Русская философия

АНИЧКОВ ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ

(1733-1(12). 05.1788) философ и публицист. Род. в семье подьячего Троице-Сергиевой лавры; после окончания Троицкой духовной семинарии в 1755 г. в числе лучших семинаристов отправлен в новооткрытый Московский ун-т, где ежегодно награждался золотыми медалями за успехи в философских и математических науках. Еще студентом помещал в университетском журн. *Полезное увеселение* переводы с лат.: *Речь, которую говорил один разумный человек из Гарамантов к Александру Великому* (Ч. 4. Сентябрь. № 11); *Сребролюбивый человек и Бог, и весь свет ненавидит* (Ч. 4. Июль. № 1), а также собственное православно-ортодоксальное *Рассуждение о бессмертии души человеческой* (Ч. 4. Июль. № 4). В 1762 г. А. получил звание магистра, и произнес речь *О мудром изречении греческого философа: рассматривай всякое дело с рассуждением...*. С 23 мая 1762 г. начался двадцатилетний период на поприще математических наук. А. были прочитаны курсы и составлены учебники почти по всем разделам математики, переведены с лат. математические труды И. Ф. Вейдлера и изданы в 1765 г., а с 30 мая этого же года он занял кафедру философии и логики. В основании его курса, читавшегося на лат. языке, были положены учебники вольфианцев И. Г. Винклера и Ф. X. Баумейстера. В 1767 г. началось чтение философского курса на рус. языке. *Слово о том, что мир сей есть ясным доказательством премудрости Божией...* (1767) содержало в себе уже определенный отход от общей теистической установки с вкраплением элементов деизма. В 1769 г. А. представил на рассмотрение Университетской конференции диссертацию *Рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания* на рус. и лат. языках. Решающее влияние на диссертацию оказал труд Ш. де Бросса *О культе богов-фетишей, или Сравнение древней религии Египта с современной религией Нигритии* (1760). Диссертация фиксировала почти Полный отход от вольфианства и изобиловала цитатами из Петрония, Лукреция и А. Попа. В целом она вызвала неудовольствие большинства профессоров, и ее с определенными исправлениями и сокращениями (антиклерикально-атеистических положений) пришлось переиздавать с новым названием *Философическое рассуждение о начале и происшестии богопочитания у разных, а особливо невежественных народов*. О диссертации А. архиепископ Амвросий (Зер-тис-Каменский) в сентябре 1769 г. сделал донос в Синод о том, что ее автор *явно восстает противу всего христианства, богопроповедничества, богослужения; опровергает Священное писание*, и помимо уничтожения этой диссертации потребовал отстранения автора от научной и педагогической деятельности. Сложилась даже легенда о сожжении книги А. на Лобном месте в Москве. В действительности дело А. было взято обер-прокурором Синода П. П. Чебышевым непосредственно *к себе* и после 18 лет проволочки в 1787 г. официально закрыто. В 1770 г. на А. было возложено преподавание новой дисциплины *учения о нравственности и этике*, в следующем году ему было присуждено звание экстраординарного, а через шесть лет ординарного проф. логики, метафизики и чистой математики. В соч. кон. 70 нач. 80-х гг. *О невещественности души человеческой и из оной происходящего ее бессмертия* (1777), *О превратных понятиях человеческих, происходящих от излишнего упования, возлагаемого на чувства* (1779) и *О разных способах, теснейший союз души с телом изъясняющих* (1783) А. с христианско-ортодоксальной т. зр. пересмотрел ряд своих прошлых *заблуждений*. Тем не менее его теистическое миросозерцание включало в себя комплекс рационально-сенсуалистических и деистических идей. Напр., учение о врожденных идеях Р. Декарта было подвергнуто им критике с позиций сенсуализма в *Слове о свойствах познания человеческого и о средствах, предохраняющих ум смертного от разных заблуждений* (1770) и в *Слове о разных причинах, немалое препятствие причиняющих, и продолжение познания человеческого* (1774). По ряду свидетельств, с 1777 г. А. состоял членом одной из масонских лож. А. был плодовитым писателем, но многие неопубликованные его труды и вся библиотека погибли при пожаре его дома в сер. 80-х гг.

