Российский гуманитарный энциклопедический словарь

АНДЕГРАУНД

АНДЕГРА́УНД, андергра́унд (англ. unerground - подполье) применительно к рус. культуре - это форма последовательного эстетич. и экзистенциального протеста против государственно-бюрократического стиля управления иск-вом и лит-рой. Термин заимствован из худ. практики послевоенной нью-йоркской богемы, где А. возник как оппозиция к "истэблишменту" (система общепринятых ценностей) и массовому коммерческому искусству. С начала 70-х гг. понятие А. проникает в СССР и охватывает все богатство и разнообразие неофициальной нонконформистской, так наз. "второй культуры". Лит. А. сложился как органическое возрождение традиций рус. потаенной словесности в условиях сов. постсталинской реальности. Он тесно связан с практикой самиздата. "Понятие самиздата возникло в начале 1966 г. для обозначения художеств. и публицистич. лит-ры, изготовлявшейся и распространявшейся частным образом в качестве замены официального подцензурного книгоиздательства..." (В. Казак. Энциклопедический словарь русской литературы с 1917 г., London: OPI. 1988, С. 665-666). Начало лит. самиздату было положено журналом "Синтаксис", издававшимся машинописным способом в Москве в 1959 Александром Гинзбургом. Арест Гинзбурга не прекратил процесс изготовления и распространения самиздата. В 1962 в Ленинграде изданы коллективные сборники подпольной поэзии "Антология советской патологии" (сост. Г. Ковалев и В. Соколов) и "Лай" (сост. Е. Пазухин и В. Комаров). В 1966 в Москве издан альманах "Феникс" (ред. Н. Горбаневская). С янв. 1976 по 1981 в Ленинграде издается регулярный религиозно-философский и литературно-художественный журнал "37" (ред. Т. Горичева, В. Кривулин и Л. Рудкевич, вышел 21 номер), а также объемистый ежеквартальник "Часы", который до сих пор не прекратил существования (ред. Б. Иванов и Б. Останин, издано более 90 номеров). В 1980 выпускается журн. "Северная почта" (ред. С. Дедюлин и В. Кривулин, вышло 8 номеров), посвященный исключительно поэзии. С 1981 издается лит.-худ. ж. "Обводный канал" (ред. К. Бутырин и С. Стратановский). Среди других самиздатских журналов, выходивших в 80-е гг., следует отметить "Молчание", "Митродор", "Сумерки", "Сумма", "Московский художественный архив" и др.Общая черта самиздатских авторов - изначальная и эстетич. установка на несотрудничество с официозом. Эскапизм можно рассматривать как базовую эстетич. категорию А. Различаются четыре осн. направления А., соответствующие главным тенденциям цензурных запретов: 1) социально-разоблачительная беллетристика и документалистика; 2) литература с явно выраженным религиозно-философским или спиритуальным мировоззрением; 3) интенсивное развитие традиций русского авангарда, насильственно прерванных и загнанных в подполье в 20-30-е гг., а также проекция новейшего опыта западной модернистской и постмодернистской лит-ры на советскую культурно-бытовую ситуацию; 4) эротич. и смеховая литература с использованием нецензурной лексики. Помимо оригинальных текстов в лит-ре А. широкое распространение получили переводы новейших сочинений по философии, религии, социологии и психоанализу, к-рые по цензурным или идеол. соображениям не могли быть опубликованы в СССР. В развитии А. можно выделить 2 периода. Первый - 50-60-е гг. - характеризовался доминированием "опасной" социально-критической проблематики, заостренными, эпатирующими формами экзистенциального и эстетич. протеста, культом буйных гениев и утонченных эстетов. В это время А. близок к демократич. и диссидентскому движению и представлен такими фигурами, как моск. поэты, близкие к А. Крученых, - С. Красовицкий, В. Хромов, поэт-филолог Л. Чертков, "лионозовцы" Г. Сапгир и И. Холин, а также Г. Айги и Вс. Некрасов, поэты журнала "Феникс" - Н. Горбаневская, В. Делоне, Ю. Галансков и др., поэты группы "Смог" - Л. Губанов, В. Алейников, Ю. Кублановский, Э. Лимонов, ленинградские неофутуристы С. Кондратов, М. Еремин, К. Кузьминский, соцартист В. Уфлянд, неосимволист Р. Мандельштам, "ахматовские сироты" - Анат. Найман, Д. Бобышев, Евг. Рейн, И. Бродский, изысканный А. Волохонский, медитативно-абсурдные лирики круга Л. Аронзона и группы "Хеленукты" - В. Эрль, А. Хвостенко, Ю. Галецкий, Д. Макринов, рижанин И. Бейн. Из андеграундной прозы этого периода необходимо отметить Венедикта Ерофеева, автора классической книги "Москва - Петушки", Юза Алешковского с его романом "Николай Николаевич", мистико-эротические рассказы Ю. Мамлеева и И. Дудинского, повести ленинградцев В. Марамзина, И. Ефимова, новеллы Рида Грачева и С. Довлатова. К литературе А. можно отнести и сатирич. произведения Абрама Терца и Николая Аржака, с той только оговоркой, что они изначально рассчитаны были на публикацию за рубежом, а не на самиздатское бытование. В 70-80-е гг. происходит переоценка идейных и эстетич. ценностей. Стихийный протест сменяется стремлением к упорядочению, анализу, ослабевает социально-критическая линия, усиливается роль мистических и спиритуальных мотивов, обостряется интерес к философии и истории (творчество Е. Шварц, О. Охапкина, В. Кривулина, С. Стратановского, А. Миронова, Е. Игнатовой, Т. Буковской, А. Ожиганова, Б. Куприянова, П. Чейгина, О. Седаковой, Е. Пудовкиной). Развивается медитативно-эзотерическая лирика (А. Драгомощенко, И. Бурихин). С другой стороны, все большее распространение получают смеховые и провокативно-игровые, нарочито демократизованные худ. формы. Моск. концептуалисты - Д. Пригов, Л. Рубинштейн, М. Айзенберг, Т. Кибиров - и их молодые последователи используют "совковый" язык и атрибутику сов. менталитета как нейтрально окрашенный эстетич. материал, позволяющий подвергнуть осмеянию любую идеологию, в том числе и диссидентскую. В рамках А. складывается эстетика поставангардизма, основанная на игре, художественно-провокативных актах и полистилистике. Ее представители - прозаики Н. Климонтович, Вик. Ерофеев, Е. Попов, М. Берг, С. Коровин. С началом перестройки ли-т. А. получает доступ к широкой печати, однако процесс его легализации осложняется принципиальной ориентацией авторов А. на на ничем не ограниченную свободу самовыражения, столь же стесненную в условиях рыночной экономики, как и прежде - в условиях государственно-идеол. контроля.

