию теософской литературы. Идеи эзотеризма были переданы Б. в кн.: *Разоблаченная Изида* (в 2 т., 1877), *Тайная Доктрина* (в 2 т., 1888), *Ключ к теософии* (1890) и др.; в статьях, опубликованных в журн. *Теософист*, *Путь*, *Лотос*, *Люцифер [Носитель Света]*. Изложение основ космогенезиса и антропогенезиса с т. зр. теософии дано в *Тайной Доктрине*. Однако, по мнению Б., только часть переданного эзотерического знания доступна интеллектуальному осмыслению *ключ повернут лишь один раз*. Второй *поворот ключа* зависит от степени духовного развития человека и его способностей к интуитивному (*сердечному*) познанию. Основу эзотерической доктрины Б. составляют следующие положения: 1) Существует единая, трансцендентная, не имеющая атрибутов безличная реальность, или Абсолют, к-рый беспределен во времени и в пространстве, включает в себя все и вся и не подлежит к.-л. описанию. В сфере объективности абсолютное единство проявляет себя Предвечной Космической субстанцией (Мулапракрити), а в мире метафизики Духом Вселенной, Космической Мыслеосновой, или Логосом. Он составляет основу субъективной стороны проявленного бытия и является источником всех проявлений индивидуального сознания. *Логос - это зеркало, отражающее Божественный Разум, Вселенная же является зеркалом Логоса*. 2) В Космосе господствует иерархический принцип - низшее подчиняется высшему. Логос, или Высшее Творческое Начало, представлен созидательными Иерархиями Космического Разума, к-рые направляют к совершенствованию проявленные формы Вселенной. 3) По сравнению с Абсолютом Вселенная является иллюзией, великой Майей, к-рая вместе с тем достаточно реальна сама по себе. 4) Субстанциальную основу Вселенной представляет единство Духо-Материи, к-рое сохраняется на всех уровнях дифференциации Космического Бытия. Сознание это сублимированная материя, а материя кристаллизованный дух. Сознание (дух, энергия) является всепроникающим жизненным принципом, к-рый, одухотворяя материю, дает импульс к ее проявлению. Т. обр., любая форма материи обладает жизнью, к-рая с уничтожением одной материальной формы переходит в др. Процесс дифференциации Духо-Материи осуществляется в соответствии с принципом семеричности, к-ро-му подчинено все сущее в природе. Во Вселенной семь планов Космического бытия. Каждый из них образован материей соответствующей плотности. Наиболее плотноматериальным признан физический план, по отношению к к-рому остальные миры, называемые тонкоматериальными, в восприятии человека являются различными состояниями сознания. Все миры взаимопроникают друг в друга и образуют единое мироздание. Согласно закону аналогии (*вверху, как внизу* ·, метафизическая структура личности повторяет семеричное строение Вселенной и отражает существующие планы Космического бытия. Деятельность большинства людей проходит в трех низших мирах физическом, астральном, ментальном, каждый из к-рых, в порядке перечисления, образован материей более высокого уровня вибраций. Следующие два плана Космического бытия или сознания духовный (Буддхи) и нирванический (Атма) достижимы для людей, опередивших в своем духовном развитии человечество. Остальные два Божественных плана Анупадака (план высших существ, порожденных семью лучами Логоса) и Ада (план первого Логоса) доступны пониманию только посвященных. 5) Космос находится в состоянии постоянного развития, изменения, к-рое имеет спиралеобразный цикловой характер. Эволюция Космоса это постепенное раскрытие в вечности единой абсолютной реальности, к-рая обнаруживает себя в своих проявлениях. Закон эволюции предполагает вечное чередование Манвантар (периодов активного проявления Вселенной) и Пралай (периодов существования непроявленного Космоса). Каждое новое пробуждение Космоса после Пралайи начинается с воспроизведения состояния, достигнутого в конце предыдущей Манвантары, и продолжается как единый процесс. Творчество Вселенной осуществляется при помощи Монад, к-рые являются носителями единства бытия и по своей субстанциальной природе соответствуют лучу Абсолюта. Прежде чем начать эволюцию, Монада луч Абсолюта, проходит через инволюцию нисходит с высших космических планов бытия в низшие планы, ограничивая свое проявление материальными формами для обретения самосознания, тождественного условиям этого уровня бытия. Затем Монада, обогащенная полученным опытом, возвращается в высшие сферы существования, освобождаясь при этом от сковывающих ее плотноматериальных форм и заменяя их тонкими состояниями. 6) Эволюция человека аналогична эволюции др. царств природы. До сих пор развитие человека осуществлялось в пяти Коренных Расах, к-рые эволюционировали вместе с планетой. В нисходящей ветви эволюции первых четырех Коренных Рас изменения происходили в сторону уплотнения эфирообразной формы и развития разума при ослаблении духовности. Большая часть совр. человечества заканчивает эволюцию в Пятой Коренной Расе и готовится вступить в Шестую. Она, как и следующая за ней Седьмая, будет более духовной по сравнению с Пятой Коренной Расой, в к-рой развитие земного рассудка достигло высшего проявления. В течение будущих трех Кругов эволюции (всего их семь) человечество, подобно планете, на к-рой оно живет, должно достигнуть высшего духовного состояния, возможного в данной эволюции. 7) Эзотерический смысл Космической эволюции заключается в осуществлении идеи духовного Единства на всех уровнях бытия между всеми созданиями Вселенной, поскольку все сущее в природе едино по своему происхождению, по его эволюции и по общей цели своего развития. Отношение рус. общественности кон. XIX нач XX в. к идеям Б. было представлено широким спектром мнений: от прямого обвинения в шарлатанстве и лицемерии (Вс. С. Соловьев, 3. А. Венгерова), через сдержанное признание ее заслуг и значимости теософического знания (С. Соловьев, Мережковский, Вяч. Иванов, Бердяев) до их популяризации Российским Теософским об-вом. Идеи Б. получили логическое продолжение в учении Живой Этики (Агни Йога), оказали влияние на развитие рус. космизма, антропософии.