  1. аничков дмитрий сергеевичпредставитель рус. просвещения и свободомыслия вт. пол. в. магистр Московского унта преподавал философию и математику. В опубликовал диссертацию на соискание профессорс...Атеистический словарь
  2. аничков дмитрий сергеевичпредставитель рус. просвещения и свободомыслия вт. пол. в. магистр Московского унта преподавал философию и математику. В опубликовал диссертацию на соискание профессорс...Атеистический словарь II
  3. аничков дмитрий сергеевичАничков Дмитрий Сергеевич профессор умер в году. Учился в семинарии Троицкой Лавры и в Московском университете с года читал в университете философию и метафизику занима...Биографический словарь
  4. аничков, дмитрий сергеевичпрофессор Московского университета по кафедре логики метафизики и чистой математики род. в первой половине прошлого столетия ум. в Москве мая г. Сын троицколаврского по...Большая биографическая энциклопедия
  5. аничков дмитрий сергеевичАничковstrong Дмитрий Сергеевич . русский философпросветитель. Окончил Московский университет в с ординарный профессор университета. Выступив в работах и как послед...Большая Советская энциклопедия II
  6. аничков дмитрий сергеевичпрофессор умер в году. Учился в семинарии Троицкой Лавры и в Московском университете с года читал в университете философию и метафизику занимал в обеих университетских ...Большой российский биографический словарь
  7. аничков дмитрий сергеевичАНИЧКОВ Дмитрий Сергеевич российский просветитель философдеист. Профессор Московского университета с . Его диссертация о происхождении религии осуждена за атеизм все ее...Большой Энциклопедический словарь V
  8. аничков дмитрий сергеевичАничков Дмитрий Сергеевич [ IV V Москва похоронен на Лазаревском кладбище]. Публицист философ. Сын подьячего ТроицеСергиевой лавры несмотря на дворянское происхождени...Словарь русского языка XVIII века
  9. аничков дмитрий сергеевичАНИЧКОВ Дмитрий Сергеевич род. ум. рус. просветитель философ. После окончания семинарии Троицкой Лавры и Московского унта был профессором логики метафизики и математики...Философская энциклопедия
  10. аничков дмитрий сергеевичДмитрий Сергеевич мая рус. философпросветитель пытавшийся в рамках офиц. идеологии проводить некрые прогрессивные для в. филос. идеи. Выходец из разночинцев. Окончи...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  11. аничков дмитрий сергеевичрод. ум. рус. просветитель философ. После окончания семинарии Троицкой Лавры и Московского унта был профессором логики метафизики и математики этого унта. Автор философ...Философский энциклопедический словарь II
  12. аничков дмитрий сергеевичрод. ум. рус. просветитель философ. После окончания семинарии Троицкой Лавры и Московского унта был профессором логики метафизики и математики этого унта. Автор филос...Философский энциклопедический словарь
  13. аничков дмитрий сергеевичАничков Дмитрий Сергеевич ординарный профессор логики метафизики и чистой математики Московского университета учился в семинарии Троицкой лавры и в Московском университе...Энциклопедический словарь
  14. аничков дмитрий сергеевичординарный профессор логики метафизики и чистой математики Московского университета учился в семинарии Троицкой лавры и в Московском университете по окончании в нем курса...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  15. аничков дмитрий сергеевичпросветитель философдеист. Профессор Московского университета с . Диссертация А. о происхождении религии осуждена за атеизм все ее экземпляры сожжены....Энциклопедия История отечества
  16. аничков дмитрий сергеевичпросветитель философдеист. Профессор Московского университета с . Диссертация А. о происхождении религии осуждена за атеизм все ее экземпляры сожжены....Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия