Русская философия

БЕСТУЖЕВ АЛЕКСАНДР ФЕОДОСИЕВИЧ

(4.11 (25.12), 1761 20.03 (1.04). 1810, Петербург) просветитель, автор работ по воспитанию и эстетике. Окончил Греч, гимназию при Артиллерийском кадетском корпусе в Петербурге. Был артиллеристом, после ранения женился на мещанке, отец 4 известных декабристов. В 1789 г. основал (вместе с Пниным) *Санкт-Петербургский журнал*, где публиковались его переводы фр. просветителей. С 1800 г. Б. правитель канцелярии Академии художеств. Сблизился с членами либерально-просветительского кружка будущих реформаторов первых лет царствования Александра I. В 1801 г. встречался с Радищевым. В напечатанной в *Санкт-Петербургском журнале* ст. *О воспитании военном относительно благородного юношества* (5 лет спустя вышла в виде книги) Б. сформулировал программу преобразований в сфере воспитания. Следуя М. Монтеню, фр. просветителям и особенно Дж. Локку, он признавал воспитание решающим фактором развития человека. Цель воспитания готовить трудолюбивых и полезных об-ву граждан, умеющих подчинить личные интересы государственным. В связи с этим Б. критиковал нек-рые идеи Ж. Ж. Руссо о *естественном воспитании*, а общественное воспитание предпочитал частному. Он придерживался мысли о природном равенстве людей и необходимости образовательных учреждений. Одним из первых в рус. мысли Б. подчеркивал роль морали в формировании представлений о гражданских и семейных обязанностях. С этой целью он предлагал курс моральных наставлений; в них рекомендовались соответствующие практические упражнения. Б. считал, что *человек родится в невежестве, но не в заблуждении. Когда он в состоянии принять заблуждение, то в состоянии понять и истину* (Антология педагогической мысли России XVIII в. М., 1985. С. 427). Поскольку восприятие истины идет параллельно нравственному развитию, то он делал вывод, что человек рождается без расположенности к добру или злу, а цель воспитания употребить его чувства, нужды, страсти на усовершенствование себя и об-ва. Б. был противником телесных наказаний, поощрял женское образование, ориентированное на *внутреннее украшение разума*, а не на внешний блеск. Активно выступал против сословной спеси и предрассудков, противопоставляя им *естественные* законы и добродетели. В образовательных и воспитательных целях Б. считал необходимым обучать *той прекрасной метафизике, которую мы справедливо назовем грамматикою философическою* (Там же. С. 448). Философским духом проникнута и его военная публицистика, а также работы по эстетике.