Российский гуманитарный энциклопедический словарь

ЮТКЕВИЧ СЕР. ИОС.

(1904-85) - реж., худож., теоретик кино. Учился в Гос. высш. реж. мастерских и ВХУТЕМАСе в 1921-23. Как художник оформил вместе с Ф. Эрмлером неск. спектаклей, затем - худ. и реж. агитац.-театр. группы "Синяя блуза". Один из авторов манифеста "Эксцентризм" - теоретич. платформы ФЭКС - Ф-ки эксцентричного актера (1922). В кино с 1924. Первая картина - "Даешь радио!", пародийно-эксцентрич. комедия из жизни беспризорников. В 1928 Ю. снял "Кружева", кинорассказ о жизни комсомольцев кружевной фабрики, в 1929 - "Черный парус", о борьбе с браконьерами. В обоих фильмах реж. пытается сочетать эксцентричность и утонченную стилистику с конкретностью факта и события. В "Златых горах" (1931) внимание к характерам и соц. проблемам сочетается со сложными изобразит.-монтажными решениями. Классикой сов. кино стал ф. "Встречный" (совм. с Эрмлером, 1932), имевший огромный зрительский успех. Новаторскими были сочетание широкого мат-ла и бытовой драмы, непритязательность стиля, подход к характерам. Раб. тема была продолжена в ф. "Шахтеры" (1937). В годы Отеч. войны экспериментирует в обл. нар. комедии, фарса ("Боевой киносборник № 7" и "Новые похождения Швейка", 1943). Важнейшая тема творчества Ю. - образ В. Ленина. Его "Лениниана" началась в 1938 ф. "Человек с ружьем". В роли Ленина (М. Штраух) реальные черты соединялись с легендарными. Затем последовали "Рассказы о Ленине" (1958), "Ленин в Польше" (1966), в к-ром использован прием внутр. монолога, "Ленин в Париже" (1981), где реж. сталкивает прошлое с современностью, сюжет с полит. диспутом. Среди др. ф.: ист.-биогр. ф. "Пржевальский" (1952), "Великий воин Албании Скандербег" (1954); экранизация трагедии Шекспира "Отелло" (1956), ф. "Сюжет для небольшого рассказа" (1969). С 1929 занимался пед. деят-ностью во ВГИКе, автор книг о кино. В 1982 на МКФ в Венеции удостоен приза за вклад в киноиск-во.

Лит.: Долинский М. Связь времен. М., 1963; Мачерет А. Худож. течения в сов. кино. М., 1963; Симанович Гр. Сергей Юткевич. М., 1984.