Русская энциклопедия

ОБЩИНА

ОБЩИНА, форма социальной организации. Первобытная (родовая) О. характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма - соседская (территориальная, сельская) О. сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для докапиталистических обществ. О. обладала полным или частичным самоуправлением. В России О. была замкнутой сословной единицей, используемой как аппарат для сбора податей (после крестьянской реформы 1861 - собственником земли). В ходестолыпинской аграрной реформыобщинное землевладение заменялось частным крестьянским. О. назывались также другие социальные общности: религиозные, профессиональные, земляческие.
Источник:Энциклопедия "Отечество"
общественно-производственное объединение крестьян на началах самоуправления, самоорганизации, взаимопомощи и совместного владения землей.
Слово «община» позднего происхождения. Оно возникло путем точного перевода аналогичных иностранных понятий. Русские же крестьяне говорили «мир» или «общество».
Основы существования общины (во всех ее разнообразных видах — вервь, задруга, печище и др.) лежали в «самом духе народа, в складе русского ума, который не любит и не понимает жизни вне общины и даже в своей кровной семье хочет видеть общину, товарищество», — писал видный исследователь русской общины И.Н. Миклашевский. Народное сознание выработало бесчисленное количество пословиц, так или иначе связанных с общиной (миром), которые отражали господствующее значение ее в жизни и судьбах народа. «Никакой мирянин от мира не прочь, от мира прочь не мирянин», «Миром все снесем», «Мирская слава сильна», «Мир, община столбом стоит», «Мира не перетянешь, мир за себя постоит», «На мир и суда нет», «На мир ничего не сменяют», «В миру виноватого нет», «Дружно — не грузно, а врозь — хоть брось».
Понятие «мир» для крестьянина отражало всю глубину его духовно-нравственного сознания, олицетворяя не просто арифметическое соединение крестьян, а нечто большее — соборное соединение, имеющее характер высшего закона.
Крестьянин говорил так: «мир собирался», «мир порешил», «мир руки давал», «мир выбрал», вкладывая сюда значение высшей духовно-нравственной инстанции — «мир крещеный», «мир христианский».
Экономический принцип общины, отмечал А.И.Герцен, — полная противоположность знаменитому положению Мальтуса: она предоставляет каждому без исключения место за своим столом. Земля принадлежит общине, а не отдельным ее членам; последние же обладают неотъемлемым правом иметь столько земли, сколько ее имеет каждый другой член той же общины.
Мальтус считал, что право на жизнь имеет только сильнейший, победивший в острой конкурентной борьбе; побежденный в ней не имеет таких прав. Нет! — решительно говорил русский крестьянин. Право на жизнь имеет всякий родившийся на этот свет — гарантией чего является взаимопомощь и взаимная поддержка в общине.
Община, писал русский историк и этнограф И. Г. Прыжов, основана на вечном законе о братской любви, на законе, что «Веревка крепка с повивкой, а человек с помощью», «Друг о друге, а Бог обо всех». Мир как одна семья, мнение которой нередко стоит выше писаного закона: «Деритесь, да не расходитесь», «Все за одного и один за всех», «Вперед не забегай, от своих не отставай», «Отстал — сиротою стал», «Хоть назади, да в том же стаде». Сила, связующая мысль, по мнению Прыжова, — общая выгода, общая беда: «Люди — Иван, и я — Иван, люди в воду, и я в воду», «На миру и смерть красна». Личность в общине всецело предана ее интересам: «Где у мира руки, там моя голова», «К миру приложился — головой заложился». Мир являет собой высшую инстанцию для крестьянина, выше которой только царь да Бог: «Мир — велик человек», «Мир — великое дело», «Сто голов — сто умов». В преданности миру — залог благополучия и преуспеяния, поэтому решениям мира подчиняются беспрекословно: «Где мир да люди — там Божья благодать», «Глас народа — глас Божий», «Что мир порядил, то Бог рассудил», «Что миром положено, так тому и быть», «Мир один Бог судит», «Мир с ума сойдет — на цепь не посадишь».
В народном сознании мир (община) — могучий богатырь: «Коли всем миром вздохнут, и до царя слухи дойдут», «Как мир вздохнет, и временщик издохнет», «Мирская шея толста» (то есть многих спасти может), «Мирская шея туга: тянется да не рвется. Мирская шея жилиста», «Мир по слюнке плюнет — так и море», «Мир сразу не похоронишь».
«Мир силен, — отмечает Прыжов. — Ему нипочем никакое несчастье, никакая нищета: «Вали на мир — все снесет», «Мир — золота гора», «С миром и беда не убыток». Мир силен и несокрушим: «С миром не поспоришь», — говорит народ и при этом гордо спрашивает: — «Кто больше мира будет?», «Мир не перетянешь», «Мир заревет, так лесы стонут», «Мирская слава звонка», «Мир запоет, так камень треснет», «Собором и черта поборем», потому что «Одному страшно, а миру не страшно», «Не то страх, что вместях, а сунься — на один».
Самоуправление русских крестьян возникло в процессе освоения огромной территории нашей страны. Множество рек и озер, непроходимые леса и сравнительно малочисленное население, селившееся здесь мелкими деревеньками, между которыми порой пролегали пространства в 100 — 200 верст. Территория с центром в сравнительно большом населенном пункте называлась крестьянами волостью, а население волости — миром. Волость на своих собраниях-сходах выбирала старосту и некоторых других руководящих лиц, решала вопросы о принятии в общину новых членов и выделении им земель. «В деревне, — писал Н.П. Павлов-Сильванский, — действительная власть принадлежит не представителям царской администрации, а волостным и сельским сходам и их уполномоченным старшинам и сельским старостам...
Волостная община самостоятельно ведала сбор податей, низший суд и полицию. Тиун и доводчик являлись в волость, только когда в ней возникало уголовное дело и начинался спор о границах ее территории с соседними или крупными землевладельцами.
...Значение мирского самоуправления усиливалось высшей выборной должностью сотского, общего представителя этих волостных общин стана. Сотский связывал эти общины в одно целое, в один земской мир стана. Он являлся посредником между волостным старостой и чиновниками наместника... Свои кормы и поборы чиновничество могло получать только... от высшего мирского представителя — сотского...»
В более поздние времена выборный сотский выполняет полицейские функции: наблюдает за чистотой в селеньях, за чистотой воды в речках, за пожарной безопасностью, за порядком во время торгов, базаров, за продажей доброкачественных продуктов, за проведением торговли с надлежащими свидетельствами и др.
