Российская педагогическая энциклопедия

ФУРЬЕ ФРАНСУА МАРИ ШАРЛЬ

(741772, Безансон, 10101837, Париж), франц мыслитель, утопист Род в купеч семье, окончил ср. школу, затем пополнял знания путем самообразования Служил в торговых домах, в 1815 оставил службу, занимался лит деятельностью В своей социальной философии Ф подверг разносторонней критике существующий обществ. строй («цивилизацию»). и разработал план грядущего идеального строя («гармонии») свободной трудовой ассоциации, где все отношения и деятельность людей основаны на свободном влечении («притяжении по страсти»). Ф резко критиковал систему воспитания, основанную на насилии и наказаниях, не учитывающую склонностей и интересов детей и не дающую физич. и трудового воспитания Считал, что семейное воспитание не обеспечивает развития здоровых природных задатков ребенка, а, наоборот, способствует продолжению предубеждений и недостатков родителей В своей «гармонии» Ф наметил новую систему обществ. воспитания, к-рое должно быть всеобщим и бесплатным, давать детям навыки индустриального труда, развивать их активность и коллективные чувства, готовить к общественной жизни. План Ф предусматривал многообразную по своим формам организацию жизни подрастающего поколения от рождения и до зрелости Большая роль отводилась самодеятельным дет. объединениям При этом выявилась определенная односторонность воспитат. системы Ф, к-рая определялась полным подчинением уч и воспитат. задач школы требо ваниям произ-ва общеобразоват. знания даются лишь в связи с потребностями, возникающими в процессе работы в мастерских Не школа, а мастерские, кухня и опера, по мнению Ф, являются средствами воспитания детей Дети уже с 34-летнего возраста начинают посещать мастерские, присматриваясь к работе старших, а с 5 лет выбирают себе понравившееся ремесло, выполняя маленькими инструментами посильные работы Постепенно они переходят к полному овладению ремеслом Воспитание на кухне, согласно Ф, развивает в детях интерес к природе и с х-ву Воспитание в опере содействует эстетич. развитию детей, развивая их слух, голос, умение согласовывать индивидуальные усилия с деятельностью коллектива, вырабатывает ритм, к-рый очень важен в работе Большое место в своих пед. высказываниях Ф уделял дет. самоорганизациям «маленьким ордам» и «маленьким бандам» В основу группировки детей по этим организациям положил склонности детей («орды» самоорганизации шумных, бойких, любящих копаться в грязи детей, «банды» объединяют детей тихих, любящих чистоту и красоту). Деятельность тех и других должна быть использована на общественно полезных работах в интересах коллектива Пед. концепция Ф не нашла полной практич. реализации, однако многие его идеи об особенностях дет. развития, несмотря на недооценку им семейного воспитания и уч деятельности, явились ценным вкладом в развитие педагогической мысли

  1. фурье франсуа мари шарльФурьеstrong Fourier Франсуа Мари Шарль . Безансон . Париж французский утопический социалист. Родился в купеческой семье почти всю жизнь служил в торговых домах. Окончил ...Большая Советская энциклопедия II
  2. фурье франсуа мари шарльфранцузский социалистутопист. Родился в Безансоне жил главным образом в Париже. Во время Французской революции потерял свое наследственное владение вел незаметную одиноку...Великие философы
  3. фурье франсуа мари шарль. Безансон . Париж франц. утопич. социалист. Род. в купеч. семье почти всю жизнь служил в торг. домах. На мировоззрении Ф. отразилось его глубокое разочарование в результ...Советский философский словарь
  4. фурье, франсуа мари шарльФУРЬЕ ФРАНСУА МАРИ ШАРЛЬFourier Franois Mari Charles французский социалистутопист. Родился апреля в Безансоне в семье торговца одеждой. В годы Великой французской рево...Энциклопедия Кольера II