  1. блаватская елена петровнаРусская писательница и теософ. Путешествовала по Тибету и Индии. Под влиянием индийской философии основала в году в НьюЙорке Теософское общество. Одна из самых закрытых ...100 великих женщин
  2. блаватская елена петровнаосновательница Теософского общества . Объявив себя избранницей великого духовного начала и ученицей челой братства тибетских махатм хранителей сокровенных знаний выступил...Атеистический словарь
  3. блаватская елена петровнаосновательница Теософского общества . Объявив себя избранницей великого духовного начала и ученицей челой братства тибетских махатм хранителей сокровенных знаний выступил...Атеистический словарь II
  4. блаватская елена петровнаБлаватская Елена Петровна писательница и путешественница. Родилась в г. в очень талантливой семье. Ее мать Е.А. Ган была выдающаяся романистка генерал Р.А. Фадеев прих...Биографический словарь
  5. блаватская, елена петровнаурожденная Ган писательница и теософка род. в г. в Екатеринославле ум. мая г. в Лондоне. Рано лишившись матери известной в свое время писательницы она воспитывалась п...Большая биографическая энциклопедия
  6. блаватская елена петровнаЕкатеринославль Лондон религиозная писательница основательница теософии. Биография. Родилась в семье артиллерийского полковника. В г. покинула Россию и путешествовала...Большая психологическая энциклопедия
  7. блаватская елена петровнаписательница и путешественница. Родилась в г. в очень талантливой семье. Ее мать Е.А. Ган была выдающаяся романистка генерал Р.А. Фадеев приходился ей дядей С.Ю. Витте ...Большой российский биографический словарь
  8. блаватская елена петровнаБЛАВАТСКАЯ Елена Петровна русская писательница и теософ. Странствовала по Европе Сев. Африке М. Азии Сев. и Юж. Америке Индии и Китаю. В возвратилась в Россию и с уст...Большой Энциклопедический словарь V
  9. блаватская елена петровнарус. дворянка прожившая значит. часть своей жизни за рубежом умерла в Англии автор ряда работ написанных в мистич. ключе Разоблаченная Изида Ключ к теософии Изыскания в о...Буддизм
  10. блаватская, елена петровнаЕлена Петровна русская писательница теософ. Странствовала по Европе Северной Африке Малой Азии Северной и Южной Америке Индии и Китаю. В возвратилась в Россию и с ус...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  11. блаватская елена петровнаБлаватская Елена Петровна Екатеринославль Лондон религиозная писательница основательница теософии. Родилась в семье артиллерийского полковника. В г. покинула Россию ...Психологический словарь
  12. блаватская елена петровнаЕкатеринославль Лондон религиозная писательница основательница теософии. Биография. Родилась в семье артиллерийского полковника. В г. покинула Россию и путешествовала...Психологический словарь II
  13. блаватская елена петровнаБлаватская Елена Петровна Екатеринослав апр. мая Лондон писательница спириткаПсевдонимыi Бая Е.u Бская Е.u Ганu Е. РаддаБайВариант имениi Ганu Елена Петровна урожд...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  14. блаватская елена петровнарусская по происхождению основательница теософии и Теософского Общества в Соединенных Штатах штабквартира которого позднее перебралась в Индию....Словарь религий, обрядов и верований
  15. блаватская елена петровнаПисательница и теософ. Путешествовала по Тибету и Индии. По влиянием индийской философии основала в НьюЙорке Теософическое общество . Автор историкоэтнографических очерко...Сто великих авантюристов
  16. блаватская елена петровнаБЛАВАТСКАЯ Елена Петровна род. Екатеринославль ум. мая Лондонрус. религиозный философ создательница базирующегося на инд. философии Теософского общества основанного в...Философская энциклопедия
  17. блаватская елена петровнарод. Екатеринославль ум. мая Лондон рус. религиозный философ создательница базирующегося на инд. философии Теософского общества основанного в место пребывания г. Адья...Философский энциклопедический словарь II
  18. блаватская елена петровнаур. Ган писательница и спиритка род. в г. в Екатеринославле. После неудачного замужества с летним бароном Б. летняя Б. покинув мужа предприняла ряд полных приключений п...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона