Русская энциклопедия

РАСПУТИН

1.

РАСПУТИНВалентин Григорьевич (род. 1937), русский писатель, публицист, Герой Социалистического Труда (1987). Представитель "деревенской прозы". В центре повестей "Последний срок" (1970), "Живи и помни" (1974), "Прощание с Матёрой" (1976) - кризисные ситуации (похороны, дезертирство, исчезновение "малой родины"), трагические судьбы на фоне "уходящей" деревенской Руси. Образы праведниц-крестьянок, хранительниц национально-духовной общинной традиции, резко противопоставлены типам утративших корни полуселян-полугорожан; техническая цивилизация "демонически" вторгается в божественно-прекрасную природу - символ патриархальной целостности мира. В повести "Пожар" (1985) с болью изображено торжество "бескорневых" героев. В публицистических статьях периода перестройки, воспринятой Распутиным как "диктат победившего бесстыдства", "нравственному плюрализму" противопоставлен социальный идеал патриотически-православного государства ("Россия: дни и времена", 1993). Серия рассказов о современности (в т. ч. "В ту же землю...", 1996). Государственные премии СССР (1977, 1987).
2.
РАСПУТИН(настоящая фамилия Новых) Григорий Ефимович (1864 или 1865, по др. данным, 1872-1916), крестьянин Тобольской губернии, получивший известность "прорицаниями" и "исцелениями". Приобрёл неограниченное доверие императрицы Александры Фёдоровны и императора Николая II, оказывая помощь больному гемофилией наследнику престола царевичу Алексею. Убит заговорщиками, считавшими влияние Распутина пагубным для России.
Источник:Энциклопедия "Отечество"
1. Валентин Григорьевич (р. 15.03.1937), русский писатель и общественный деятель. Коренной сибиряк из с. Усть-Уда на Ангаре, ныне подтопленного водохранилищем Братской ГЭС. Окончил Иркутский университет в 1959. Публиковаться начинал в местной печати с очерков и рассказов, отмеченных несомненным дарованием, но на уровне сибирско-таежной романтики.Крупным успехом Распутина, принесшим ему литературную славу, стала повесть «Деньги для Марии» (1967), в которой выразилась основная идея писателя — торжество добра и справедливости над миром корысти и своеволия. Распутин тогда же был причислен столичными оценщиками к числу писателей «деревенской прозы», хотя даже сюжетно никогда не ограничивался описаниями сельской жизни. Развивали литературный успех Распутина последовавшие затем повести и рассказы («Последний срок», 1970, «Живи и помни», 1974, «Прощание с Матёрой», 1976, и др.). В образах его героев выражается огромное душевное богатство русского человека — доброта, совестливость, любовь к Родине, отзывчивость, сострадание, взаимопомощь, сердечность, душевная щедрость, нестяжательство.
Человек может жить полноценно только с любовью к Родине, сохраняя в душе вековые традиции своего народа. В повести «Прощание с Матёрой» Распутин показывает, как русский человек относится к разрушению своего национального мира «именем прогресса». По приказу сверху должна исчезнуть с лица земли, быть затоплена одна из многих русских деревень. Крестьян насильственно переселяют в другое место — в «перспективное» село, построенное бездарными, чуждыми русскому народу «специалистами» без любви к людям, которым тут жить». Простая русская женщина Дарья пять лет сопротивляется, защищая свой старый дом и всю деревню от погрома. Для нее Матёра и ее дом — воплощение Родины. Отстаивает Дарья не старую избу, а Родину, где жили ее деды и прадеды, и каждое бревно не только ее, но и пращуров ее. Сердце ее русское болит — «как в огне оно, христовенькое, горит и горит, ноет и ноет». Как точно отмечал критик Ю. Селезнев: «Название острова и села — Матёра — не случайно у Распутина. Матёра конечно же идейно образно связано с такими родовыми понятиями, как мать (мать — Земля, мать — Родина), материк — земля, окруженная со всех сторон океаном (остров Матёра — это как бы «малый материк»).
Космополитическое наступление так называемого мирового прогресса, превращение человека в бездушный винтик потребительского мира разрушает духовную цивилизацию, подрубает основы православного мировоззрения, которое так стойко защищает Дарья. Предавая свою малую Родину, человек теряет истоки самого главного в жизни, деградирует как личность, жизнь его становится серой и бесцельной. Событием в идейной жизни общества стала повесть Распутина «Пожар» (1985). Это суровое художественное предостережение о грядущей народной беде: духовном упадке, следом за которым идет упадок социальный.
С началом «перестройки» Распутин, до того сторонившийся заседательской суеты, включился в широкую общественно-политическую борьбу. Он был одним из самых деятельных противников вредительского «поворота северных рек» (проект Бергера был отменен в июле 1987). В 1989 — 91 — депутат Верховного Совета СССР, выступал с горячими патриотическими речами, впервые процитировал слова П.А. Столыпина о «великой России» («Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия»). Состоял в руководстве Русского Национального собора и Фронта национального спасения. Потом публично заявил, что «политика — дело грязное».
