Российская педагогическая энциклопедия

ЧЕХИЯ

(Cechy), Республика Чехия, гос-во в Центр Европе Пл 79 тыс. км2 Нас 10,4 млн чел (1992). Офиц яз -чешский Столица – Прага. Предположительно, еще до 9 в на терр Ч действовали катехизаторские уч-ща Становление шк. дела связано с деятельностью Кирилла и Мефодия в Великоморавской державе, первом гос. объединении слав народов на терр совр. Ч и Словакии В Ч была введена литургия на старослав языке (до кон Ив), создавались и богослужебные рукописные книги С образованием Пражской епископии (973). стали создаваться соборные школы В нач 13 в Ч получила формальную независимость от Священной Рим империи, укреплялось хоз положение городов В 13—14 вв создавались монастырские, а также первые приходские школы В 1348 Карл IV основал в Праге ун-т, вскоре превратившийся в одно из самых известных уч заведений Центр Европы В нем зародилось чеш реформат движение, ставшее народным Реформат общины Чеш братьев создали мн школы с преподаванием на родном яз, перевели Библию (изд в 1488). Кралиц-кая библия (1579—94) образец чеш яз и лит-ры В кон ср. веков действовали неск. типов школ элементарные с преподаванием на родном яз. латинские (под эгидой Пражского ун-та), городские, монастырские и соборные Со 2-й пол 16 в Ч находилась под властью Габсбургов, но в нач 17 в добилась свободы вероисповедания для Чеш братьев, лютеран и др. В нач 17 в в сев -моравских братских школах преподавал Я А Каменский После поражения чеш дворянства в антигабсбургском восстании (1618—20). чеш земли оказались под абс властью Австрии Римско-католич. вероисповедание осталось единств легальным Фор мально нем яз имел равные права с чешским, но фактически преобладал в сфере управления и шк. практике Пражский ун-т перешел в руки иезуитов Реформы в духе проев абсолютизма (2-я пол 18 в). способствовали развитию шк. дела Прежде целиком церковная школа реорганизована в государственную Была введена Саганская система обучения с преемственными нач (тривиальными приходскими, главными и нормальными). школами Лишь в первые 2 г. обучение чехов шло на родном яз Ср. образование давали гимназии, организационно подчиненные шк. комиссиям земель Сохранились и сословные дворянские академии В высш. школе латынь как язык преподавания заменена немецким С 1781 установлена шк. повинность для детей в возрасте 6—12 лет Пр-во поощряло организацию индустриальных школ, распространявшихся в Чехии под рук Ф Киндермана Сеть ср. и высш. уч заведений сокращалась Чеш язык как самостоят.предмет преподавался только в Пражском ун-те Широкий обществ. отклик на Франц революцию 1789 заставил австр пр-во внести изменения в шк. политику По шк. кодексу 1804 (чеш изд 1822). в нач школе возобновлен надзор священников и духовных консисторий 4-й класс главных школ фактически превращен в профессиональный, что затрудняло продолжение образования В 1808 издан гимна-зич кодекс в 6-летнем курсе расширено изучение древних языков и сокращено преподавание естеств. -науч. предметов Установлена высокая плата за обучение С 1816 чеш яз допущен в гимназии как необязат предмет В Праге открыто (1806). чеш сословное техн. уч-ще с нем яз обучения К40-мгг 19 в 5,5 тыс. нар. школ охватывали ев 820 тыс. чел (ев 95% детей соотв возраста). Уровень грамотности всего населения чеш земель составил 60% Нац. характер обучения сохранялся только подвижничеством чеш учителей, по грамотности в 1-й пол 19 в чехи сближались с австр немцами После рев событий в Европе 1848—49 власти провозгласили равноправие нем и чеш языков в нач и ср. школе Гор главные школы реорганизованы в 4-классные на базе их старшей ступени образованы низшие реальные школы В звене ср. образования появились 8-летние гимназии и 6-летние реальные уч-ща Расширено преподавание естеств. -науч. предметов и математики В Праге открыты первые чешские гимназии, реальное уч-ще, неск. главных школ Чеш яз введен как обязат предмет в 5 гос. и 5 като-лич гимназиях В Брно осн. чеш техн. уч-ще Культурно-просветит об-ва