Русская философия

АНТОНОВИЧ МАКСИМ АЛЕКСЕЕВИЧ

(27.04(9.05). 1835, г. Белополье Харьковской губ. 14.11.1918, Петроград) публицист, философ, последователь Чернышевского, литературный критик. Учился в Ахтырском духовном училище, Харьковской семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии. В 1859 г. стал кандидатом богословия, но, познакомившись с соч. Белинского, Герцена, отказался от духовной карьеры. По настоянию Чернышевского сделался активным сотрудником журн. *Современник* и с 1862 г. (после ареста Чернышевского) одним из руководителей журнала. В 1861 г. появились его осн. статьи по философии: *Современная философия*, *Два типа современных философов*, *О гегелевской философии*. По складу натуры А. был полемистом, вступавшим в дискуссию даже с близкими по духу авторами, напр. Писаревым и В. А. Зайцевым. Осн. оппонентами А. из противоположного лагеря были братья Достоевские и Страхов. В 1862 г. появилась нашумевшая статья А. *Асмодей нашего времени*, посвященная разбору романа И. С. Тургенева *Отцы и дети* и положившая начало полемике между журн. *Современник* и *Русское слово*. С закрытием журн. *Современник* (1866) публицистика А. потеряла былую значимость. Он увлекался естественными науками геологией, химией, ботаникой, занимался переводами с англ., фр. и нем. языков. В 1881 г. А. опубликовал статью *Мистико-аскетический роман*, посвященную резкой критике религиозных идеалов Достоевского, изложенных в *Братьях Карамазовых*. В нач. 80-х гг. поступил на государственную службу. В 1896 г. вышла его книга *Чарльз Дарвин и его теория*. Позднее А. пишет мемуары, посвященные Чернышевскому, Добролюбову, Н. А. Некрасову и др. В нач. XX в., как и в 60-е гг. прошлого века, А. отстаивал идеи антропологического материализма, считая, что человек, как наиболее близкий и доступный объект, есть та точка опоры, посредством к-рой изучается весь остальной мир, более того, все в мире должно служить человеку, удовлетворять его материальным и умственным потребностям. Человек есть продукт природы, и наука о нем должна быть частью естествознания. Поэтому А. отвергает все религиозно-идеалистические версии антропологизма, а также дуалистическую концепцию психофизической природы человека. Критика философского идеализма в различных его формах от гегельянства до рус. духовно-академической философии была в центре публицистики А. Резко отрицательное отношение он выразил и к религиозно-философской программе сб. *Вехи*. А. заявлял, что подлинное развитие может получить лишь *эмпирическая философия* природы, к-рая интересовала его прежде всего как базис человека. Подобно мн. шестидесятникам, А. не видел существенной разницы между фейербаховским материализмом и позитивизмом, положительно оценивал также идеи вульгарного материализма, опубликовав в 1863 г. рецензию на рус. перевод книги Я. Молешотта *Учение о пище*. Как и все просветители, А. делил историю человечества на две эпохи: *естественного состояния* и *гражданского общества*. При этом *естественная* жизнь, состоящая в удовлетворении всех потребностей человеческой природы, находящейся в гармонии и соответствии с жизнью всей остальной природы, является целью существования человека. Страдания человечества А. связывал с невежеством и незнанием, с господством предрассудков, а его успехи, прогресс исторической жизни с развитием знания. Именно при помощи знания устраняются *неудобства*, стесняющие жизнь людей, создаются условия для решения осн. вопроса человеческой жизни вопроса о пище; целью об-ва является гл. обр. распределение пищи. Однако *пищевые условия* не объясняют, по А., всю историю; в число полезных для человека потребностей входят также *потребности головы и сердца* (потребности культуры) и *житейские политические дела*, особенно вопросы политического и правового строя. Касаясь этой проблематики, А., как и мн. шестидесятники, являлся сторонником демократизма и социализма. С этой позицией связана и интерпретация им философских проблем рус. истории. А. активно противостоял всякой национальной ограниченности (особенно славянофилов), отстаивал идею *срединного* положения России между Западом и Востоком, Европою и Азией. Исходя из преобладания в ней вост. элемента над зап., а также *внешнего*, неглубокого характера освоения достижений европейской цивилизации со времен реформ Петра I, преобладания государства и государственного духа над об-вом, он ратовал за всестороннюю *европеизацию* страны, под к-рой понимал не все западноевропейские, а лишь общечеловеческие начала цивилизации и культуры. По своим эстетическим взглядам А. примыкал к Чернышевскому и Добролюбову. Вместе с тем он выступал не только против теории *искусства для искусства*, но и против позиции публицистов журн. *Русское слово*, представлявших, по его мнению, *аскетический взгляд на искусство*, т. е. отвергавших самостоятельность искусства, ставя перед ним только утилитарные цели. В философской публицистике А. большое место занимают как анализ совр. ему философских течений, так и экскурсы в историю философии. Исходя из мысли, что при единстве философских принципов каждый из передовых народов Европы имеет своеобразную философию, А. считал, что и у русских должна быть своя философия, отражающая *народный характер и склад русского ума*; но он решительно воспротивился проектам рус. *народного любомудрия* в славянофильском духе; просветительский тип философствования А. сказался на его оценках рус. философов: он называл *плохим философом* Аввакума; Новикова отнес к мистическому масонству, а Радищева квалифицировал как представителя последнего слова философии XVIII в. и деиста, испытавшего влияние фр. просветителей; особенно высоко оценивал А. идейно-философское наследие Белинского, Чернышевского и Добролюбова, а также Сеченова. А. отреагировал на утверждение в России в сер. 90-х гг. марксизма как самостоятельного и влиятельного направления рус. общественной мысли. Но до конца своих дней он противопоставлял Марксу Чернышевского, доказывал, что он не ниже Маркса. В целом А. не вышел за рамки рус. просветительской философии 60-х гг. XIX в., считая ее *началом нашего возрождения*.

