Русская энциклопедия

ЯРИЛА


(Ярило), в древнерусской языческой мифологии ритуальный персонаж или даже, возможно, божество, олицетворяющее плодородие и сексуальную мощь. Празднование Ярилы было частью культа более важных языческих богов. Первые обряды, посвященные Яриле, проводились в апреле. Они сочетались с празднованием Дажьбога, Лады и Леля на языческую Красную Горку (22 апреля). Однако главные ритуалы посвящения Яриле начинались 4 июня и завершались в конце месяца, сочетаясь с ритуалами Мокоши, Дажьбога, Сварога, Хорса, Купалы, Лады и Леля. Ярильные ритуалы (ярилки) носили ярко выраженный эротический характер. При их проведении использовались фаллические символы. В «Слове об идолах» (н. XII в.) говорилось, что язычники «чтут срамные уды и в Образ сотворены, и кланяются им, и требы им кладут».
После принятия христианства поклонение Яриле официально прекратилось, но неофициально продолжалось в измененном виде.Откровенно эротический характер культа Ярилы преобразовался в праздник плодородия земли.
В обрядовых песнях, которые пели Яриле еще в сер. XIX в., в частности, говорилось: «Волочился Ярила по всему свету, полю жито родил, людям детей плодил. А где он ногою, там жито копою, а куда он ни взглянет, там колос зацветает». Описание праздника Ярилы перед Петровым днем (29 июня), совершавшегося в сер. XVIII в. в Воронеже, оставил нам свт. Тихон Задонский. Праздник проходил на площади за старыми воротами, куда сходились одетые в лучшие платья городские и окрестные сельские жители. Главным на празднике был «юноша в бумажном колпаке, украшенном бубенцами, лентами и цветами, с набеленным и нарумяненным лицом, изображавший собой Ярилу». После его появления начинались пляски и игры, продолжавшиеся иногда всю ночь вокруг костров, горевших на возвышенном месте. Нередко эти гуляния, называемые ярилками или ярильным днем, носили, по словам святого, «разнузданный характер», а молодые девицы приходили на них «поневеститься».
О. Платонов

Источник:Энциклопедия "Русская цивилизация"

  1. ярилаЯрила божество восточнославянской мифологии связанное с плодородием. Более поздняя христианская традиция ассоциировала его с Юрием святым Георгием....История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  2. ярилабожество солнца весны плодородия и любви у восточных славян. Весенние праздники в честь Ярила просуществовали в народном быту до начала XX в....Отечественная история в терминах и понятиях
  3. ярилав древнерусской языческой мифологии ритуальный персонаж или даже возможно божество олицетворяющее плодородие и сексуальную мощь. Празднование Ярилы было частью культа бол...Святая Русь - энциклопедический словарь
  4. яриладревнеславянское божество пробуждающейся природы покровитель растительного мира. Жизнерадостные весенние гульбища под названием ярилки сохранились в отдельных местах сред...Словарь исторических терминов
  5. ярилаЯрила божество весеннего плодородия весеннего солнца. В его имени есть и яркость и ярость. Имя Ярилы как и другие слова с корнем яр связано с представлениями о весеннем ...Словарь славянской мифологии
  6. ярилаярило Ярила древн.emславянск.em бог плодородия от которого ярится земля и все живое в Белоруссии празднуют ему встречая весну первою сошкой апр. девки идут хороводом нар...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  7. ярилаЯРИЛАЯрило рус. Ярыло белорус. Japилo серб.хорв. в славянской мифологии божество весеннего плодородия. Имя Я. как и другие слова с корнем яр jar связано с представлениями...Энциклопедия мифологии