Матица чешская (осн. Ф Палацким в 1831, Прага). и Матица моравская (1852, Брно). способствовали распространению нац. лит-ры В 1860 управление школами передано земельным сеймам В условиях автоно-мизации шк. дела охват детей нач обучением достиг 97% По уровню грамотности в поколениях, прошедших школу в 60-х гг, чехи стали опережать австр немцев (по переписи 1890 соответственно 92,6% и 91,3%). По австр шк. закону 1869 возраст обязат обучения установлен с 6 до 14 лет Основным стал 5-летний курс, нач обучение продолжалось в 6—8 классах сел коммунальных школ (созданы вместо тривиальных). или в 3-летних городских (мещанских). училищах (вместо низших реальных школ). Продлен курс реальных уч-щ (7 лет). Программы, уч планы и учебники утверждались Мин-вом просвещения в Вене Язык обучения в конкретной школе определяли земельные шк. советы Расходы по содержанию школ несли гл. обр. местные власти В кон 19 в появились чеш жен гимназии и лицеи В 1873 ун-ты получили автономию Во 2-й пол 19 в неск. средним проф. уч заведениям придан статус высших, началось обособление чеш и нем вузов из ранее двуязычных В 1882 разделен Пражский ун-т, в 1889 создана чеш Высшая техн. школа в Брно В 1910 в чеш землях насчитывалось 8,7 тыс. коммунальных школ, ев 870 гор уч-щ (всего ев 1,7 млн уч-ся). Из-за нехватки учителей ев 220 тыс. чел учились по сокращенным программам Грамотность населения составляла ев 96%. В Чехосл республике (созд в окт 1918). наиб. важными организац -пед. задачами для чеш земель (с 3/4 населения нового гос-ва). были перестройка нац. структуры шк. сети, развитие проф. и высшего образования, в т.ч. педагогического В 1919 в соответствии со спец. законом в районах, где чехи составляли меньшинство среди нем и др. населения, организовано ев 450 чеш коммунальных школ, НО гор уч-щ, находившихся в ведении гос-ва Управление сетью нач школ осуществлялось на 4 уровнях гос. (Мин-во школ и нар. просвещения), земельном, районном и муниципальном Малый шк. закон 1922 установил длительность обязат обучения в 8 лет Шк. плата не отменялась В гос. систему помимо школ и вузов включены мате ринские школы (дет. сады, существовали в Ч с 30 х гг 19 в). Сохранялись мещанские, частные и церк. школы Основой системы образования осталась коммунальная школа с традиц. предметами (чтение, письмо, родной яз, арифметика, естествознание с началами физики и химии, история, география, пение, физкультура). и новыми (гражд воспитание и ручной труд). Закон Божий оставался обязательным, если родители учащегося не заявляли письменно об отказе от уроков по этому предмету После 5 класса учащиеся гор уч-щ продолжали обучение по расширенным программам (родной яз и лит-ра, история, математика, иностр. яз и др.), близким к уровню неполного ср. образования Программы нач школ обновлены в 1932—33 В 1935 закон об уездных уч-щах предоставил группам сел право организовывать уч заведения по типу городских, но задачи единой школы не ставились В сер. 30-х гг работали ев 10 тыс. коммунальных школ (ев 1 млн уч-ся), 1,7 тыс. гор уч-щ (ев 370 тыс. уч-ся). В чеш областях насчитывалось ев 230 ср. общеобразоват. уч заведений (ев 100 тыс. уч-ся), ев 60% среди них вновь созданные реальные гимназии Доля выпускников школ, поступивших в гимназии и реальные уч-ща, ок 10%, лишь ок 40% их учащихся полу чали законченное ср. образование От крылись ун-т (1918). и вет ин-т в Брно, торг -экон, с -х и др. ин-ты в Праге. В марте 1939 Чехия и Моравия оккупированы фаш Германией На терр т.