Российский гуманитарный энциклопедический словарь

ЯКОВЛЕВ АЛ. СЕМ

(1773-1817) - драм. актер. Выходец из купеч. семьи, специального образования не имел, к профессион. выступлениям готовился под рук-вом И. А. Дмитревского. Дебютировал в 1794 ролями Оскольда ("Семира") и Синава ("Синав и Трувор") в пьесах А. П. Сумарокова, Доранта ("Ревнивый, из заблуждения выведенный" Ж. Камнистрона). Прекрасные внешние данные, великолепный голос и мощный темперамент сделали Я. первым актером петерб. т-ра. Играя в классицист. трагедии, Я. вносит в устоявшиеся сценич. каноны страстность и чувственность: Магомет ("Магомет"), Танкред ("Танкред" Вольтера), Агамемнон ("Ифигения в Авлиде"), Иодай ("Гофолия" Ж. Расина), Ярб ("Дидона" Я. Б. Княжнина), Димитрий ("Димитрий Самозванец" Сумарокова). Эти качества во многом определяли удачу актера в мелодрам. ролях: Фриц ("Сын любви"), Мейнау ("Ненависть к людям и раскаяние" А. Коцебу), Лиодор ("Лиза, или Торжество благодарности" Н. И. Ильина), Эраст ("Лиза, или Следствие гордости и обольщения" В. М. Федорова, по "Бедной Лизе" Н. М. Карамзина). Период наивысшего творч. расцвета Я. связан с драматургией В. А. Озерова: Ярополк ("Ярополк и Олег"), Тезей ("Эдип в Афинах"), Фингал, Димитрий Донской в одноим. трагедиях, Агамемнон ("Поликсена"). Заметное место в творчестве Я. занимали роли в нац.-патриот. драматургии: Пожарский ("Пожарский" М. К. Крюковского) и др. Я. имел успех в переделках шекспировских пьес (Отелло, Гамлет, Лир). Существенной особенностью дарования актера было внесение в характеры героев личностных качеств, собств. переживаний. В процессе актерской деят-ности у Я. установились довольно прочные связи с лит. миром. В круг его знакомых входили С. П. Жихарев, В. М. Федоров, Г. Р. Державин и др. В 1793 Я. опубликовал драму "Отчаянный любовник", декларативную по мыслям, но отличающуюся неподдельным и сильным чувством - черта, характерная для Я. и как поэта-самоучки, и как драматического актера. В своем сатирическом стих. "Наушник, или Разговор живописца с подьячим" (1827) Я. противопоставляет миры художника и чиновничества, грустно отмечая торжество "грубой реальности". На воцарение Павла I Я. откликнулся двумя одами (1797) и одной - на кончину Екатерины П. В одной из них, наряду с традиционно комплиментарным в таких случаях содержанием, проводится идея об отличии подданных перед троном не за счет "титла", но по заслугам (в посм. изд. стих. Я. эта строфа была изменена и мысли придан более общий, нивелирующий характер). Неудачно сложившаяся личная жизнь, увлечение масонством и мистицизмом наложили "отпечаток меланхолии и религ. вдохновения" на его поэзию, в этом смысле характерно его большое произв., ода "Торжество веры" (1810). Писал также мелкие и сатирич. стихи, послания, проникнутые идеями честности, добра, бескорыстного служения Отечеству. Отсутствие сценич. школы, дилетантство Я. как поэта не раз отмечалось в критич. отзывах современников, но при этом неизменно подчеркивались у Я.-актера - "восхитительные порывы гения" (А. С. Пушкин), у Я. поэта - "искренность и непритворность его поэзии".

Соч.: Сочинения Алексея Яковлева, придворного рос. актера. СПб., 1827.

Лит.: Жихарев С. П. Записки современника. М.; Л., 1955.