  1. антонович максим алексеевичАнтонович Максим Алексеевич известный в х годах XIX столетия критик. Родился в году в Харьковской губернии происходит из духовного звания. Образование получил в харьковс...Биографический словарь
  2. антонович, максим алексеевичкритик и геолог. Род. апр. г. в г. Белополье Харьковской губ. учился в Харьк. семинарии потом в Петерб. духовной академии. В г. стал помещать критические статьи в Совр...Большая биографическая энциклопедия
  3. антонович максим алексеевичАнтоновичstrong Максим Алексеевич [. Белополье Харьковской губернии .] русский литературный критик философ публицист. Родился в семье дьячка. Окончил Петербургскую духов...Большая Советская энциклопедия II
  4. антонович максим алексеевичизвестный в х годах XIX столетия критик. Родился в году в Харьковской губернии происходит из духовного звания. Образование получил в харьковской семинарии и Петербургско...Большой российский биографический словарь
  5. антонович максим алексеевичАНТОНОВИЧ Максим Алексеевич российский литературный критик публицист. В сотрудник Современника. Выступал за демократическую литературу. Пропагандировал материализм дар...Большой Энциклопедический словарь V
  6. антонович максим алексеевичАНТОНОВИЧ Максим Алексеевич русский публицист критик. Статьи в т.ч. О почве Асмодей нашего времени Литературный кризис Лжереалисты Суемудрие Дня обе . Работы на есте...Литературный энциклопедический словарь
  7. антонович максим алексеевичАнтонович Максим Алексеевич литературный критик Современника. Приобрел известность острой полемикой с журналами Достоевского Время и Эпоха и Писарева Русское слово. Псе...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  8. антонович максим алексеевичАнтонович Максим Алексеевич апр. Белополье Харьк. губ. нояб. публицист переводчик демократпросветитель философПсевдонимыi Ант.u М. А.u М. А. А.u Максимовичu Посторо...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Имена
  9. антонович максим алексеевичМаксим Алексеевич [ апр. мая по др. данным апр. ноябрь ] рус. философматериалист публицист лит. критик демократ. Род. в г. Белополье Харьковской губ. в семье дьячк...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  10. антонович максим алексеевичрус. философматериалист публицист демократ соратник Чернышевского и Добролюбова сотрудник Современника с . В статьях современная философия Два типа современных философов ...Философский энциклопедический словарь
  11. антонович максим алексеевичАнтонович Максим Алексеевич критик и геолог. Род. апр. г. в г. Белополье Харьковской губ. учился в Харьк. семинарии потом в Петерб. духовной академии. В г. стал помещ...Энциклопедический словарь
  12. антонович максим алексеевичкритик и геолог. Род. апр. г. в г. Белополье Харьковской губ. учился в Харьк. семинарии потом в Петерб. духовной академии. В г. стал помещать критические статьи в Совр...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  13. антонович, максим алексеевичАНТОНОВИЧ МАКСИМ АЛЕКСЕЕВИЧ русский публицист литературный критик философматериалист. Родился апреля в г.Белополье Харьковской губернии. Сын дьячка. Очень рано потерял ...Энциклопедия Кольера II
  14. антонович максим алексеевичрусский публицист литературный критик философматериалист. Родился апреля в г.Белополье Харьковской губернии. Сын дьячка. Очень рано потерял родителей и остался круглым ...Энциклопедия Кольера