н. протектората нач школы реорганизованы по герм образцу Вузы и больший ство ср. уч заведений закрыты После освобождения Чехословакии (1945). пр-во Нац. фронта провозгласило курс на демократизацию системы образования, расширение подготовки специалистов ср. и высш. квалификации В 19451946 восстановлена шк. сеть В Чехосл нар. республике (1948—60). установлено 9-летнее обязат обучение (возраст 6—15 лет). с 2 ступенями для 6—11 и для 11—15 лет, с едиными для города и села программами и принципами организации школ На основе курса обязат обучения работали полные ср. школы (гимназии, 4 г), низшие и ср. проф. школы В систему входили учреждения дошк. воспитания (необязательные). и действовавшие на базе гимназич или ср. проф. образования вузы Законом 1953 создана единая школа с 11-летним курсом При этом срок обязат обучения сокращен до 8 лет, а продолжительность полного ср. образования до 11 лет Провозглашена обязательность высш. образования для учителей. В Чехосл социалистич республике (1960—89, с 1968 федерация Ч и Словакии). срок обязат обучения вновь продлен до 9 лет В ср. школе стало внедряться профилирование уч планов по физ. -матем. и хим -биол. уклонам, позже по более широким естеств. -науч. и гуманитарному Предусматривалось изучение предметов, обязательных по выбору и факультативных Осн.задачей гимназий (с 1973 4 г.). считалась подготовка к поступлению в вузы Программы, предусматривавшие достаточно высокие требования к школьникам, в т.ч. в политич знаниях, односторонняя ориентация шк. образования на потребности экономики, невнимание к индивид интересам учащихся вызывали критику учительства и общественности. В 60—70-х гг сложилась система нач и ср. проф. уч заведений Закон 1984 ввел 10-летнее обязат обучение Основной стала 8-летняя школа с 2 последоват 4-летними ступенями, продолжение общего образования было возможно в ср. школах (2 или 3 г. обучения), 4-летних ср. уч-щах или в гимназиях Поступление учащегося в разл типы ср. уч заведений часто зависело не от личных мотивов, а от адм решений, диктовавшихся централизованным планированием контингентов учащихся на разл направлениях образования Молодежь выбирала путь раннего приобретения проф. подготовки, покидала не только ср. общеобразоват. уч заведения, но и обязат школу В кон 1989 начаты реформы в сфере образования По шк. закону 1990 обязат обучение вновь стало 9-летним, продлена до 5 лет первая ступень основной школы Уже на этой ступени обучение может дифференцироваться с учетом индивид склонностей и интересов учащихся Децентрализовано управление образованием Отменены обязательные для ср. и проф. уч заведений 50—80-х гг занятия по марксизму-ленинизму и рус языку. Современная система образования Ч включает учреждения дошк. воспитания, основные школы, гимназии, проф. училища и ср. спец. школы, вузы После 1990 образо-ват учреждения получили значит. самостоятельность в вопросах внутр. управления, учителя обладают правом выбора в построении уч курса, использовании учебников Появились негосударств уч. заведения Руководство системой уч заведений осуществляет мин-во образования, по делам молодежи и спорта Часть проф. уч заведений входит в системы отраслевых гос. ведомств. Дошкольное воспитание осуществляется в дет. садах (возраст детей 3—6 лет), к-рые работают как воспитат. учреждения полного и неполного дня или недельные В 1994 действовали ев 6,6 тыс. дет. садов (ев 330 тыс. воспитанников), из них 180 принадлежали предприятиям, ев 40 частным лицам, 16 церк. орг-циям В системе мин-ва здравоохранения действует немногочисл. ясли для детей младше 3 лет. Общее образование обеспечивают гл. обр. основные девятилетние школы и гимназии Основная школа делится на 2 ступени На первой (1—5 классы). преподаются родной яз и литра, математика, природоведение, краеведение, физич. и муз. воспитание, организуются творч занятия, в т.ч. ручным трудом Вторая ступень ставит цели углубления общего образования с учетом индивид склонностей учащихся Обязат предметами считаются родной яз и литра, иностр. яз, история, обществозна-ние, география, математика, естествознание, физика, химия, творч занятия и др. Учащийся может включить в курс предметы, обязательные по выбору (напр., иностр. яз, основы техники, физ. -матем. практика), а также отд факультативные и кружковые занятия С 1993 ряд школ начал работу по эксперимент уч плану, предложенному мин-вом Учащиеся зачисляются в такие школы по желанию родителей В 1994 насчитывалось ев 4 тыс. гос. основных школ, 