Российский гуманитарный энциклопедический словарь

ТАРАСОВА АЛЛА КОНСТ.

(1898-1973) - актриса. Образование получила в школе драм. иск-ва, к-рой руководили Н. О. Массалитинов, Н. Г. Александров и Н. А. Подгорный. Дебютировала в 1916 во 2-й студии МХТ ролью Финочки ("Зеленое кольцо" Гиппиус), покорив публику своим обаянием и естественностью. Во время гастролей МХАТ по Европе и Сев. Америке вступила в труппу. Сыграла Офелию ("Гамлет" У. Шекспира), Аню ("Вишневый сад"), Соню ("Дядя Ваня"), Ирину ("Три сестры"), Сашу ("Иванов" А. П. Чехова), Настю ("На дне" М. Горького), Грушеньку ("Братья Карамазовы" по Ф. М. Достоевскому). В работах Т. привлекали эмоциональность, большой сценич. темперамент в сочетании с тщательной психологич. разработкой характера. Ее героини - женщины духовно прекрасные, бескомпромиссные, умеющие глубоко чувствовать. Тонким лиризмом был проникнут в исполнении Т. образ Негиной ("Таланты и поклонники" А. Н. Островского). Актрисе был близок внутренний мир героинь Чехова. В разные годы она сыграла Машу ("Три сестры"), Елену Андреевну ("Дядя Ваня"), Аркадину ("Чайка"), Раневскую ("Вишневый сад"). Одной из лучших ролей Т. была Анна Каренина в инсценировке романа Л. Н. Толстого - мятущаяся, страдающая, не умеющая примиряться с обманом и лицемерием. Актриса подчеркивала цельность натуры Анны, ее нежную любовь к сыну.

Роли: Елена ("Дни Турбиных" М. А. Булгакова), Маша ("Бронепоезд 14-69" В. В. Вишневского), Сюзанна ("Безумный день, или Женитьба Фигаро" П. Бомарше), Дездемона ("Отелло" Шекспира), Параша ("Горячее сердце" Островского), Натали ("Последние дни" Булгакова), Макарова ("Страх" А. Н. Афиногенова).

Т. создала ряд запоминающихся образов в кино: Катерина ("Гроза"), Екатерина ("Петр I"), Кручинина ("Без вины виноватые").