Сход был далеко не единственной формой общественных собраний крестьян. Историк Л.В. Черепнин рассказывает, как еще в XIV—XV вв. существовал обычай «пиров» и «братнины», представлявших собой «коллективные торжественные собрания, во время которых съехавшиеся угощались за праздничным столом. В этих формах проявлялась деятельность сельской крестьянской общины. Во время «пиров» и «братчин» могли обсуждаться крестьянские нужды, решаться мирские дела. «Пиры» и «братчины» были одним из средств сплочения крестьянства по отдельным, мало связанным еще между собой селениям, разбросанным на огромной территории».
Все дани и платежи, разные трудовые повинности налагались княжеской властью на всю волость, а она уж на своих сходах сама решала, как разверстать эти тяготы среди крестьян: «по животам и промыслам», «по силе» каждого хозяйства, а может быть, отбывали те или иные повинности сообща, с круговой порукой всех за каждого, имущего за неимущего, хозяйственных жильцов-волощан за пустые заброшенные участки.
«Кто за сколько душ тянет, столько землицы берет», — говорили крестьяне. «По тяге и поле», «В восемнадцать лет жениться, чтобы на тягло садиться», «На мир баран прибыл» (то есть налог, тягота), «Постылое тягло на мир полегло» (при раскладке тягла, которое никто на себя не принимает).
На первых этапах существования волостной общины крестьяне были заинтересованы в привлечении новых членов: земли много, а чем больше людей, тем податей на одного человека будет меньше. Волость имела свой выборный крестьянский суд, и только важнейшие преступления рассматривались княжеской властью, и то материалы по ним готовились выборными крестьянами волости. Волость обеспечивала удовлетворение духовных потребностей населения: строила церкви, подыскивала для них священника, определяла их содержание, иногда заводила школы для подготовки грамотеев.
По мере роста населения и числа населенных пунктов волость дробилась на отдельные самоуправляемые общины, избиравшие в волостное управление своих выборных и принимавшие активное участие в разработке «волостной политики».
Проходили столетия, но русская деревня продолжала сохранять сложившиеся в глубокой древности традиционные формы общественной жизни. Еще в н. XX в. можно было встретить социальные структуры, существовавшие пятьсот и более лет назад.
Прежде всего, как и в старину, одна или несколько деревень составляли мир, сельское общество обязательно со своим демократическим собранием — сходом — и своим выборным управлением — старостой, десятским, сотским.
На сходах демократическим путем обсуждались дела по общинному владению землей, раскладу податей, приселению новых членов общины, проведению выборов, вопросы пользования лесом, строительства плотин, сдачи в аренду рыболовных угодий и общественных мельниц, отлучки и удаления из общины, пополнения общественных запасов на случай стихийных бедствий и неурожаев.
На сходах отдельных селений (чаще составлявших только часть общины) демократически регулировались все стороны трудовой жизни села — сроки начала и окончания с.-х. работ; дела, связанные с лугами («заказы» лугов, выделение вытей, жеребьевки, аукционы); починка дорог, чистка колодцев, строительство изгородей, наем пастухов и сторожей; штрафы за самовольные порубки, неявку на сход, нарушение общинных запретов; семейные разделы и выделы, мелкие преступления; назначение опекунов; конфликты между членами общины и некоторые внутрисемейные конфликты; сборы денег на общие расходы селения.
Крестьянские сходки, их гласность, независимый характер выступлений поражали наших интеллигентов. Вот как описывал одну из таких сходок писатель Н. Н. Златовратский:
«Сходка была полная. Большая толпа колыхалась против моей избы. Тут собралась, кажется, вся деревня: старики, обстоятельные хозяева, молодые сыновья, вернувшиеся с заработков в страдное время, бабы и ребятишки. В тот момент, когда я пришел, ораторские прения достигли уже своего апогея. Прежде всего меня поразила замечательная откровенность: тут никто ни перед кем не стеснялся, тут нет и признака дипломатии. Мало того что всякий раскроет здесь свою душу, он еще расскажет и про вас все, что только когда-либо знал, и не только про вас, но и про вашего отца, деда, прадеда... Здесь все идет начистоту, все становится ребром; если кто-либо по малодушию или из расчета вздумает отделаться умолчанием, его безжалостно выведут на чистую воду. Да и малодушных этих на особенно важных сходах бывает очень мало. Я видел самых смирных, самых безответных мужиков, которые в другое время слова не заикнутся сказать против кого-нибудь, на сходах, в минуты общего возбуждения, совершенно преображались и, веруя пословице: «На людях и смерть красна», — набирались такой храбрости, что успевали перещеголять заведомо храбрых мужиков. В такие минуты сход делается просто открытою взаимною исповедью и взаимным разоблачением, проявлением самой широкой гласности. В эти же минуты, когда, по-видимому, частные интересы каждого достигают высшей степени напряжения, в свою очередь, общественные интересы и справедливость достигают высшей степени контроля. Эта замечательная черта общественных сходов особенно поражала меня».
Важное значение на сходах принадлежало старосте, который организовывал сходы, наблюдал за порядком, заведовал мирскими делами, а в случае необходимости даже обладал правом арестовать виноватого. «И мир не без начальника», — говаривали крестьяне. «Мир всех старше, а и миру урядчик есть», «Сноп без перевязи — солома» (о старосте).
Своих выборных крестьяне уважали и подчинялись им, но и подходили к ним довольно строго. Кого попало и просто так крестьяне не выбирали. «Сидишь на ряду (в начальниках), не молви «не могу», «Коли сидеть на ряду, так не играть в дуду», «На старосту не челобитчик, а от миру не прочь».
Несколько сельских общин образовывали волость, которая также управлялась демократическим путем. Высшим органом волости был волостной сход, собиравшийся в большом торговом селе и состоявший из сельских старост и выборных крестьян (по одному из десяти дворов). Но это совсем не означало, что на сход не могли прийти и другие крестьяне, желавшие участвовать в волостном собрании. Волостной сход выбирал волостного старшину (как правило, на три года), волостное правление (собственно, это были старшины и все старосты волости) и волостной суд.
Волостное правление вело книги для записывания решений схода, а также сделок и договоров (в том числе трудовых), заключенных крестьянами как между собою, так и с посторонними для волости лицами. Вся бумажная работа велась волостным писарем, который, конечно, был важным лицом в деревне, но крестьянского схода побаивался, ибо всегда мог быть с позором изгнан. Да и волостного старшину крестьяне не больно боялись. Знали, коль старшина начнет злоупотреблять доверием общества, то его в следующий раз не выберут или убавят жалованье.
