Российская педагогическая энциклопедия

ФИЛАНТРОПИЗМ

(нем Philantropismus, от греч. philantropos друг человека), пед. течение в Германии, возникшее в кон 18 в под значит. влиянием идей франц Просвещения и в первую очередь Ж Ж Руссо Представители Ф И Б Базедов, X Г Зальцман, Э X Трапп, Б Г Блаше, И Г Кампе, И К Гутс-Мутс и др. ставили своей задачей коренное изменение существовавшей системы воспитания и обучения Гл. недостаток уч работы школ филантрописты усматривали в господстве зубрежки и вербализма, в отрыве содержания обучения от потребностей реальной жизни, засилии в ср. школе древних языков Большой помехой в деле обучения филантрописты считали отсутствие продуманной системы уч пособий, а также слабость пед. подготовки будущих учителей В воспитании филантрописты критиковали прежде всего отсутствие разумного начала, жестокость к детям, разделение шк. дела по концессиональному признаку. Филантрописты стремились связать обучение с природой и жизнью, сделать его для детей радостным, готовить граждан-патриотов, полезных обществу, деятельных и любящих жизнь Эти идеи были созвучны мировосприятию формировавшегося гражд общества. Реализовать свои пед. идеи представители Ф пытались в созданных ими уч -воспитат. учреждениях нового типа, т.н. филантропинах, представлявших собой своеобразные школы-интернаты Первый филантропии был открыт в 1774 Базедовым в Дессау. Он предназначался в основном для детей состоятельных родителей, т к за содержание и обучение взималась высокая плата Принимались и дети бедных родителей, содержавшиеся в филантропине за счет благотворит пожертвований (фамулянты). Эти дети готовились к тому, чтобы впоследствии занять должности учителей, гувернеров и т.н. в аристократич домах. Курс обучения строился так, чтобы дать возможность пансионерам продолжать обучение в ун-тах Уч. план филантропина предусматривал новые языки, а также греч. и латинский, философию, курс морали, математику, естествознание, географию, историю, музыку, рисование. Значит. внимание уделялось ручному труду ремесленному и сельскохозяйственному Применявшиеся филантропистами методы обучения основывались на принципах наглядности, активности, перехода от конкретного к абстрактному. При обучении новым языкам вместо обычного в то время грамма-тико-переводного метода применялся разговорный как один из видов активизации мышления и уч деятельности В уч. работе большое внимание уделялось прогулкам и экскурсиям, физич. упражнениям. В филантропине Базедова поддерживалась разумная дисциплина, физич. наказания исключались, господствовало внимательное отношение к воспитанникам В филантропине Зальцмана в Шнеп-фентале (открыт в 1784). в уч. план включались археология, бухгалтерия и счетоводство и др, предусматривалось изучение дисциплин по выбору учащегося с целью подготовки к продолжению образования или избранной практич. деятельности. Педагоги-филантрописты способствовали совершенствованию методов обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей В филантропинах были впервые разработаны шк. системы занятий гимнастикой (Гутс-Мутс), ручным трудом (Блаше), чтения дет. лит-ры (Кампе). Филантрописты содействовали улучшению преподавания пед. дисциплин в уч. заведениях, первая кафедра педагогики создана Траппом Пед. идеи и опыт филантропкстов использовали в кон 19 в сторонники нового воспитания В России освоение идей Ф началось в 1768, когда конференция Петерб АН ознакомилась с одной из книг Базедова В 70-х гг 18 в пед. система Базедова привлекла внимание императрицы Екатерина II и наследник престола Павел Петрович пожертвовали Базедову на его проекты значит. финанс средства Затем через графа В Г Орлова, лично знакомого с Базедовым и поддерживавшего с ним переписку, Екатерина пригласила его в Петербург для консультаций по вопросам образования Базедов от приезда отказался, но в том же году выслал императрице неск. сотен экземпляров своих сочинений. К кон 70-х нач 80-х гг 18 в стало ясно, что филантропии не может служить образцом