С. Семанов
2. Григорий Ефимович (10/23.01.1869-17/30.12.1916), крестьянин с. Покровского Тобольской губ., молитвенник, опытный странник. Много лет, не бросая занятий крестьянским трудом, странствовал по православным монастырям и святым местам, неизменно возвращаясь домой на посевную и уборку урожая. Во время одного из странствий в 1906 познакомился с Царской семьей и стал для нее близким человеком. Сближение Николая II и царицы с Распутиным носило глубоко духовный характер, в нем они видели старца, продолжающего традиции Святой Руси, умудренного духовным опытом, способного дать добрый совет. И вместе с тем они видели в нем настоящего русского крестьянина — представителя самого многочисленного сословия России, с развитым чувством здравого смысла, народного понимания полезности, своей крестьянской интуицией твердо знавшего, что хорошо, а что плохо, где свои, а где чужие.
«Я люблю народ, крестьян. Вот Распутин, действительно, из народа», — говорила царица, а царь считал, что Григорий — «хороший, простой, религиозный русский человек. В минуты сомнения и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно». Эту мысль он неоднократно повторяет в переписке и беседах.
Царь с царицей уважительно называли Распутина «наш Друг» или «Григорий», а Распутин их — «Папой и Мамой», вкладывая в это понятие «отец и мать народа». Беседовали друг с другом только на «ты».
В жизни Царской семьи, по мнению Вырубовой, Распутин играл такую же роль, как св. Иоанн Кронштадтский. «Они так же верили ему, как о. Иоанну Кронштадтскому, страшно ему верили и, когда у них горе было, когда, например, наследник был болен, обращались к нему с просьбой помолиться».
До последней минуты царская чета верила в молитвы Григория Распутина. Из Тобольска они писали Анне Вырубовой, что Россия страдает за его убийство. Никто не мог поколебать их доверие, хотя им приносили враждебные газетные статьи и все старались им доказать, что он дурной человек. Не следует думать, что царь и царица были наивными людьми. По обязанности своего положения они неоднократно устраивали негласные проверки достоверности полученной информации и каждый раз убеждались, что это клевета. Более того, Царская семья знала, с каким глубоким уважением к Распутину относились многие почтенные люди.
Известный исследователь русских религиозных движений В. Д. Бонч-Бруевич считал Григория Распутина одной из самых ярких личностей своей эпохи. Передавая свои впечатления от встреч с Распутиным, ученый, в частности, рассказывал: «Много мне приходилось видеть восторженных людей из народной среды, — ищущих чего-то, мечущихся, «взыскующих града», куда-то стремящихся, что-то строящих и разрушающих, но Г. Е. Распутин какой-то другой, на них непохожий. Не имея никакой политической точки зрения, он что-то стремится сделать. Для кого?..
— Для народушка жить нужно, о нем помыслить... — любит говорить он».
Св. Иоанн Кронштадтский верил в Григория Распутина, считая его выдающимся странником и молитвенником, т. е. человеком, чья молитва Богу всегда угодна.
Множество людей приходило к Распутину с просьбой помолиться за их дела, присылали телеграммы и письма. В архивах сохранилось немало телеграмм, содержащих эту просьбу. Но больше всего ценился прямой контакт с ним. Непредвзятые источники свидетельствуют, что в личной встрече он просто очаровывал людей своей особой уверенностью, умением поставить себя, доброжелательностью и просто добротой. Многие старики из его родного с. Покровского в Тюменской обл. говорили, что главное в нем — доброта: «Он был добрый и хороший человек, зло о людях не говорил». Это подтверждают показания министра внутренних дел Протопопова: «...зло не говорил про людей, это мне нравилось...», а также впечатления других людей, встречавшихся с ним. Граф С. Ю. Витте сказал о Распутине: «Поистине, нет ничего более талантливого, чем талантливый русский мужик, какой это своеобразный, какой самобытный тип! Распутин абсолютно честный и добрый человек, всегда желающий творить добро...»
Примерно с 1910 против Распутина в печати начинается организованная кампания клеветы. Его обвиняют в конокрадстве, принадлежности к секте хлыстов, распутстве, пьянстве. Несмотря на то что ни одно из этих обвинений при расследовании не подтвердилось, клевета в печати не прекращалась. Опубликованные в наше время документы свидетельствуют, что кампания клеветы против Распутина была организована масонами с целью дискредитации царя.
Все нападки, клевета, ложь, которые обрушились на Распутина, на самом деле предназначались не ему, а царю, символизирующему собой Родину и Русское государство. Нащупав самое тонкое, самое нежное, самое интимное место в жизни Царской семьи, враги царя и России стали с методической старательностью и изощренностью бить по нему, как в свое время они били по Иоанну Кронштадтскому, находившемуся в дружеских отношениях с Александром III.
