Российский гуманитарный энциклопедический словарь

САМОЙЛОВ ВАС. ВАС.

(1813-87) - драм. актер Александринского т-ра. Сын изв. оперн. певца В. М. Самойлова. Окончил Горный корпус и Лесной ин-т. В 1834 дебютировал на петерб. оперн. сцене, в 1836 переведен в драм. труппу. Пользовался популярностью в водевилях "с переодеванием": "Студент, артист, хорист и аферист" Ф. А. Кони, "Двое за шестерых, или Хочу быть актрисой" П. С. Федорова, "Актер" Н. А. Некрасова. Демонстрируя высоч. уровень иск-ва имитации и трансформации, С. особо выделял национальность персонажа, черты эт-нич. характерности. Прекр. рисовальщик, он восхищал публику своими разнообразными гримами. Заметно отличали С. образованность и общ. культура, несомненно влиявшие на интерпретацию мн. ролей актера в классич. репертуаре. Играя короля Лира, он отказывается от величия и трагед. пафоса, изображая шексп. героя немощным стариком с явными чертами распада личности. Дегероизируя Гамлета, актер подчеркивает его безволие и беспомощность. С. выступал в произв. А. С. Пушкина (Самозванец в "Борисе Годунове" и Семен Вырин в инсц. "Стационного смотрителя"), И. С. Тургенева (Пехтерьев в "Завтраке у предводителя" и Любин в "Провинциалке"), Н. В. Гоголя (Швохнев в "Игроках"), А. Н. Островского (Городулин в "На всякого мудреца довольно простоты" и Любим Торцов в "Бедность не порок"). Дискуссионным стало исполнение С. заглавной роли в "Свадьбе Кречинского" А. В. Сухово-Кобылина. Актер рисовал героя выходцем из Польши, что было воспринято как антипольское шовинистич. выступление. Но И. И. Панаев утверждал, что С. создал действительно существовавший тип авантюриста и игрока, "живое лицо, к-рое напоминает нам кого-то, и это лицо, к-рое мы не раз встречали в моск. и петерб. клубах, с к-рым когда-то были даже знакомы". Сам С. считал актер. иск-во самостоятельным, а драматургию лишь "канвой" для подлин. творца. Поэтому ему особенно удавались роли в незначит. драматургич. произв. (Дорси - "Гувернер" В. А. Дьяченко) и более всего - в истор. драматургии: Кромвель ("Жорж Тревор, защитник бедных" П. Мериса и "Смерть Кромвеля" Э. Раупаха), Ришелье ("Серафима Лафайль" О. Анисе-Буржуа, Г. Лемуана и "Ришелье" Э.-Дж. Бульвер-Литтона), Иоанн ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого). М. Е. Салтыков-Щедрин называл С. "актером всех стран и времен, преимущественно костюмов". Но, помимо виртуозн. мастерства перевоплощения и отточ. внешнего рисунка, С. обладал иск-вом психолог. игры. Он стремился к ист.-социальной точности образов, продуманности выразит. средств, к разработке постановочных приемов. Покинул сцену в 1884.