25 частных, 13 церковных (всего ев 1 млн уч-ся). Гимназии полные ср. уч заведения, они ориентированы на продолжение учащимися образования в высшей школе С 1990/91 уч г. гимназии дифференцировались 4-летняя гимназия опирается на курс 8—9 лет обучения в основной школе Появились 6-летние и 8-летние гимназии, в к-рые принимаются дети после 1-й ступени основной школы Уч предметы гимназич курса углубляют знания и навыки, полученные в основной школе, значит. разнообразием отличаются программы вновь созданных негосударств гимназий Выпускники сдают 4 экзамена, вт ч 2 по обязательным родному яз и литературе и иностр. яз Содержание, формы обучения, стандарты гимназич образования в сер. 90-х гг оставались предметом дискуссии в чеш обществе В 1994 насчитывалось ев 270 гимназий (ок 120 тыс. уч-ся), среди них негосударственных 14%. Профессиональное образование дают нач и средние проф. училища и ср. спец. школы Начальные работают гл. обр. при предприятиях, в них можно поступить после 8 лет обучения в основной школе С нач 90-х гг создаются также центры проф. подготовки (в 1993 ев 500, ев 38 тыс. уч-ся). Ср. проф. училища работают на базе полного курса основной школы На обуче ние массовым профессиям (3 г.). прием без экзаменов, в 4-летние училища принимаются сдавшие выпускные экзамены за курс основной школы и выдержавшие вступит экзамены Ср. спец. школы предполагают продолжение учащимися общего образования в отраслевых вузах в 2—3-летних школах выпускники основных школ совмещают проф. подготовку и получение общего ср. образования, в 4-летние школы принимаются обладатели аттестата зрелости В 1994 насчитывалось ев 720 проф. училищ (250 тыс. уч-ся). и 820 ср. спец. школ (206 тыс. уч-ся). Доля негосударств проф. уч заведений ев 18% Высшее образование С нач 90-х гг введена многоуровневая система подготовки специалистов в вузах (срок 4—6 лет). 3-летний курс рассматривается как ступень практич. ориентации в профессии (бакалавриат). Окончившие 5-летний курс на ф-тах обществ. наук получают квалификац звание магистра, экон и техн. наук инженера, медицинских (6 лет) звание дера медицины Предусмотрено и последипломное науч. образование и защита диссертации на ученую степень доктора В системе ранее существовавших вузов и ф-тов с достаточно жесткой специализацией постепенно появляются разл формы широко-профильной подготовки специалистов В 1994 действовали 23 вуза (105 ф-тов), в к-рых учились ев 100 тыс. студентов Более половины высших уч заведений ун-ты и вузы университетского статуса Крупнейшие вузы Карлов ун-т в Праге (в 1994 16 ф-тов, ок 30 тыс. студентов), Высшее техн. училище в Праге (многократно реорганизовывалось, в т.ч. в 1960, 6 ф-тов, 15 тыс. студентов), ун-т им Т Масарика в Брно (осн. в 1919, 6 ф-тов, ев 10 тыс. студентов), Высшее техн. училище в Брно (8 ф-тов, ев 10 тыс. студентов), Высшая экон школа в Праге (1953, 5 ф-тов, 7 тыс. студентов). Образование взрослых организуется, как правило, на базе общеобразоват. и проф. уч заведений В 1993 только в школах ев 580 групп с 12 тыс. уч-ся, в гимназиях ев 40 групп с 800 уч-ся. Педагогическое образование Подготовка учителей основных школ осуществляется на 4-летних пед. ф-тах (самостоят.уч заведениях), имеющихся во мн городах Ч Учителей-предметников для гимназий готовят в унтах, на ф-тах по соответствующим отраслям наук, а также на педагогических Преподавателей системы проф. подготовки и для проф. уч заведений готовят в техн. и др. отраслевых вузах. Педагогическая наука и науч. учреждения Одним из первых чеш пед. сочинений на лат яз считается «Совет отца сыну » Смила Флешки из Пар-дубиц (14 в). С Пражским ун-том связаны труды деятелей реформации в Чехии Яна Гуса, переводчика Библии и создателя чеш орфографии, автора «Дочурки» и др. лит произведений в дидак-тич жанре, Иеронима Пражского, Томаша Штитни, одного из зачинателей чеш философии, уделявшего особое внимание этич сторонам воспитания, Яна Милича из Кромержижа, радикального критика офиц схоластики, и др. Гуситские проповеди и песнопения оказывали влияние на нар. культуру в течение неск. веков В реформат общинах Чеш братьев (сер 15—17 вв). составлены ориг. буквари и др. учебники, издана (16 в). грамматика Яна Благосла-ва Рационализм европ науки 17 в и гуманизм органично объединились в творчестве и пед. практике Коменского. В кон 18 в осн.