Кроме руководителей, на крестьянских сходах по мере необходимости выбирали ходатаев по общественным делам, челобитчиков в губернский или столичный город. Такие ходатаи звались мироедами (негативный смысл у этого слова появился позже, а тогда это означало людей, живших на мирской счет во время своей командировки по общественным делам) и каштанами. «Мироед, каштан, а без него не проживешь», ибо «от мира челобитчик, а сам никому не обидчик».
В каждой волости на крестьянском сходе избирался волостной суд из четырех судей — крестьян-домохозяев, достигших 35 лет, грамотных, пользующихся уважением среди односельчан.
В волостном суде, руководствуясь местными крестьянскими обычаями, дела разбирались по совести, склонить спорящих старались к примирению. Конечно, права волостного суда ограничивались мелкими спорами и тяжбами, хотя они могли разбирать дела по мелким кражам, о мотовстве, дела, связанные с наказанием пьяниц и других нарушителей общественной нравственности. Волостные суды имели право приговаривать виновных к денежным взысканиям до 30 рублей и к аресту на хлебе и воде до 30 дней.
Бывали случаи, когда народный сход в общине превращался в настоящий суд, а порой просто в самосуд над ворами и конокрадами. Известны случаи, когда виновных немедля предавали смерти.
Общинные формы жизни существовали даже в тюрьме, что было даже признано тюремным начальством. Здесь присутствовали все характеристики общины — сход, выборы, общественное мнение, общий суд и наказание, иногда даже в форме смертных приговоров острожного самосуда.
Наряду с самоуправлением, краеугольным основанием общины служила общественная взаимопомощь и взаимоподдержка. Осуществлялась она прежде всего посредством древней формы совместного труда — помочей, капусток, супрядок и др.
За многие столетия существования самоуправляемых волостных и простых общин (в отдельных случаях состоявших только из одного селения) навык к самоуправлению и взаимопомощи стал национальной чертой и общественной потребностью русских крестьян, с которыми центральной власти и отдельным феодалам приходилось считаться.
В XIV—XVI вв. происходит широкая раздача князем тяглых волостных земель вместе с крестьянским населением в поместье в виде платы за службу, а то и вотчины обладания боярам, детям боярским и дворянам. В этих условиях волостная община погибает, так как ее функции переходят к владельцам вотчин и поместий, но, как правило, продолжает существовать обыкновенная община. Вотчинники и помещики, с одной стороны, вынуждены были считаться со сложившейся за многие столетия этой формой крестьянской жизни, а с другой стороны, сохранение обыкновенной общины им было выгодно организационно. Община с помощью круговой поруки выплачивала все повинности и организовывала выполнение барщинных работ. Таким образом, помещик имел готовую организацию труда, производства и распределения, а крестьянин продолжал существовать в привычных ему формах общественного самоуправления. Вместе с тем волостная община погибла не повсеместно, но продолжала существовать на государственных землях, выполняя вплоть до н. XX в. те же самые функции, что и много веков назад.
Как справедливо отмечал М.И. Семевский, попытки уничтожить общинные формы землевладения и общественной жизни крестьян были сравнительно редки даже на помещичьих землях. Во 2-й пол. XVIII в. большинство имений состояло на оброке, а в таких вотчинах крестьяне, обыкновенно, совершенно свободно пользовались землей на излюбленных ими общинных началах, почти без всякого вмешательства со стороны помещика. В этом отношении наш крепостной крестьянин находился в несравненно более выгодном положении, чем такой же крестьянин в Западной Европе.
В крупных крепостных вотчинах владелец крепостных и назначенный им управляющий, вотчинная канцелярия или контора, состоявшая нередко из нескольких отделов, были лишь верхним этажом вотчинного управления; по древней традиции, нарушать которую боялись многие помещики, находился нижний этаж управления — крестьянское самоуправление — староста, выборные, десятские, сотские и общий сход, который самостоятельно решал внутренние вопросы общины. Конечно, были и злоупотребления. Помещики часто пытались покровительствовать определенным крестьянам при выборах их на определенные выборные должности, хотя сами в сходах участия не принимали.
Пока земли и угодий было много в крестьянской общине, переделы не производились. Но вот в XVII—XVIII вв. в связи с ростом населения землю стали регулярно переделивать между членами общины.
Земля и все другие крестьянские угодья (покосы, луга, леса) раздавались крестьянам поровну. Сначала все угодья делили на равные куски по качеству и степени удаленности от селения — хорошие, средние и плохие. Потом каждый крестьянин, согласно жребию, получал по куску угодий каждого качества и удаленности от селения.
«Дело в шляпе», — говаривали крестьяне, так как жребий тянули из шляпы. Но: «Жребий метать, после не пенять», «Жребий — Божий суд». Переделы угодий осуществлялись раз в 5—20 лет, обычно в зависимости от «размножения народа». Распределение осуществлялось либо по семействам, либо по тяглам (работающие муж и жена). Таким же образом распределялись между крестьянами и повинности — налоги, а у помещичьих крестьян также барщина или оброк.
Раздел земли в общине носил ярко выраженный трудовой характер. Земля принадлежит только тому, кто может ее обработать.
В самой процедуре раздела земли был настоящий ритуал. Для разделов выбирали своего рода комиссию из старожилов и земляного старосту, которому давали несколько тягельных помощников. «Комиссия» внимательно следила за тем, чтобы участки были одинакового достоинства, уравновешивая худшее качество или неудобство большим количеством земли или компенсацией в другом месте. Обычно начинали раздел с ближайшей земли от гумен: первое, яровое, поле — весной до посева, второе, паровое, — в так называемом междупарье и третье — осенью по уборке ржаного хлеба. На такой раздел каждого поля употреблялось не более трех дней. Порой каждое поле разбивалось на десять и более участков. При разбивке учитывалось важное трудовое правило. Величину участка или полосы земли назначают, «сколько работник одним днем обработать может, что составляет примерно третью долю десятины». Общинная «комиссия» по разделу земли, как правило, делала все сама, не привлекая казенных землемеров. Общинный лад и искусство крестьян производить измерение и передел земли без помощи межевых инструментов определяли ненужность землемеров, потому что крестьяне, по словам тверского помещика Зубова, «между себя учинят раздел» и «в безобидном от одного к другому равенстве, употребляя на то сажени, аршины и даже ступни ног своих».