«Зачем это понадобилось? — спрашивали «Московские ведомости» и отвечали: — Он нужен был лишь для того, чтобы скомпрометировать, обесславить, замарать наше время и нашу жизнь. Его именем хотели заклеймить Россию...» Как справедливо отмечал царский врач Е. С. Боткин: «Если бы не было Распутина, противники Царской семьи и подготовители революции создали бы его своими разговорами из Вырубовой, не будь Вырубовой — из меня, из кого хочешь».
Убийство Распутина также было организовано масонами во главе с одним из их вождей В. А. Маклаковым с целью деморализовать царя и царицу. Перед самой революцией в декабре 1916 старец был предательски завлечен в дом масона Ф. Юсупова и зверски убит. После захвата власти масонским временным правительством тело Распутина подверглось ритуальному осквернению, а затем по приказу А. Ф. Керенского сожжено.
О. Платонов
Источник:Энциклопедия "Русская цивилизация"
Синонимы:
водка


  1. распутинРаспутин Новых Григорий Ефимович . Фаворит царя Николая II и его жены Александры Федоровны. Из крестьян Тобольской губернии. Проник в придворные круги как святой при помо...1000 биографий
  2. распутинРАСПУТИН Новых Григорий Ефимович [ или с. Покровское ныне Тюменской обл. Петроград] фаворит императора Николая II и его жены Александры Фдоровны авантюрист. Родился в се...Большая советская энциклопедия
  3. распутинимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  4. распутинВалентин Григорьевич р. русский писатель ГеройСоциалистического Труда . Драматизм и острота этических проблемпоиски опоры в мире народной крестьянской нравственности в ...Большой энциклопедический словарь II
  5. распутинВалентин Григорьевич р. пос. УстьУда Иркутской обл. русский прозаик. Окончил историкофилологический фт Иркутского унта работал специальным корреспондентом на крупнейших ...Литература и язык. Современная энциклопедия
  6. распутинВалентин Григорьевич р. пос. УстьУда Иркутской обл. русский прозаик. Окончил историкофилологический фт Иркутского унта работал специальным корреспондентом на крупнейших ...Литературная энциклопедия
  7. распутинприставка РАС корень ПУТИН нулевое окончаниеОснова слова РАСПУТИНВычисленный способ образования слова Приставочный или префиксальный РАС ПУТИН Слово Распутин содержи...Морфемный разбор слова по составу
  8. распутинНачальная форма Распутин единственное число именительный падеж мужской род одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  9. распутинНовых Григ. Ефимович целитель и провидец родом из крестьян Тобольской губернии. Приобрел неограниченное влияние на семью рус. царя Николая II фаворит его жены Александры...Сексологическая энциклопедия
  10. распутинраспутин сущ. колво синонимов водка Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы водка...Словарь синонимов II
  11. распутинРАСПУТИНРаспута беспутный непутевый человек. Иногда служило мужским личным именем. При Иване Грозном на Белом озере жил крестьянин Василий Кирьянов давший своим сыновьям...Словарь фамилий
  12. распутинГригорий Ефимович ок. фаворит императора Николая II и его жены Александры Федоровны Стоит. Костлявым служкою Толчок куды глядишь В монастыре том с кружкою Ходил Распути...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  13. распутинРАСПУТИН Григорий Ефимович ок. фаворит императора Николая II и его жены Александры Федоровны Стоит. Костлявым служкою Толчок куды глядишь В монастыре том с кружкою Ходи...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  14. распутинНовых Григорий Ефимович или .XII. последний фаворит рус. царя Николая II и императрицы Александры Федоровны авантюрист. Из крестьян Тобольской губ. В молодости конок...Советская историческая энциклопедия
  15. распутинРАСПУТИН Валентин Григорьевич родился в русский писатель. Драматизм и острота этических проблем поиски опоры в мире народной крестьянской нравственности в повестях и рас...Современная энциклопедия
  16. распутинРАСПУТИН Новых Григорий Ефимович [ или по другим данным ] крестьянин Тобольской губернии получивший известность прорицаниями и исцелениями. Оказывая помощь больному ге...Современная энциклопедия
  17. распутинРАСПУТИН наст . фам. Новых Григорий Ефимович или по другим данным крестьянин Тобольской губ. получивший известность прорицаниями и исцелениями. Оказывая помощь больном...Современный энциклопедический словарь
  18. распутинРАСПУТИН Валентин Григорьевич р . русский писатель Герой Социалистического Труда . Драматизм и острота этических проблем поиски опоры в мире народной крестьянской нравст...Современный энциклопедический словарь
  19. распутинRzeczownik Распутин Rasputin...Универсальный русско-польский словарь
  20. распутинТун Трус Труп Трипс Трип Триас Трас Трап Транс Тиун Тис Тирс Тиран Тир Типун Тип Тина Тау Тапир Танс Таис Таир Сутра Сут Сурат Сура Супин Суп Ступа Струп Струна Стр Стан ...Электронный словарь анаграмм русского языка