Чеш науч. об-во в Праге (1784). и кафедра чеш яз в Пражском ун-те_ Филологич. и ист труды «бу-дителей» И Добровского, Ф M Пель-цля и др, худож. произведения чеш поэтов и писателей сделали возможным шк. образование чеш учащихся с учетом нац. культурных традиций С 1800 И Юнгман в Литомержице начал обучение гимназистов на чеш яз В 1-й пол 19 в появились труды по дошк. воспитанию (Я В Свобода и др.). В сер. 19 в К С Амерлинг выступил теоретиком реального образования в Ч и инициировал исследования по мн отраслям пед. наук. Во 2-й пол 19 в наиб. распространение в Ч получило гербартианство Г А Линднер, О Гостинский (основатель чеш школы эстетики, предложивший целостную систему творч развития и воспитания молодежи), M Тырш (автор развернутой теории морального и физич. здоровья народа, на основе к-рой строилась практич. методика гимнастич занятий). и др. С критикой гербартианства выступил Я Улехла, сторонник нового воспитания, пропагандист пед. взглядов Л H Толстого. В кон. 19 в пед. науки развивались под влиянием концепций Т Масарика (с 1918 первый през Чехосл республики), в своих трудах по философии и этике он намечал перспективы решения обществ. проблем через обновление нравств. ценностей человека Последователем Масарика был Ф Дртина, изучавший проблемы филос. обоснования пед. теории («Идеалы воспитания», 1900). Влияние Гостинского и Масарика в нач 20 в испытал 3 Неедлы, один из рук демо-кратич движения учителей 20-—30-х гг, в 1939 вступивший в ряды КПЧ Труды Я Крейчи «Позитивизм и воспитание» (1906). и «Психология» (6 тт, 1902—26). способствовали распространению в Ч эксперимент педагогики Ф Чада начал исследования в русле педологии Получила развитие чеш пед. периодика, в к-рой выделялся журн «Педагогицке розгледи» (1906—14, ред Дртина). На реформу школы (фактически затронувшую в 20—30-х гг лишь часть уч заведений). ориентировались фундамент ист. пед. исследования О Каднера и психол -пед. труды В Пшиходы, О Хлупа и Я Угера Проблемы социологии детства и социальной педаюгики начал разрабатывать А Блага Под ред. Хлупа, Угера и Я Кубалека опубл Пед. энциклопедия в 3 тт (1938—40). После 1945 значит. ельно расширилась база пед. исследований Организован Пед. НИИ в Праге В 1954 при Чехосл АН создан Кабинет пед. наук (в 19571993 Ин-т педагогики им Коменского). В 1955 осн.Музей Коменского, в 1958 НИИ проф. образования Науч. работу по педагогике вели мн вузы При АН осн.Чехосл пед. об-во (1963, ныне Чешское). После 1948 офиц поддержку получали концепции, следовавшие в русле догматизированного марксизма и абсолютизировавшие нек-рые идеи сов учебников педагогики Вместе с тем публикация трудов А С Макаренко, M H Скаткина, Л В Занкова, H А Менчин-ской расширяла теоретич горизонты исследователей С 50-х гг пед. наука развивалась в сотрудничестве чеш и словац ученых Широко издавались труды Неедлы, Хлупа, И Вани (дидактика, история и методология педагогики), Б Куяла (проблемы единой школы), учебники для системы пед. образования «Педагогика» Я Копецкого и др. (1956), «Дидактика» под ред. 3 Пешека (1964). и др. Проблемам пед. психологии посвятил мн труды Пшихода Развернулись работы по теории и практике дошк. воспитания (М Бартушкова), по образованию взрослых (Я Скалка и др.). Значит. развитие получили ист. пед. исследования (И Цах, И Матей, И Шуберт.