Между официальными переделами крестьяне могли обмениваться участками, снимать непосильный труд с немощных, передавать землю способным ее обработать. Вот, к примеру, в д. Ямы после смерти мужа его вдове с пятью малыми детьми и с двухдушевым наделом сход решает оставить надел умершего мужа. Вдова отказывается и от надела мужа, и от своего, так как ей это не по силам, даже при коллективной помощи общинников. На освободившийся надел вдовы претендует безземельный Наум Шмонин. А так как с пользованием наделом связана уплата податей, то среди общинников возникает вопрос, сможет ли Наум Шмонин платить подать, в противном случае пришлось бы платить общине. Кроме бедного общинника Наума Шмонина, в деревне были и богатые, которые, живя в городе и занимаясь торговлей, особо не нуждались в земле. Поменявшись с другими членами общины, они имели наименьший надел, а следовательно, платили и меньше податей. На одном из сходов многие из общинников высказали мысль о том, что неплохо бы отдать богачам больший надел. А те в свою очередь обиделись и прислали посыльного с ответом, что они пересядут только на свои наделы, больше же наваливать мир не имеет права. Возникшее разногласие грозило неприятностями тем крестьянам, которые сидели на чужих наделах, и мир порешил следующее: землю, от которой отказалась вдова, передать Науму Шмонину — все два надела полностью; самой вдове помочь сжать хлеб нынешнего посева, богачей же оставить в покое до другого случая (изложено по рассказу очевидца, писателя Н. Златовратского).
В получении всех повинностей помещик имел дело не с отдельными крестьянами, а со всей общиной, которая ежегодно платила ему определенно установленную сумму денег. «Всю раскладку сию, — писал помещик XVIII в., — делают крестьяне сами по себе, ведая каждый о другом, сколько может заплатить без тягостей перед другими и по общему мирскому приговору».
Как все это происходило в деревне, хорошо рассказал русский историк Иван Никитич Болтин. «Положение, — говорит он, — что в селе или в деревне 250 душ мужского люда, кои составляют 100 тягол, что оброку платит вся деревня помещику 1000 руб., да государственных податей, яко-то подушных, рекрутских и разных мелочных расходов сходит с них 500, итого всего 1500 руб., и что вся земля той деревни разделена на 120 паев. Из них 100 паев земли раздают они на каждое тягло по одному, достальные 20 разделяют по себе те, кои семьянистее или зажиточнее других, по добровольному согласию или по жеребью, какая часть пая кому достанется. Имеющие по одному паю земли платят в год по 12 руб. 60 коп.; те же, кои разберут по себе достальные 20 паев, каждый платит расчисленно, т.е. кто полпая возьмет, тот платит 6 руб. 30 коп., а за четверть пая — 3 руб. 15 коп. сверх 12 руб. 60 коп., которые каждый за владение целого пая должен».
При всех расчетах с государством и помещиком крестьяне учитывали стариков, неспособных работать, инвалидов и вдов. Для них либо делались послабления, либо они вообще не платили повинностей, которые за них вносила община, перекладывая тяготу на плечи тех, кто был способен работать.
Например, если по смерти крестьянина оставалась вдова, то за ней нередко сохранялся надел, который она могла бы обработать с помощью батраков; если же она не могла это сделать, то община платила за нее подати и если и забирала у нее землю, то только на время, до тех пор пока не подрастут дети.
Для бедняков устраивали запасные участки, из которых им выделяли землю без обязанности вносить общинные повинности.
Из этого же запасного участка выделялось поле для общего посева, жатва и уборка его осуществлялись совместно всеми крестьянами, а хлеб шел в общее гумно. Из мирского хлеба оказывалась помощь старикам, сиротам, остальное же продавалось для уплаты государственных податей.
Из хлеба, собранного миром из общественной запашки, «общество назначает месячину за службу мужей солдаткам с их детьми, буде родственники держать его откажутся, также престарелым и одиноким, пережившим свои семейства, дабы оные не скитались по миру».
Воистину справедливы были пословицы: «На Руси никто с голоду не помирал» (имелось в виду, что в случае чего мир поможет). «Да и за голодного Бог заплатит», — считал крестьянин.
Общественная защита бедных, нетрудоспособных, вдов, стариков, сирот гарантировалась всем крестьянским миром.
История доносит до нас голоса очевидцев разных губерний России.
«Когда же какого-либо крестьянина постигает несчастье, например выгорит у него дом, то крестьяне из сострадания к нему помогают в свободное от своих работ время, возят ему задаром дрова, с катища — бревна на новый дом и пр., преимущественно в воскресенье» (Вологодская губ.).
«В случае постигшего домохозяина несчастья, например пожара, мир дает бесплатно лес для постройки, если кто заболеет, то мир бесплатно исправляет его хозяйственные работы: убирает хлеб, сено и т.п.» (Новгородская губ.).
«Обработать поле и убрать его у одинокого больного, а также привезти лес на постройку мир считает нравственной обязанностью; в тех редких случаях, когда кто-нибудь из однодеревенцев под предлогом недостатка лошадей отказывается участвовать в помощи, мир не приступает ни к каким карательным мерам, но общественное мнение осуждает его, а идти против мира редко кто решается» (Тульская губ.).
«...Каждый член общества трудится, выходя на работу для вспашки поля или уборки урожая у захворавшего домохозяина или бедной вдовы, вывозит лес на постройку сгоревшей у кого-либо из своих членов избы, платит за участки, отведенные беднякам, больным, старым, сирым, за отпускаемые им бесплатно: лес на починку избы, материал на изгороди и отопление, хоронит их за свой счет, вносит подати за разорившихся, поставляет лошадей для обработки поля хозяину, у которого они пали или украдены, несет хлеб, холст и прочее погорельцу, поит, кормит, одевает сирот, поселенных в его избе, и мн. др.» (Тверская губ.).
Крестьянская община была одной из главных стабилизирующих основ русской жизни. О необходимости ее сохранения говорили лучшие умы России.
«Общинное крестьянское землевладение, господствующее в России, — писал Д.И. Менделеев, — заключает в себе начала, могущие в будущем иметь большое экономическое значение, так как общинники могут, при известных условиях, вести крупное хозяйство, допускающее множество улучшений... а потому я считаю весьма важным сохранение крестьянской общины, которая со временем, когда образование и накопление капиталов прибудут, может тем же общинным началом воспользоваться для устройства (особенно для зимнего периода) своих заводов и фабрик. Вообще, в общинном и артельном началах, свойственных нашему народу, я вижу зародыш возможности правильного решения в будущем многих из тех задач, которые предстоят на пути при развитии промышленности и должны затруднять те страны, в которых индивидуализму отдано окончательное предпочтение, так как, по моему мнению, после известного периода предварительного роста скорее и легче совершать все крупные улучшения, исходя из исторически крепкого общинного начала, чем идя от развитого индивидуализма к началу общественному».