для организации шк. образования в России Однако интерес к методам преподавания отд предметов императрица сохранила, в 1784 ею был приглашен в Петербург сподвижник Базедова и создатель ориг. методики преподавания иностр. языков X Г Вольке. В 1775 Л Эйлер, увлеченный идеей филантропина, представил конференции АН книгу Базедова о своем заведении Академики признали, что «план воспитания и метод обучения во мн отношениях заслуживают предпочтения перед теми, к-рым до сих пор следовали», вероятно, этот отзыв был сообщен Базедову Нек-рые др произв Базедова и Вольке представлялись академикам в 1777 и 1783, но их отношение к этим сочинениям осталось неизвестным. «Метод Базедова» оживленно обсуждался пед. общественностью Известно, что он получил хвалебные отзывы (сравнение Базедова с Я А Коменским). X А Чеботарева и H И Новикова и отрицательный (за чрезмерную «развлекательность») А А Прокоповича-Антонско-го, директора Моек университетского благородного пансиона В 80-х гг 18 в методика Базедова использовалась в Главном нем училище Св Петра (Пе-тершуле). в Петербурге Значение актуального пед. знания «метод Базедова» стал терять уже в нач 19 в по мере распространения в России идей и соч И Г Песталоцци, а затем Э Белла и Дж Ланкастера В 40-х нач 50-х гг 19 в А И Герцен, С II Шевы-рев критиковали в Ф умозрительность и оторванность от конкретных природных и социальных условий жизни ребенка Представление о Ф связывалось в кругах рус общества гл. обр. с именами Базедова, реже Ф Рохова, Вольке и Кампе Были восприняты лишь отд метод стороны этого пед. течения Теоретич работы представителей Ф не издавались в России Сочинения филантропистов, опубликованные на рус яз в кон 18 1-й пол 19 вв, относятся исключительно к дет. или уч лит-ре Вольке, живший в Петербурге в 17841801, сначала демонстрировал свою методику в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе, а затем преподавал в открытом им пансионе и давал частные уроки Во 2-й пол 80-х 90-х гг 18 в он издал неск. уч книг на рус, нем и франц языках, воспроизводивших гравюры изв художника Д Худовецкого Интерес педагогов к методикам преподавания иностр. языков Вольке и Базедова прослеживается вплоть до 30-х гг 19 в Наиб. популярными в России оказались соч Кампе В 1779 в Петербурге была издана (на нем языке). для учащихся академич гимназии его «Книжка о поведении для детей из благородных сословий» В 1785 вышла «Дет. б-ка», представлявшая собой частичный перевод А С Шишковым «Малой дет. б-ки», составленной Кампе В это же время начал выходить журн «Дет. чтение для сердца и разума », в к-ром публиковались произв из «Малой дет. б-ки» и «Теофро-на» Большое кол-во соч Кампе переводилось и издавалось в Москве литераторами университетского круга, в т.ч. сподвижниками Новикова H M Карамзин наI зывал Кампе «славным нем педагогом» Самым популярным соч Кампе в России стал его «Робинзон младший» (впервые издан на рус яз в 1792 под заглавием «Новый Робинзон», затем было сделано неск. переводов, последнее изд 1908). «Младший Робинзон» (на нем яз). был в 1790 рекомендован для чтения в гимназии Моек ун-та Снабженное необходимыми упражнениями и др. уч аппаратом, соч переиздавалось в 1903, 1904 и 1911 «Отеческие советы моей дочери» (1803—04). Кампе заменили в мещанском отделении Смольного ин-та книгу «О должностях человека и гражданина» Произв Кампе стали заметным явлением в лит процессе кон 18 в Отрывки из них публиковались в журн «Утренний свет», «Чтение для вкуса, разума и чувствований», «Муза» и др. В журн «Приятное и полезное препровождение времени» в 1796 под назв «Чувствительность и причудливость» была анонимно опубликована В С Подшиваловым (один из наиб. активных переводчиков Кампе в России). первая часть кн. Кампе «О чувствительности и сентиментальности в пед. отношении» Она была посвящена проблеме «ложной чувствительности», актуальной для обществ. -лит дискуссий того времени В 19 в были переведены нек-рые произв Зальцмана и Рохова

