Российский гуманитарный энциклопедический словарь

ВАРИАЦИИ

ВАРИА́ЦИИ в музыке (от лат. vanatio - изменение) - муз. форма, суть к-рой в изменяемых повторах темы. В инструмент. музыке темой В. обычно является одноголосная песенная мелодия или небольшая пьеса. Тема м. б. оригинальной (сочиненной специально для данных В.) либо заимствованной (из фольклора, из музыки др. автора, из церк. обихода). Изменения темы при повторе могут касаться ее мелодич. структуры, фактуры, лада, тональности, гармонии, соотношения контрапунктирующих голосов, ритма, метра, жанровых признаков, тембра (инструментовки), темпа, регистра и т. д. Следуя друг за другом, В. образуют цикл, к-рый м. б. самостоят. произв., частью многочастного соч. (сонаты, симфонии и др.) или разделом соч. сложной формы (напр., "эпизод нашествия" в 1-й части симфонии № 7 Шостаковича). В. - одна из древнейших муз. форм, существующая в фольклоре всех народов, возникли в импровизац. изменениях осн. мелодии, в куплетных повторах хоровой песни или в процессе повтора танцевальных инструмент. наигрышей. В проф. зап.-европ. музыке форма В. кристаллизуется в 16 в. Одни из осн. типов В. - полифонические В. на неизменный бас (basso ostmato, пассакалья, чакона). Такие В. писали Фрескобальди, Вивальди, Пахельбель, Перселл, Бах, Гендель, Куперен и др. композиторы эпохи барокко. В дальнейшем этот тип В. встречается у Брамса (финал симфонии № 4), у композиторов нововенской школы (Шенберг, Берг, Веберн) неоклассич. направления (Хиндемит, Стравинский), у Танеева (пассакалья из фп. квинтета) и особенно у Шостаковича (2 ч. фп. трио, пассакалья из Первого скрипичного концерта, антракт между 4-й и 5-й картинами оперы "Катерина Измайлова").

Др. тип В. - гомофонные В. В 16-17 вв. их часто сочиняли на темы популярных песен. В музыке венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена) такие В. встречаются и как самостоят. соч., и в составе сонаты, квартета, концерта, реже - симфонии Классические В. наз "строгими" из-за ограничений, соблюдаемых композиторами при варьировании темы (не подлежала варьированию форма и тактовая структура темы, ее гармонич.остов, изменения тональности ограничивались лишь одноименным мажором и минором). Такие В. были также распространенной формой виртуозной импровизации на эстраде, и мн. выдающиеся композиторы-виртуозы блестяще импровизировали В. на заданную тему (Моцарт, Бетховен, Гуммель, Черни, Мендельсон, Вебер, Паганини, Лист, Шопен).

В творчестве композиторов-романтиков 19 в. (Шуман, Мендельсон, Лист, Брамс, Григ и др.) и далее, в 20 в., ограничения при варьировании темы постепенно снимаются (отсюда название "свободные" В.). Возможности контрастных преобразований темы расширяются за счет эволюции самого муз. языка и влияния на В. жанров новой сюиты, симфонич. поэмы, романтич. концерта, балетной музыки. В свободных В. 19-20 вв. нередко возникает стилевой контраст между темой, принадлежащей более ранней муз.-историч. эпохе, и языком самих В., напр. В. Брамса на темы Генделя, Гайдна, В. на тему 24-го каприса Паганини Брамса, Рахманинова ("Рапсодия на тему Паганини"), Лютославского, В. Рахманинова на тему Корелли, В. Регера на тему Моцарта и др.

В рус. музыке кон. 18 - нач. 19 в. имеется множество В. на темы рус. нар. песен (Хандошкин и др.). Среди наиб. ярких произв. этого рода - фп. В. Глинки на тему песни "Среди долины ровныя". Начиная с Глинки в рус. вокальной музыке утвердился тип В. на неизменную мелодию (soprano ostinato) в виде куплетно-вариационной формы ("Персидский хор" и хор "Лель таинственный" из оперы "Руслан и Людмила" Глинки, песня Варлаама из оперы "Борис Годунов" и песня Марфы "Исходила младешенька" из оперы "Хованщина" Мусоргского, романс Чайковского "Я ли в поле да не травушка была"), а также в б. сложном, симфонизир. варианте в "Камаринской" Глинки, в симфонич. картине "В Средней Азии" Бородина, в "эпизоде нашествия" (разработке) 1-й части симфонии № 7 Шостаковича. Мн. из рус. муз. В. пол. 19-20 в. строятся на жанровом контрасте - варьировании темы в характере вальса, мазурки, менуэта, романса и т. п. Таковы В. Чайковского на тему рококо для виолончели с оркестром и финал 3-й сюиты, В. Рахманинова на темы Корелли и Шопена, В. Лядова для фп. на тему Глинки, соч. 35, финал симфонии № 2 Прокофьева, финал сонаты для фп. № 2 Шостаковича и мн. др.