Курс на разрушение общины, принятый российским правительством в 1906, стал первым решительным шагом в сторону революции, так как разрушал основной оплот устойчивой крестьянской жизни. Столыпинская реформа разорвала связь времен, перечеркнула вековую крестьянскую традицию. После нее община в уже агонизирующем состоянии просуществовала до к. 1920—30-х годов, когда была официально ликвидирована при введении советской колхозной системы.
О. Платонов
Источник:Энциклопедия "Русская цивилизация"
Синонимы:
аймак, артель, ассоциация, барангай, бегетрия, братия, братство, вервь, гампонг, гернгутеры, гой, громада, группа, деса, джамаат, дусун, задруга, землячество, кагал, клан, коммуна, консорция, кофрадия, лига, мир, монастырь, наслег, негри, общество, организация, печище, приход, сангха, септ, синагога, сообщество, союз, товарищество, фаланга, хуацяо, шэ


  1. общинаОБЩИНА Слово община em старославянизм в составе русского языка. Оно было очень употребительно в древнерусской литературе и выражало разные значения. Можно выделить в нем ...История слов
  2. общинаформа экономического объединения людей отличающаяся общим владением средствами производства....Бизнес-словарь
  3. общинаОБЩИНА в широком значении термина самые различные общности гор. коммуны сел. общества землячества религ. сообщества профессиональные объединения и т. п. В ряде социалисти...Большая советская энциклопедия
  4. общинаОБЩИНА революционный журнал. Изд. в сент. в Лондоне один номер. Редакторы С. Г. Нечаев iи В. И. Серебреников. Напечатанный в нач. й номер был уничтожен Нечаевым. Рево...Большая советская энциклопедия
  5. общинаI в широком значении термина самые различные общности городские коммуны сельские общества землячества религиозные сообщества профессиональные объединения и т.п. В ряде со...Большая Советская энциклопедия II
  6. общинаI в широком значении термина самые различные общности городские коммуны сельские общества землячества религиозные сообщества профессиональные объединения и т.п. В ряде со...Большая Советская энциклопедия II
  7. общинаж. община obina comunit родовая община comunit primitiva самоуправляющаяся организация comunita comune m крестьянская община уст. comunita contadina общество организ...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  8. общинаобщина ж Gemeinde f c христианская община christliche k r i ] Gemeinde f первобытная община Urgemeinschaft f cСинонимы аймак артель ассоциация барангай бегетрия братия...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. общинажGemeinde fхристианская община christliche Gemeinde fпервобытная община Urgemeinschaft f аймак артель ассоциация барангай бегетрия братия братство вервь гампонг гернгут...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. общинаIж. ист.comunal mem comunidad f общинаcomunal mem comunidad f...Большой русско-испанский словарь
  11. общинасущ. жен. рода. обществогромада. организацияобщина общины нацменьшинств громади нацменшин религиозная община релгйна община крестьянская община селянська громада общ...Большой русско-украинский словарь
  12. общинаж. communaut f родовая община communaute primitive религиозная община communaut religieuse...Большой русско-французский словарь
  13. общинаангл. communecommunity нем. Gemeinschaft. . Форма соц. организации возникшая на основе родственных связей характеризующаяся общим владением средствами производства полным...Большой толковый социологический словарь II
  14. общинамен. жн. роду...Большой украинско-русский словарь
  15. общинаж.communaut fродовая община communaute primitiveрелигиозная община communaut religieuse аймак артель ассоциация барангай бегетрия братия братство вервь гампонг гернгуте...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  16. общинаодна из исторических форм экономического объединения людей характеризуемая общим владением средствами производства полным или частичным самоуправлением. аймак артель ассо...Большой экономический словарь
  17. общинанароднический журнал Лондон номер. Редакторы С.Г. Нечаев В. И. Серебренников. Народнический журнал издание редакцииРаботника и бывших членов кружка чайковцев Женева ...Большой энциклопедический словарь II
  18. "община"ОБЩИНА народнический журнал Лондон номер. Редакторы С. Г. Нечаев В. И. Серебренников. Народнический журнал издание редакции Работника и бывших членов кружка чайковцев ...Большой энциклопедический словарь III
  19. общинаОБЩИНА форма социальной организации. Первобытная родовая община характеризуется коллективным трудом и потреблением более поздняя форма соседская территориальная сельская...Большой энциклопедический словарь III
  20. общинаОБЩИНА народнический журнал Лондон номер. Редакторы С. Г. Нечаев В. И. Серебренников. Народнический журнал издание редакции Работника и бывших членов кружка чайковцев...Большой Энциклопедический словарь V
  21. общинаОБЩИНА форма социальной организации. Первобытная родовая община характеризуется коллективным трудом и потреблением более поздняя форма соседская территориальная сельска...Большой Энциклопедический словарь V
  22. общинатрадиционная форма социальной организации. Первобытная родовая О. характеризуется коллективным трудом и потреблением более поздняя форма соседская территориальная сельск...Большой юридический словарь
  23. общинаОБЩИНА традиционная форма социальной организации. Первобытная родовая О. характеризуется коллективным трудом и потреблением более поздняя форма соседская территориальн...Большой юридический словарь II
  24. общинаи ж.i ст. Форма виробничого громадського обднання людей у докласовому як пережиток у класовому суспльств що характеризуться спльною власнстю на засоби виробництва пов...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  25. общинаОбщина естественно сложившееся надсемейное объединение людей связанных общими интересами иногда общностью происхождения эмоциональным или культурным единством и т.п. нап...Исторический словарь
  26. общинаформа объединения людей зародившаяся в первобытном обществе. Характеризуется общим владением средствами производства полным или частичным самоуправлением. Наиболее распро...История мировых цивилизаций - Словарь обязательных терминов и понятий
  27. общинаобщина общиналар палатасы палата общин....Киргизско-русский словарь
  28. общинаформа самоорганизации населения у большинства народов мира на докапиталистической стадии развития. В Древней Руси территориальная соседская община пришла на смену родовым...Краткий исторический словарик
  29. общинаВыделяют вопервых родовую общину как первичную форму социальной организации форму объединения людей сложившаяся при первобытнообщинном строе представляющую собой замкнут...Краткий исторический словарь
  30. общинаОбщина civitas respublica conventus communitas...Латинский словарь