  1. андеграундм.artes clandestinos de underground...Большой русско-испанский словарь
  2. андеграундандерграунд англ. underground букв. подполье художественные направления в современном искусстве в музыке литературекино изобразительном искусстве и др. Для андерграунда х...Большой энциклопедический словарь II
  3. андеграундАНДЕГРАУНД андерграунд англ. underground букв. подполье художественные направления в современном искусстве в музыке литературе кино изобразительном искусстве и др. Для а...Большой Энциклопедический словарь V
  4. андеграундандерграунд у ч.i Художнй напрям у сучасному мистецтв повязаний з пошуками нових зображувальних засобв для нього характерна вдмова вд загальноприйнятих цнностей норм худо...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  5. андеграундНачальная форма Андеграунд винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  6. андеграундАНДЕГРАУНД андерграунд англ . underground букв. подполье художественные направления в современном искусстве в музыке литературе кино изобразительном искусстве и др. Для а...Новый большой англо-русский словарь II
  7. андеграундк.и. бейресми андеграунд...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  8. андеграундандеграунд иem андерграунд [дэ\]Синонимы андерграунд рокмузыка...Русское словесное ударение
  9. андеграундот англ. underground подполье это понятие возникшее в США и символизирующее подпольную культуру как составную часть так называемой контркультуры противопоставившей себя...Символы, знаки, эмблемы
  10. андеграундандеграунд андерграунд андерграунд рокмузыка...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  11. андеграундАНДЕГРАУНД [англ. underground метрополитен подполье] подпольное нелегальное движение в политике искусстве напр. рокмузыка а. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г. анде...Словарь иностранных слов русского языка
  12. андеграундот англ. underground подземлный подпольный непризнанные чаще всего оппозиционные направления в искусстве культуре. Общая черта литературных произведений принадлежащих к...Словарь литературоведческих терминов
  13. андеграундсм. андерграунд ....Словарь молодёжного слэнга
  14. андеграундандеграунд сущ. колво синонимов андерграунд рокмузыка Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы андерграунд рокмузыка...Словарь синонимов II
  15. андеграундл.н.а. авангардистська богема underground lt англ. underground невизнаний нелегальний. . краще походити по барах та клубах як уподобав празький андеграунд студенти худо...Словник англіцизмів
  16. андеграундАНДЕГРАУНД у ч. Напрям у мистецтв культур який суперечить усталеним традицям нердко мстить протест проти них.Для андеграунду характерн розрив з панвною деологю гноруванн...Словник української мови у 20 томах
  17. андеграундАНДЕГРАУНД андерграунд англ . underground букв. подполье художественные направления в современном искусстве в музыке литературе кино изобразительном искусстве и др. Для а...Современный энциклопедический словарь
  18. андеграундандерграунд у ч. Художнй напрям у сучасному мистецтв повязаний з пошуками нових зображувальних засобв для нього характерна вдмова вд загальноприйнятих цнностей норм худож...Толковый словарь украинского языка
  19. андеграундмист....Українсько-англійський словник
  20. андеграундРада Рагу Рага Нураг Нуда Нуга Нуг Неуд Нерунг Неруда Нер Недуг Недруг Недра Нед Негр Нега Наур Наугад Нард Нанду Нана Нагар Наган Ерунда Ера Едун Еда Дурд Дуранда Дура Д...Электронный словарь анаграмм русского языка