Российский гуманитарный энциклопедический словарь

УРУСЕВСКИЙ СЕР. ПАВ

(1908-74) - кинооператор и реж., засл. деят. иск-в России (1951). Окончил ВХУТЕИН. В кино с 1935. Был асс. А. Головни. Первый самост. ф. - "Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" (1941). В 1942-43 был фронтовым кинооператором. Первый успех - "Сельская учительница" (1947, реж. М. Донской), снятый лирично, мягко, отмеч. богатством светотональной гаммы, интересным использованием бликов. У. разрешил сложную задачу, с помощью "светового грима" снимая портреты В. Марецкой в роли Вари, к-рая "жила" от 17 до 70 лет. В ф. "Кавалер Золотой Звезды" (1951), "Возвращение Василия Борт-никова" (1950), "Урок жизни" (1955), "Сорок первый" (1956), активно воздействуя с помощью сеток, светофильтров, цветного света на естеств. цвет, У. добивался изысканных колористич. решений.

Триумфом У. стал ф. "Летят журавли" (1957, реж. М. Калатозов). У. первым в мире широко использовал в игровом ф. ручную камеру с короткофокусной оптикой. Камера как бы слилась с оператором, стала "субъективной". У. добился небывалого приобщения зрителей к собств. художнич. видению. Еще шире камера со сверхкороткофокусной оптикой была использована У. в ф. "Неотправленное письмо" (1960), "Я - Куба" (1964) реж. М. Калатозова. У. - представитель операторского кино, где изображение становится гл. средством выражения, подчиняя себе драматургию, актерскую игру и пр. В поел, годы жизни У. снял и поставил ф. "Бег иноходца" (1969), "Пой песню, поэт" (1972).

Среди ф.: "Поединок" (1945), "Синегория" (1946), "Алитет уходит в горы" (1950), "Первый эшелон" (1956, совм. с Ю. Екельчиком).

Лит.: Меркель М. Угол зрения. М., 1980.