  31. общинаи общинаstrong ы ж.em Форма объединения людей свойственная главным образом первобытнообщинному строю и характеризующаяся коллективным владением средствами производства вс...Малый академический словарь
  32. общинакорень ОБЩ суффикс ИН окончание А Основа слова ОБЩИНВычисленный способ образования слова Суффиксальный ОБЩ ИН А Слово Община содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  33. общинаНачальная форма Община единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  34. общинаcommunity совокупность людей живущих на одной терр. или имеющих нечто общее что их объединяет напр. религию расу или деятть. В резте индустриализации и техн. прогресса те...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  35. общинаосновной элемент хозяйственной и социальной структуры традиционного общества. Представляет собой территориально локализованный генетически и экономически автономный колле...Новая философская энциклопедия
  36. общинаобщина I ж. Самоуправляющаяся организация жителей какойл. территориальной единицы. Добровольное объединение общность людей сплотившихся на межэтнической профессионально...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  37. общинав широком смысле естественно сложившееся надсемейное объединение людей характеризующееся общностью интересов иногда общностью происхождения эмоциональным или культурным ...Общие понятия и термины этнологии
  38. общинаобщина община ы...Орфографический словарь
  39. общинаu жu мн.u общины Р.u общин но палата общин аймак артель ассоциация барангай бегетрия братия братство вервь гампонг гернгутеры гой громада группа деса джамаат дусун задруг...Орфографический словарь русского языка
  40. общинаобщина менник жночого роду...Орфографічний словник української мови
  41. общинаобщина д. м.em н...Орфоепічний словник української мови
  42. общинаобшчина ние д. м. н....Орфоэпический словарь украинского языка
  43. общинаобъединение крестьян социальноэкономическая форма их совместной жизнедеятельности на основе признания земли нераздельной собственностью всех членов объединения. Община об...Основы духовной культуры
  44. общинаформа социальной организации первобытная родовая община характеризуется коллективным трудом и потреблением более поздняя форма соседская территориальная сельская община...Политическая наука - Словарь-справочник
  45. общинаколлектив в котором достаточно сильны внутреннее сцепление узы товарищества преданности и долга....Политология - глоссарий по книге
  46. общинаОБЩИНА community Социальная группа людей связанных между собой конкретным местом. Однако характер социальных связей и местоположения общины вызывают идеологические споры....Политология. Словарь.
  47. общинаобщина общины общины общин общине общинам общину общины общиной общиною общинами общине общинах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  48. общинаОрфографическая запись слова община Ударение в слове община Деление слова на слоги перенос слова община Фонетическая транскрипция слова община [опн] Характеристика всех ...Полный фонетический разбор слов
  49. общинагромада товариство. на церковная братство. на красного креста товариство братство червоного хреста. на сестр милосердия товариство братство сестер жалбниць. на еврейск...Російсько-український словник (Українська академія наук)
  50. общинаобъединение людей О. бывают родовыми семейными сельскими....Российская государственность в терминах
  51. общинанароднический журнал Лондон номер. Редакторы С. Г. Нечаев В. И. Серебренников. Народнический журнал издание редакции журнала Работник и бывших членов кружка чайковцев...Российская государственность в терминах. IX – начало XX века
  52. общинаОБЩИНА ОБЩИНА в самом общем значении всякое объединение людей связанных общими интересами земляческое этнич. конфессиональное и т. д. В спец. историкоэтногр. значении с...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  53. общинав широком значении самые различные социальные и производственные объединения городские коммуны землячества религиозные сообщества и т. п. основанные на принципах самоупра...Русская философия
  54. общинаобщина ыСинонимы аймак артель ассоциация барангай бегетрия братия братство вервь гампонг гернгутеры гой громада группа деса джамаат дусун задруга землячество кагал клан к...Русский орфографический словарь
  55. общинаЖ . tar. icma крестьянские общины kndli icmalar . cmiyyt tkilat религиозная община dini cmiyyt tkilat....Русско-азербайджанский словарь
  56. общинаобщина ж.icommunity commune...Русско-английский словарь
  57. общинаобщина ж. community commune....Русско-английский словарь II
  58. общинаf. аймак артель ассоциация барангай бегетрия братия братство вервь гампонг гернгутеры гой громада группа деса джамаат дусун задруга землячество кагал клан коммуна консорц...Русско-английский словарь математических терминов
  59. общинаcommune ист.u community...Русско-английский словарь политической терминологии
  60. общинагородская common community residential parish...Русско-английский строительный словарь
  61. общинаcommunity аймак артель ассоциация барангай бегетрия братия братство вервь гампонг гернгутеры гой громада группа деса джамаат дусун задруга землячество кагал клан коммуна ...Русско-английский технический словарь
  62. общинаcommune community...Русско-английский экономический словарь
  63. общинаN...Русско-армянский словарь
  64. общинаЖен. абшчына суполка таварыства религиозная община рэлгйная суполка рэлгйнае таварыства...Русско-белорусский словарь
  65. общинажен.i ист.i абшчына жен.i уст.i суполка жен. таварыства ср.iрелигиозная община рэлгйная суполка рэлгйнае таварыства...Русско-белорусский словарь II
  66. общинао [ ] аймак артель ассоциация барангай бегетрия братия братство вервь гампонг гернгутеры гой громада группа деса джамаат дусун задруга землячество кагал клан комму...Русско-ивритский словарь
  67. общинаcomuna comunidad...Русско-испанский экономический словарь
  68. общинаcomunidad corregimiento...Русско-испанский юридический словарь
  69. общинаcomunit...Русско-итальянский юридический словарь
  70. общинаж. ист. ауым городская община алалы ауым. рел. ауым религиозная община дни ауым...Русско-казахский словарь
  71. общинаауым...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  72. общинаауым...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  73. общинаауым...Русско-казахский терминологический словарь «Пищевая промышленность и бытовое обслуживание»
  74. общинаауым...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  75. общинаж. . ист. община бир территориянын калкынын зн з башкаруучу уюму городская община шаардык община сельская община селолук община . рел. коом религиозная община диний коом....Русско-киргизский словарь
  76. общинаgngsh сельскаяem cnshСинонимы аймак артель ассоциация барангай бегетрия братия братство вервь гампонг гернгутеры гой громада группа деса джамаат дусун задруга землячеств...Русско-китайский словарь