Новый импульс в развитии формы В. в 20 в. дал импровизационный джаз. Б. ч. джазовых импровизаций представляет собой строгие В. с сохранением тактовой и гармонич. структуры темы (стиль бибоп). Крупнейшие мастера-импровизаторы В. в джазе - Л. Армстронг, Б. Эванс, Д. Брубек, О. Питерсон, Э. Фицджеральд, Д. Гиллеспи и др., среди отечеств. - А. Цфасман, Г. Лукьянов, И. Бриль, Л. Чижик, Д. Голощекин, А. Козлов.

Лит.: Протопопов Вл. Вариации в рус. классич. опере. М., 1957; Цуккерман В. А. Анализ муз. произведений. Вариационная форма. М., 1974.

  1. вариацииот лат. variatio изменение музыкальная форма основанная на видоизменениях темы сочиннной композитором или заимствованной им изредка двух и даже трх тем. Отсюда название...Большая Советская энциклопедия II
  2. вариацииот лат. variatio изменение тема с вариациями музыкальноепроизведение в котором тема излагается несколько раз с изменениями вфактуре тональности мелодии гармонии и др. в...Большой энциклопедический словарь II
  3. вариацииВАРИАЦИИ от лат. variatio изменение тема с вариациями музыкальное произведение в котором тема излагается несколько раз с изменениями в фактуре тональности мелодии гармо...Большой Энциклопедический словарь V
  4. вариациикорень ВАРИ суффикс АЦИ окончание И Основа слова ВАРИАЦИВычисленный способ образования слова Суффиксальный ВАРИ АЦИ И Слово Вариации содержит следующие морфемы ил...Морфемный разбор слова по составу
  5. вариацииот лат. variatio изменение разнообразие муз. форма в крой тема иногда две темы и более излагается повторно с изменениями в фактуре ладе тональности гармонии соотношении...Музыкальная энциклопедия
  6. вариацииБыть может вам случалось когданибудь слышать фортепианную балладу Грига. Начинается она с мелодии суровой и скорбной похожей на народную песнюдуму. А потом эта мелодия по...Музыкальный словарь
  7. вариациивариации мн. Музыкальное произведение представляющее собою повторение и разработку основной темы в различных видоизменениях в мелодии ритме и т.п....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  8. вариациимн. летние вариации геомагнитного поля летние вариации космических лучей дневные вариации геомагнитного поля дневные вариации космических лучей адиабатические вариации ап...Русско-английский словарь по физике
  9. вариацииvariaciones вариации апериодические...Русско-испанский автотранспортный словарь
  10. вариацииж. мн. ч. variazioni f pl см. тж вариация апериодические вариации вековые вариации галактические вариации геомагнитные вариации звздные вариации изотопические вариации ...Русско-итальянский политехнический словарь
  11. вариацииВАРИАЦИИ от лат . variatio изменение тема с вариациями музыкальное произведение в котором тема излагается несколько раз с изменениями в фактуре тональности мелодии гармо...Современный энциклопедический словарь
  12. вариациикрупноконтурные комбинации п. близкие к сочетаниям i отличаются от сочетаний слабой контрастностью компонентов....Толковый словарь по почвоведению
  13. вариацииВАРИАЦИИ мн. Музыкальное произведение представляющее собою повторение и разработку основной темы в различных видоизменениях в мелодии ритме и т.п....Толковый словарь русского языка
  14. вариацииВАРИАЦИИодин из приемов композиторской техники а также жанр инструментальной музыки. В вариациях основная музыкальная идея подвергается разработке и изменениям. Произведе...Энциклопедия Кольера II