Российский гуманитарный энциклопедический словарь

ПАВЛОВА АННА ПАВЛ

(1881-1931) - балерина. Окончила Петерб. театр. уч-ще в 1899 (кл. П. Гердта), позднее совершенствовалась у Е. Соколовой, Э. Чеккети, К. Берета. В 1899-1910 артистка Мариинского т-ра, с 1906 - балерина. Среди ее ролей: Наяда ("Наяда и рыбак"), Аспиччия ("Дочь фараона"), Медора ("Корсар"), Пахита ("Пахита"), Никия ("Баядерка"), Аврора ("Спящая красавица"), Китри ("Дон Кихот"), Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"). Первая исполнительница гл. партий в бал. М. Фокина "Павильон Армиды", "Египетские ночи", "Евника", "Шопениана", а также концерт. номера "Лебедь" (на муз. К. Сен-Санса), позже ставшего знаменитым как "Умирающий лебедь". Последние гастроли в России: в 1913 в Мариинском т-ре и в 1914 в моск. саду "Эрмитаж". С 1908 активно гастролировала за рубежом, в 1909 имела большой успех в "Рус. сезонах" С. Дягилева (Париж). В 1910 создает собств. труппу, с к-рой (до 1931) неоднократно объезжает все континенты. Репертуар труппы состоял из сокращ. версий классич. балетов, а также концертных миниатюр и одноактных балетов, поставл. Фокиным, И. Хлюстиным и др. За год П. выступала до 200 раз; ее партнерами в разные годы были М. Мордкин, Л. Новиков, А. Волинин. Легкий, воздушный танец П., красота удлиненных линий ее тела, порывистая одухотворенность и музыкальность, дополненные психол. содержательным артистизмом, вернули в балет. иск-во нашего века, казалось бы, утерянные идеалы романтизма. Для зрителей и критиков сначала России, а затем и всего мира танец П., само ее имя стали легендарными. Во мн. странах ее выступления пробудили новый интерес к классич. балету.