  77. общинаCemaat...Русско-крымскотатарский словарь
  78. общинаджемаат...Русско-крымскотатарский словарь II
  79. общинаkopiena...Русско-латышский словарь
  80. общинаНэгдэл нийтлэг чанар штлэг харилцаа...Русско-монгольский словарь
  81. общинаGemeinde Gemeinwesen Kommune...Русско-немецкий экономический словарь
  82. общинаGemeinde...Русско-немецкий юридический словарь
  83. общинаDorpsgemeenschap...Русско-нидерландский словарь
  84. общинаобщинаж ист. ....Русско-новогреческий словарь
  85. общинажcomunidade f аймак артель ассоциация барангай бегетрия братия братство вервь гампонг гернгутеры гой громада группа деса джамаат дусун задруга землячество кагал клан комм...Русско-португальский словарь
  86. общинаОбщинаusharika ед.em ushirika ед.община выходцев из Индии badala baharani общинный строй umajumui ед....Русско-суахили словарь
  87. общинажtopluluk komn cemaat рел.первобытная община ilkel komn аймак артель ассоциация барангай бегетрия братия братство вервь гампонг гернгутеры гой громада группа деса джамаа...Русско-турецкий словарь
  88. общинаkomunita obec pospolitost shoda spoleenstv...Русско-чешский словарь
  89. общинаsamfund.strong samfund...Русско-шведский словарь
  90. общинаKommun samfund...Русско-шведский словарь II
  91. община.strong kari.strong kogukond parv pere selts hing...Русско-эстонский словарь
  92. общинаобщина мн.em общины общин родовая община русская крестьянская община религиозная община ноem палата общинСинонимы аймак артель ассоциация барангай бегетрия братия братств...Русское словесное ударение
  93. общинаобщественнопроизводственное объединение крестьян на началах самоуправления самоорганизации взаимопомощи и совместного владения землей. Слово община позднего происхождения...Святая Русь - энциклопедический словарь
  94. общинаформа экономического объединения людей отличающаяся общим владением средствами производства.Словарь бизнестерминов.Академик.ру аймак артель ассоциация барангай бегетрия б...Словарь бизнес терминов
  95. общинаформа объединения людей свойственная в основном первобытнообщинному строю. Характеризуется общим владением средств производства полным или частичным самоуправлением. Изве...Словарь исторических терминов
  96. общинаобщина см. общество...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  97. общинаыem ж.i.Общее владение.Тертулиан посмfontвается ничим же у нас рече раздfontляются токмо женами в том общины не терпим. Бароний . Простыи обыватели получают себfont паки ...Словарь русского языка XVIII в
  98. общинаобщинаСм. общество....Словарь синонимов II
  99. общинаобщина См. общество. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. община общество общность коммуна фаланга организац...Словарь синонимов II
  100. общинаобщина общество общность коммуна фаланга организация клан союз кагал консорция бегетрия септ товарищество ассоциация группа вервь приход сообщество синагога задруга монас...Словарь синонимов
  101. общинаIstrong A сущu см. _Приложение IIформа объединения людей свойственная главным образом первобытнообщинному строю замкнутая сословная единица в России до г. религиозная з...Словарь ударений русского языка
  102. общинаОБЩИНА традиционная форма социальной организации. Первобытная родовая О. характеризуется коллективным трудом и потреблением более поздняя форма соседская территориальн...Словарь юридических терминов
  103. община. Форма соцально органзац яка виникла на основ родинних звязкв характеризуться спльним володнням засобами виробництва повним або частковим самоуправлнням. Розрзняють общ...Словник із соціальної роботи
  104. общинабар. у. громада пк ОБЩИННИЙ бар. громадський п. ф. менника громад ....Словник синонімів Караванського
  105. общинаI. ГРОМАДАstrong ст. поземельне селянське обднання в Укран та Блорус збори членв такого обднання ОБЩИНАstrong МИРstrong КОПАstrong КУПАstrong до XV ст. ДВОРИЩЕstrong ПЕЧИ...Словник синонімів української мови
  106. общи́наОБЩИНА и ж. . ст. Форма виробничого громадського обднання людей у докласовому як пережиток у класовому суспльств що характеризуться спльною власнстю на засоби виробницт...Словник української мови в 11 томах
  107. общинаОБЩИНА и ж. ст. Форма виробничого громадського обднання людей у докласовому як пережиток у класовому суспльств що характеризуться спльною власнстю на засоби виробництва...Словник української мови у 20 томах
  108. общинадив. богослужння загальне...Словник церковно-обрядової термінології
  109. общинаКолгосп...Словник чужослів Павло Штепа
  110. "община"журнал революц. народников изд. в Женеве с января по декабрь . Вышло номеров три номера двойные. Журн. редактировали Д. А. Клеменц П. Б. Аксельрод Н. И. Жуковский З. К....Советская историческая энциклопедия
  111. общинахарактерный для докапиталистич. общественноэкономич. формаций естественно возникший социальный коллектив непосредственных с.х. производителей в собственности или во владе...Советская историческая энциклопедия
  112. общинапервичная форма социальной организации возникшая на основе природных кровнородств. связей. В процессе образования классового общества и госва первобытная кровнородств. О....Советский философский словарь
  113. общинанаименование различных социальных коллективов основанных на общем владении всеми или основными напр. землей средствами производства. О. является повсеместным институтом и...Советский юридический словарь
  114. общинаОБЩИНА форма социальной организации. Первобытная родовая община характеризуется общим владением средствами производства коллективным трудом и потреблением более поздняя ф...Современная энциклопедия
  115. общинаодна из исторических форм экономического объединения группы людей характеризуемая общим владением средствами производства полным или частичным самоуправлением....Современный экономический словарь. 2-е изд
  116. общинаОБЩИНА народнический журнал Лондон номер. Редакторы С. Г. Нечаев В. И. Серебренников. Народнический журнал издание редакции Работника и бывших членов кружка чайковцев...Современный энциклопедический словарь
  117. общинаОБЩИНА форма социальной организации. Первобытная родовая община характеризуется коллективным трудом и потреблением более поздняя форма соседская территориальная сельская...Современный энциклопедический словарь
  118. общинаавтономная социальная подструктура объединенная общей деятельностью. По форме деятельности различают первобытные конфессиональные национальные и коммунальные городские об...Социальное Государство. Краткий словарь-справочник
  119. общинаестественная форма существования людей связанных органическими узами регулируется традицией. Противостоит обществу в котором вместо органических связей главенствуют норма...Социологический глоссарий к книге «Народы мира в зеркале геополитики»
