Российский гуманитарный энциклопедический словарь

ДЕНИСОВ ЭДИСОН ВАС.

(1929-96) - композитор, музыковед. Окончил Томское муз. уч-ще (1950, класс фп.), механико-математич. ф-т Томского унта (1952), Моск. конс. (1956, класс фп. В. С. Белова и курс композиции у В. Я. Шебалина), аспирантуру (1959). С 1960 - педагог Моск. конс. Д. - один из лидеров авангарда. Стилевые черты творчества Д. - рафинированный эстетизм и стремление к этическому началу. Из композиторов европейского авангарда Д. особенно близок к позднему А. Веберну и П. Булезу. В стиле, близком к Булезу (пуантилизм и линейная сонористика), написана кантата "Солнце инков" (1964), принесшая Д. мировую славу. Этапным соч. стали "Плачи" для сопрано, ударных и фп. (1968), воссоздающие древний похоронный обряд, в к-ром Д. объединил распев вокальной партии с пуантилизмом сопровождения. В вокальных и инструментальных ансамблях 60-х гг. Д. экспериментально разрабатывает принцип сонорно-тембровой драматургии: "Канты Катула" (1963), "Итальянские песни" на слова Блока (1964), "Crescendo и diminuendo" для арфы и 12-ти струнных (1965), "Пять историй о господине Кейнаре" на слова Б. Брехта (1966), "Ода" для кларнета, баритона и ударных (1968), "Романтическая музыка" для инструментального ансамбля (1968), "D-S-C-H" для кларнета, тромбона, виолончели и фп. (1969). Роль сонористики еще более возрастает в концертах 70-80-х гг.: виолончельном (1972), фортепианном (1974), флейтовом (1975), скрипичном (1977), для саксофона (1977), для флейты и гобоя (1979), для флейты и виолончели (1982) и для альта (1988). Скрипичному и особенно альтовому концертам присущи черты драматизма, свойственного и романсам ("Листья" на слова С. Танцера, 1978; "Боль и тишина" и "На повороте" на слова О. Мандельштама, 1979; "Пять стихотворений Баратынского"), подготовившим одно из значительных соч. Д. - "Реквием" на тексты поэмы Танцера. Реквием открывает новый период в творчестве Д., связанный с философско-религ. мотивами: Партита для скрипки с оркестром (1981), Камерная симфония (1982), Вариации на тему Й. Гайдна "Tod ist ein Langer Schlaf" для виолончели с оркестром (1982), Вариации на тему хорала Баха "Es ist Genug" для альта и фортепиано (1984) Резюмирующим моментом в творчестве Д явился поворот к православной духовности, нашедший выражение в произв. на стихи Б. Пастернака "Рождественская звезда" (1989), в трех отрывках из Нового Завета для контратенора, двух теноров, баритона, флейты и виолончели (1989) "История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа" на тексты Нового Завета и православной литургии (1994) - это монументальное творение в 7-ми частях.

Д. - автор ряда статей о творчестве соврем. композиторов.

Соч.: Струнные квартеты Белы Бартока // Музыка и современность. М., 1965. Вып. 3; Заметки об оркестровке Д. Шостаковича // Дмитрий Шостакович. Сб. М., 1967; Додекафония и проблемы совр. композиторской техники // Музыка и современность. М., 1969. Вып. 6; Стабильные и мобильные элементы, музыкальные формы и их взаимодействие // Теоретич. проблемы муз. форм и жанров. Сб. ст. М., 1971; Сонатная форма в творчестве С. С. Прокофьева // С. С. Прокофьев. Ст. и материалы. М., 1972; Ударные инструменты в современном оркестре. М., 1982; Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. М., 1986.

Лит.: Холопов Ю. Н., Ценова В. С. Эдисон Денисов. М., 1993.