н. др.). В 70—80-х гг велись исследования по теории общего образования (А Досталь, В Парижка, Я Пруха и др.), психол -пед. проблематике взаимодействия индивида и общества в уч. -воспитат. процессе (Я Скалкова). Изучались разл аспекты теории программированного обучения (Д Толлингерова), дошк. воспитания (А Монатова), начались сравнит -пед. исследования (Ф Сингуле), изучение проблем философии образования (Р Пакоуш, С Кучерова и др.), появились ист. пед. труды по отд направлениям образования (М Коржинек, M Ципро, 3 Коларж, P Ванева и др.). Особое внимание уделялось исследованию творчества Коменского (комениологии). (Я Попелова, И Кирашек, Д Чапкова и др.), с участием иностр. специалистов начата подготовка фундамент собр. соч ученого на языках оригинала В кон. 1990 в центре внимания исследователей определение перспективных целей и стратегии развития образования в Ч К качествам личности, к-рые может формировать система уч заведений, большинство специалистов относят умение самостоятельно учиться и ориентироваться в индивидуально и социально значимой информации, навыки межличностного общения и ответственного гражд поведения С 1994 обсуждаются разл варианты содержания и программ основного и общего среднего образования в рамках нац. стандартов и в плюралистич системе уч заведений с разл видами школ и т.н. В системе управления образованием предполагается широкое участие родителей учащихся и общественности в формировании содержания обучения и их сотрудничества с педагогами в осуществлении образоват. процесса Предложения по совершенствованию совр. практики уч заведений отбираются на конкурсной основе независимыми экспертами и комиссиями Мин-ва образования по делам молодежи и спорта

  1. чехияechy Чешская Социалистическая Республика ЧСР eska Socialistick Republika SR в составе Чехословакии ЧССР в западной части страны. Состоит из двух исторических провинций Че...Большая Советская энциклопедия II
  2. чехияRepubblica Ceca Итальянорусский словарь. Синонимы моравия страна...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  3. чехияTschechien n s die Tschechische RepublikСинонимы моравия страна...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  4. чехияChequia...Большой русско-испанский словарь
  5. чехияимя собств. сущ. жен. рода...Большой русско-украинский словарь
  6. чехияTchquie f Rpublique tchque...Большой русско-французский словарь
  7. чехияTchquie f Rpublique tchque моравия страна...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  8. чехияНаселение млн чел. Военный бюджет млрд долл. . Регулярные ВС тыс. чел. Военизированные формирования тыс. чел. в т. ч. пограничные войска тыс. силы внутренней безопас...Вооруженные силы зарубежных стран
  9. чехияЧехия Чешская Республика госвоem на В.em Европы. Название от этнонима слав племени чехи известного с V в.em В рим.em источниках I в.em н. э. упоминается как Боигем Boioha...Географическая энциклопедия
  10. чехияЧехия Чешки Будейовице.ЧЕХИЯ Чешская Республика государство в Центральной Европе. Площадь тыс. кмsup. Население млн. человек в том числе чехи словаки . Официальный язы...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  11. чехияЧехия Чешская Республика государство в Центральной Европе. Площадь тыс. км. Население млн. чел. Столица Прага.Синонимы моравия страна...Исторический словарь
  12. чехияул. Юлиуса Фучика тел. факс Консульский отдел тел. Торговое представительство ул. Юлиуса Фучика тел....Координаты посольств и консульств в Москве
  13. чехияул. Юлиуса Фучика тел. факс Консульский отдел тел. Торговое представительство ул. Юлиуса Фучика тел....Координаты посольств и консульств в Москве
  14. чехияЧехия...Крымскотатарско-русский словарь II
  15. чехияЧехия Tsechia Bohemia...Латинский словарь
  16. чехиякорень ЧЕХ окончание ИЯ Основа слова ЧЕХВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ЧЕХ ИЯ Слово Чехия содержит следующие морфемы или части прис...Морфемный разбор слова по составу
  17. чехияНачальная форма Чехия слово обычно не имеет множественного числа единственное число женский род именительный падеж топоним неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  18. чехиягосударственный язык чешский национальная валюта чешская крона Czechia...Русско-английский экономический словарь
  19. чехияЧэхя...Русско-белорусский словарь
