Российский гуманитарный энциклопедический словарь

НАПРАВНИК ЭДУАРД ФРАНЦ.

(1839-1916) - дирижер, композитор, муз. деятель. По национальности чех, муз. образование получил в Праге. В 1861 был приглашен в Россию в качестве капельмейстера в оркестр кн. Н. Б. Юсупова. С 1863 работал в Мариинском театре (1869 - гл. дирижер). Активно участвовал в концертах Рус. муз. об-ва (дирижер, руководитель симфонических концертов, с 1875 - чл. Гл. дирекции и председательствующий директор Петербургского отделения). Руководил придворными концертами.

В качестве оперного дирижера осуществил и возобновил постановки многих русских опер, в т. ч. "Каменного гостя" А. С. Даргомыжского, "Снегурочки" и "Майской ночи" Н. А. Римского-Корсакова, "Пиковой дамы" и "Иоланты" П. И. Чайковского и др. Крупным событием стала постановка тетралогии Р. Вагнера "Кольцо нибелунга" (1900-05). Дирижерское искусство Н. выделялось высоким артистизмом, тщательностью работы с партитурой, точностью жеста. Выступления Н. высоко ценил Чайковский.

Как композитор Н. работал во многих жанрах, ему принадлежат оркестровые и хоровые, камерно-инструментальные и камерно-вокальные произведения, написанные в традициях петербургской муз. школы. Н. - автор нескольких опер, в т. ч. "Нижегородцы" (1868), "Гарольд" (1885), "Франческа да Римини" (1902). Наибольшей известностью пользовалась опера "Дубровский" (по А. С. Пушкину, 1894), стилистически близкая произведениям Чайковского.

Лит.: Вальтер В. Г. Эдуард Францевич Направник. СПб., 1914.