Российский гуманитарный энциклопедический словарь

ДОБУЖИНСКИЙ МСТ. ВАЛЕРИАНОВИЧ

(1875-1957) - живописец, график, театр. художник. В 1885-87 посещал Рисовальную школу Об-ва поощрения художеств. В 1898 окончил юрид. ф-т Петерб. ун-та и продолжил занятия рисунком и живописью сначала в Мюнхене (1899-1901), затем в Петербурге в студии В. В. Матэ. С 1901 - чл. объединения "Мир иск-ва", постоянный участник худ. выставок. Сотрудничает с ж. "Аполлон", "Жар-птица", "Жупел". Художника привлекает "поздний ампир" - стиль "на излете", а потому уязвимый для иронии, утративший ясность и безупречность пропорций, как бы изнутри рождающий самоиронию и самоигру. Позже эти особенности "поэтич. реализма" живописца и графика нашли отражение в его работах для МХТ, особенно в оформлении спектакля "Месяц в деревне" И. Тургенева (1909) и "Тургеневского спектакля" ("Где тонко, там и рвется", "Провинциалка", "Нахлебник"). Всего для МХТ Д. оформил 13 спектаклей - как осуществленных, так и не получивших сценич. воплощения.

Первые работы Д. как художника т-ра "Игра о Робене и Марион" А. де ла Аля (1907), "Франческа да Римини" Г. Д’Аннунцио (1908) связаны со "Старинным театром". Театр. дебют Д. был замечен В. Мейерхольдом, встреча с к-рым произошла в работе над спектаклем "Петрушка" П. Потемкина (т-р "Лукоморье", 1907). В 1914 Д. оформил два балета для "Рус. сезонов" С. Дягилева: "Бабочки" Р. Шумана и "Мидас" А. Штейнберга. Д. много работает в "малых формах" т-ров - кабаре, ночных клубов, одновременно создает эскизы монумент. росписи плафона Казанского вокзала в Москве, преподает в школе Е. Званцевой (1906-10).

После рев-ции преподает в АХ (1918-23) и в худож. техникуме (1923-24, Витебск), сотрудничает со мн. изд-вами, редакциями, т-рами, оформляет первые постановки только что созданного БДТ ("Дантон" Р. Роллана, 1919, "Разбойники" Ф. Шиллера, 1919, "Король Лир" У. Шекспира, 1920), создает серии литографий "Русская провинция", "Петроград в 1921 г.", "Городские сны".

С 1925 в эмиграции. Театрально-декорац. иск-во в эти годы становится для Д. гл. сферой творч. деят-ности. В 1926-29 в Париже сотрудничает с т-ром-кабаре "Летучая мышь". С 1929 живет в Каунасе, преподает в гос. худож. школе и открывает свою собств., становится ведущим художником литов. т-ра, где работает с М. Чеховым ("Ревизор" Н. Гоголя, 1933, пост. М. Чехова). 1935-39 - Англия, работа в разл. т-рах, участие в создании трех кинофильмов, завершение графич. цикла к ром. А. Пушкина "Евгений Онегин". В 1939 Д. по приглашению М. Чехова приезжает в Америку для работы над спектаклем "Бесы" по ром. Ф. Достоевского.

В годы 2-й мир. войны Д. пишет либретто балета на музыку 7-й "Ленинградской" симфонии Д. Шостаковича, оформляет балет "Русский солдат" на музыку С. Прокофьева для киноф. "Поручик Киже", иллюстрирует изд. "Стальной блохи" ("Левша") Н. Лескова и "Слова о полку Игореве". Последние 10 лет жизни "кочует" по Европе, совмещая работу в разл. т-рах с оформлением выставок и интерьеров, с писательской мемуарной деят-ностью.