Российский гуманитарный энциклопедический словарь

ТЕАТР САНКТПЕТЕРБУРГСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ КОМЕДИИ ИМ. Н. П. АКИМОВА

- образован в 1931 при объединении Ленингр. т-ра сатиры (гл. реж. Д. Гутман) и Т-ра комедии. В 1935 рук-во т-ром принимает Н. Акимов. В 1930-е гг. пользовались большим успехом спектакли: "Собака на сене" и "Валенсианская вдова" Лопе де Вега (1936 и 1939), "Двенадцатая ночь" У. Шекспира (1938), "Школа злословия" Р. Шеридана (1937). Заметное место в репертуаре т-ра занимает заруб. драматургия 20 в. Из сов. авторов определяющим для Акимова было творческое содружество с В. Шкваркиным ("Весенний смотр" - 1937, "Простая девушка" - 1938, "Страшный суд" - 1939) и Е. Шварцем ("Тень" - 1940). Как художник и как реж. Акимов создал на сцене особый фантастич. мир, праздничный, полный света и ярких красок. В годы войны т-р работает до конца 1941 в осажд. Ленинграде, затем эвакуируется сначала в Сочи, позже в Тбилиси и Сталинабад. В 1945 т-р возвращается в Ленинград. В 1949 обвиненного в легковесности репертуара, формализме Акимова снимают с поста гл. реж. (возвращают в 1956). Лучшие спектакли 1960-х гг.: "Пестрые рассказы" Чехова (1960) и "Дело" А. Сухово-Кобылина (1964). Подлинно новаторскими стали оригин. воплощения поэмы Д. Г. Байрона "Дон Жуан" (1963) и эпистолярной драмы Д. Килти "Милый лжец" (1961). В 1967 т-ру присвоено звание академического. В 1968 после смерти Акимова худож. рук. т-ра избран В. Усков, а в 1970 в театр приходит реж. В. Голиков. В 1977 Голикова на посту гл. реж. сменяет П. Фоменко. Наиб. характер ные постановки Фоменко: "Этот милый, старый дом" А. Арбузова (1972), "Старый Новый год" М. Рощина (1974), "Мизантроп" Ж. Б. Мольера (1975), "Теркин-Теркин" А. Твардовского (1980). Спектакли Фоменко отмечены яркой театр. выдумкой, гротескностью, парадоксальностью, музыкальностью реж. мышления. В 1984 гл. реж. назначен Ю. Аксенов. С 1991 т-ром руководит Д. Астрахан.