  1. филантропизмФИЛАНТРОПИЗМ филантропинизм от греч. philanthropiaчеловеколюбие прогрессивное бурж.пед. течение в Германии получившее развитие в кон. нач. вв. в кром прослеживается вл...Большая советская энциклопедия
  2. филантропизмфилантропинизм от греч. philanthropa человеколюбие прогрессивное буржуазнопедагогическое течение в Германии получившее развитие в конце начале вв. в котором прослежив...Большая Советская энциклопедия II
  3. филантропизмсущ. муж. рода только ед. ч.флантропзм уem...Большой русско-украинский словарь
  4. филантропизмангл. philantropism нем. Philanthropismus. Либеральное педагогическое течение в Германии XVIIIXIX вв. считавшее необходимым сочетание обучения с производственным трудом. ...Большой толковый социологический словарь II
  5. филантропизмФИЛАНТРОПИЗМ а м. philanthropisme m. Занятие филантропиейem. БАС. Я рад что ОampLTрловampGT сближается с филантропизмом котampLTорыйampGT нельзя отделить от либеральных и...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  6. филантропизмкорень ФИЛ корень АНТРОП суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ФИЛАНТРОПИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ФИЛ АНТРОП ИЗМ Слово Филантропиз...Морфемный разбор слова по составу
  7. филантропизмНачальная форма Филантропизм винительный падеж слово обычно не имеет множественного числа единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  8. филантропизмфилантропизм м. Занятие филантропией....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  9. филантропизмфилантропизм филантропизм а...Орфографический словарь
  10. филантропизмфилантропизм филантропизмы филантропизма филантропизмов филантропизму филантропизмам филантропизм филантропизмы филантропизмом филантропизмами филантропизме филантропизма...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  11. филантропизмОрфографическая запись слова филантропизм Ударение в слове филантропизм Деление слова на слоги перенос слова филантропизм Фонетическая транскрипция слова филантропизм [ф...Полный фонетический разбор слов
  12. филантропизмфилантропизм а...Русский орфографический словарь
  13. филантропизмМ filantropizm xeyriyyilik....Русско-азербайджанский словарь
  14. филантропизмФлантрапзм...Русско-белорусский словарь
  15. филантропизмкнижн.i флантрапзм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  16. филантропизмфилантропизм адамсйгштк алтысыз айырымдылы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  17. филантропизм....Русско-китайский словарь
  18. филантропизмфилантропизм сущ. колво синонимов благотворительство человеколюбие Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. ....Словарь синонимов II
  19. филантропизмФИЛАНТРОПИЗМ м. Занятие филантропией....Толковый словарь русского языка
  20. филантропизмУдарение в слове филантропизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове филантропизм...Ударение и правописание
  21. филантропизмФИЛАНТРОПИЗМ от греч. philein любить и anthropos человексистема воспитания дружественных отношений между людьми примененная Базедовом в Инте воспитания в Дессау основан ...Философская энциклопедия
  22. филантропизмот греч. philein любить и anthropos человек система воспитания дружественных отношений между людьми примененная Базедовом в Инте воспитания в Дессау основан в названном ...Философский энциклопедический словарь II
  23. филантропизмфилантропизм филантропизмы филантропизма филантропизмов филантропизму филантропизмам филантропизм филантропизмы филантропизмом филантропизмами филантропизме филантропизма...Формы слова
  24. филантропизмЛоза Лифт Лифо Лиф Литр Литорина Лита Лиризм Лира Липома Липина Липарит Липа Лион Линт Линотип Линза Лина Лимфа Лимонит Лимон Лимитроф Лимит Лиман Лима Лизин Лизат Лиза Л...Электронный словарь анаграмм русского языка
  25. филантропизмангл. philant ropism нем. Philanthropismus. Либеральное педагогическое течение в Германии XVIIIXIX вв. считавшее необходимым сочетание обучения с производственным трудом...Энциклопедия социологии