  120. общинаCOMMUNITY Один из наиболее расплывчатых социологических терминов по сути до сегодняшнего дня он так и не обрел точного значения. По меньшей мере он обозначает совокупнос...Социологический словарь
  121. общинаобъединения нескольких групп людей связанных взаимными браками кооперацией труда и общей территорией....Социология (в 3-х томах) - словарь по книге
  122. общинау Ф. Тенниса тип социальной организации противоположный обществу характеризующийся господством органических связей. Форма социальной организации основанная на общем владе...Социология права. Словарь специальных терминов
  123. общинапервичная форма социальной организации возникшая на основе родовых связей и характеризуемая неопосредованным типом социальных отношений....Социология. Учебник для вузов - глоссарий к книге
  124. общинаОБЩИНА ы и ОБЩИНА ы ж. . община. При первобытнообщинном строеформа организации общества характеризующаяся коллективным владениемсредствами производства совместным ведение...Толковый словарь Ожегова
  125. общинаОБЩИНА общины ж. книжн. . Самоуправляющаяся организация жителей какойн. территориальной единицы селения города право. Средневековые городские общины коммуны. Клан община...Толковый словарь русского языка II
  126. общинаобщина община ы и ОБЩИНА ы ж. . При первобытнообщинном строе форма организации общества характеризующаяся коллективным владением средствами производства совместным ведени...Толковый словарь русского языка II
  127. общинаОБЩИНА ы ж. . община. При первобытнообщинном строе форма организации общества характеризующаяся коллективным владением средствами производства совместным ведением хозяйст...Толковый словарь русского языка
  128. общинаи ж. ст. Форма виробничого громадського обднання людей у докласовому як пережиток у класовому суспльств що характеризуться спльною власнстю на засоби виробництва повн...Толковый словарь украинского языка
  129. общинаУдарение в слове общинаУдарение падает на буквы оиБезударные гласные в слове община...Ударение и правописание
  130. общинадив. тж.em громада community communeрелгйна община religious communityхристиянська община Christian community...Українсько-англійський словник
  131. общинаграмадзянства...Українсько-білоруський словник II
  132. общинаГрамадзянства...Українсько-білоруський словник II
  133. общинаграмадзянства...Українсько-білоруський словник
  134. община...Українсько-грузинський словник (Георгій Чавчанідзе)
  135. общинаFllesskab...Українсько-датський словник
  136. общинаem...Українсько-китайський словник
  137. общинаFellesskap...Українсько-норвезький словник
  138. община[obszczyna]...Українсько-польський словник
  139. общинаист. община...Українсько-російський словник
  140. общинаGemenskap...Українсько-шведський словник
  141. общинаRzeczownik община f wsplnota f stowarzyszenie n...Универсальный русско-польский словарь
  142. общинаСльська громада в Рос вдзначалася спльним використанням лук лсв спльним подлом орниx рунтв аграрна рeформа П.А. Столипна уможливила сeлянам виxд з о....Універсальний словник-енциклопедія
  143. общинасльська громада в Рос вдзначалася спльним використанням лук лсв спльним подлом орниx рунтв аграрна рeформа П.А. Столипна уможливила сeлянам виxд з о....УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  144. общинаОБЩИНА первичная форма социальной организации возникшая на основе природных кровнородств. связей. В процессе образования классового общества и государства первобытная кро...Философская энциклопедия
  145. общинаосн. экономическая ячейка первобытнообщинного строя представлявшая собой замкнутое образование покоившееся на общественной собственности на средства производства на колле...Философский энциклопедический словарь
  146. общинаобщина общины общины общин общине общинам общину общины общиной общиною общинами общине общинах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы а...Формы слова
  147. общинапервичная форма социальнотерриториальной организации людей возникшая на основе родственных связей. В отличие от родаi община не экзогамна а часто бывает эндогамной как пр...Экология человека. Понятийно-терминологический словарь
  148. общинаодна из древнейших форм социальной организации общества. Первобытная родовая О. характеризуется коллективным трупом и потреблением более поздняя форма соседская территори...Экономика и право
  149. общинаОБЩИНА одна из исторических форм экономического объединения группы людей характеризуемая общим владением средствами производства полным или частичным самоуправлением. Рай...Экономический словарь
  150. общинаОбщина Ион Аон Био Боа Бон Наиб Наб...Электронный словарь анаграмм русского языка
  151. "община"ОБЩИНА народнический журнал Лондон номер. Редакторы С. Г. Нечаев В. И. Серебренников. Народнический журнал издание редакции Работника и бывших членов кружка чайковцев...Энциклопедический словарь естествознания
  152. общинаОБЩИНА форма социальной организации. Первобытная родовая община характеризуется коллективным трудом и потреблением более поздняя форма соседская территориальная сельска...Энциклопедический словарь естествознания
  153. общинамуниципальное образование состоящее из одного реже из нескольких населенных пунктов. Население О. считается единым территориальным коллективом который владеет муниципаль...Энциклопедический словарь конституционного права
  154. общинасм. Поземельная община....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  155. общинаодна из древнейших форм социальной организации общества. Первобытная родовая О. характеризуется коллективным трупом и потреблением более поздняя форма соседская территор...Энциклопедический словарь экономики и права
  156. общинаформа социальной организации. Первобытная родовая О. характеризуется коллективным трудом и потреблением более поздняя форма соседская территориальная сельская О. сочетает...Энциклопедия История отечества
  157. общинанароднический журнал Лондон номер. Редакторы С. Г. Нечаев В. И. Серебренников. Народнический журнал издание редакции журнала Работник и бывших членов кружка чайковцев...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  158. общинаОбщество В частном случае собрание людей для молитвы и богослужения не менее десяти евреев старше тринадцати лет. Хазал требовали крепкого единения в еврейской О. и Гиле...Энциклопедия иудаизма
  159. общинаангл. communecommunity нем. Gemeinschaft. . Форма соц. организации возникшая на основе родственных связей характеризующаяся общим владением средствами производства полным...Энциклопедия социологии
  160. общинаформа социальной организации. Первобытная родовая О. характеризуется коллективным трудом и потреблением более поздняя форма соседская территориальная сельская сочетает ...Энциклопедия юриста
  161. общинав научной литературе обобщенное наименование административнотерриториальных единиц низового уровня. Этот термин может также непосредственно фиксироваться в конституционно...Юридическая энциклопедия