  20. чехияЧэхя жен.i...Русско-белорусский словарь II
  21. чехияж моравия страна...Русско-венгерский словарь
  22. чехияЧехия...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  23. чехияЧе Синонимы моравия страна...Русско-ивритский словарь
  24. чехияjikСинонимы моравия страна...Русско-китайский словарь
  25. чехияehiya...Русско-крымскотатарский словарь
  26. чехияЧехия...Русско-крымскотатарский словарь II
  27. чехияTschechien n....Русско-немецкий словарь
  28. чехияTschechien...Русско-немецкий словарь по искусству
  29. чехияTsjechi...Русско-нидерландский словарь
  30. чехияCzechy...Русско-польский словарь
  31. чехияksem Республика ЧехияTqekki Tqekin tasavalta...Русско-финский словарь
  32. чехияesko...Русско-чешский словарь
  33. чехияСтрана в Европе...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  34. чехияисторическая область и страна в центре Европы. В VVI вв. на ее территории преобладали славянские племена. В начале X в. образовалось раннефеодальное Чешское государство с...Словарь исторических терминов
  35. чехиячехия сущ. колво синонимов моравия страна Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы моравия страна...Словарь синонимов II
  36. чехияЧехия echy Чешская Республика госво в Центр. Европе. Пл. тыс. км столица Прага. Состоит из двух исторических обл. Чехии и Моравии. Осн. территория находится в пределах ...Словарь современных географических названий
  37. чехияCechy Чешская Социалистическая Республика социалистическая республика в составе ЧССР. Расположена в зап. части Чехословакии. Площ. тыс. кмsub. Столица г. Прага. Нас. ...Советская историческая энциклопедия
  38. чехияЧЕХИЯ Чешская Республика государство в Центральной Европе. Площадь тыс. км. Население млн. человек в том числе чехи словаки . Официальный язык чешский. Верующие преим...Современная энциклопедия
  39. чехияЧЕХИЯ Cechy Чешская Республика Ceskа republika государство в Центр. Европе. тыс. км. Население млн. человек чехов словаков . Официальный язык чешский. Большинство...Современный энциклопедический словарь
  40. чехияЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА Государство в Центральной Европе занимающее исторические регионы Богемии и Моравии а также часть Силезии. На севере граничит с Польшей на востоке со С...Страны мира
  41. чехияRzeczownik Чехия Czechy...Универсальный русско-польский словарь
  42. чехияЧехия Cechy Чешская Социалистическая Республика. В составе Чехословакии. Расположена в западной части страны. В Чехии сохранились палеолитическая скульптура керамика эпох...Художественная энциклопедия
  43. чехияЧехия Чех Чих...Электронный словарь анаграмм русского языка
  44. чехияЧехия или Богемияi чешск. echy echie esk kralestv esk zem ольск. Czchy Czeska ziemia немецк. Bhmen франц. Bohme лат. Bohemia некогда самостоятельное и независимое короле...Энциклопедический словарь
  45. чехияЧешская Республикагосударство в Центральной Европе. Образовано в результате разъединения декабря г. Чешской и Словацкой республик в составе Чешской и Словацкой Федерати...Энциклопедический словарь конституционного права
  46. чехияили Богемияem чешск. echy echie esk kralestv esk zem польск. Czchy Czeska ziemia немецк. Bhmen франц. Bohme лат. Bohemia некогда самостоятельное и независимое королевств...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  47. чехияЧешская Республика государство в Центральной Европе образованное января после распада Чешской и Словацкой Федеративной Республики ЧСФР. С по включительно составная ч...Энциклопедия «Города и страны» (сводная)
  48. чехияЧешская Республика государство в Центральной Европе образованное января после распада Чешской и Словацкой Федеративной Республики ЧСФР. С по включительно составная ч...Энциклопедия «Города и страны» (сводная)
  49. чехияЧЕХИЯЧешская Республика государство в Центральной Европе образованное января после распада Чешской и Словацкой Федеративной Республики ЧСФР. С по включительно состав...Энциклопедия Кольера II