Российская педагогическая энциклопедия

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретич. знаний в процессе решения уч. задач. Систе-матич. осуществление У. д. способствует интенсивному развитию у её субъектов теоретич. сознания и мышления, осн. компонентами к-рого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. У. д. нельзя отождествлять с теми процессами учения и усвоения, к-рые включены в любые другие виды деятельности (игровую, трудовую и др.). Усвоение является существенной характеристикой У. д., но, тем не менее, это разл. явления. Согласно С. Л. Рубинштейну, «существуют.. два вида деятельности, в результате к-рых человек овладевает новыми знаниями и умениями. Один из них специально направлен на овладение этими знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями и умениями, осуществляя иные цели. Учение в последнем случае не самостоятельная деятельность, а процесс, осуществляющийся как компонент.н. результат деятельности, в к-рую он включён» («Основы общей психологии», M., 19893, т. 2, с. 76). Т. е, усвоение это процесс, осуществляющийся в любой деятельности. У. д. особая деятельность учащегося, к-рая сознательно направлена на усвоение знаний. У. д. выполняет двоякую социальную функцию. Будучи формой активности индивида, она является условием и средством его психич. развития, обеспечивая ему усвоение теоретич. знаний и тем самым развитие у него спепифич. способностей, к-рые в этих знаниях кристаллизованы. Как форма социально нормируемого сотрудничества ребёнка со взрослым У. д. является одним из основных средств включения подрастающих поколений в систему общественных отношений. Как и игра, У. д. -производный, исторически выделившийся из труда вид деятельности. Её выделение обусловлено появлением теоретич. знания, содержание к-рого лишь частично проявляется в отд. практич. действиях и к-рое, следовательно, не может быть полноценно усвоено в процессе овладения этими действиями. Развитие человеческого знания (от эмпирич. уровня к теоретическому). вызывает развитие, перестройку У. д. Конкретные особенности этого процесса определяются социально-экон. условиями жизни общества, его потребностями в передаче подрастающим поколениям знаний теоретич. уровня. В кон. 50-х гг. Д. Б. Эльконин выдвинул общую гипотезу о строении У. д., о её значении в психич. развитии ребёнка. Особенность У. д. состоит в том, что её результатом является изменение самого учащегося, а содержание У. д. заключается в овладении обобщёнными способами действий в сфере науч. понятий. Дальнейшее развитие эта теория получила в результате многолетних экспе-рим. исследований, выполненных под руководством Эльконина и В. В. Давыдова. В этих исследованиях было доказано, что возможности мл. школьников в усвоении науч.-теоретич. знаний недооценивались, что им вполне доступны такие знания. Поэтому осн. содержанием обучения должны стать научные, а не эмпирич. знания; обучение должно быть направлено на формирование у учащихся теоретич. мышления. В структуре У. д. выделяются потребность, задача, мотивы, действия и операции. Потребностью У. д. является стремление учащихся к усвоению теоретич. знаний той или иной предметной области. Специфика уч. задачи состоит в том, что при её решении учащиеся посредством уч. действий открывают.н. овладевают общим способом (принципом). решения целого класса однородных частных задач. Поставить перед учащимися уч. задачу значит. ввести их в проблемную ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ её решения во всех возможных частных и конкретных условиях. В мотивах уч. действий конкретизируется потребность У. д., когда стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направлено на овладение определённым общим способом решения некоторого класса частных задач по той или иной учебной дисциплине. В состав уч. действий входят: принятие учащимися или самостоят. постановка ими уч. задачи; преобразование условий уч. задачи с целью обнаружения нек-рого общего отношения изучаемого предмета; моделирование выделенного отношения; преобразование модели этого отношения для изучения его свойств «в чистом виде»; построение системы частных задач, решаемых общим способом; контроль за выполнением предыдущих действий; оценка усвоения общего способа как результата решения уч. задачи. Уч. операции, входящие в состав действия, соответствуют конкретным условиям решения отд. предметных задач. Исходная форма У. д. её коллективно-распределённое осуществление учащимися под общим руководством учителя. Совместное решение уч. задач, проводимое в форме диалогов и дискуссий, предполагает сопоставление и кри-тич. оценку различных, но изначально равноправных подходов к задачам. Каждый участник дискуссии в процессе интенсивного межличностного общения имеет возможность преодолеть односторонность своего подхода, ограниченность своего понимания ситуации и вместе с тем выступить соавтором поиска и формулирования решения. Совместное решение уч. задач учащимися с привлечением к этому процессу учителя является одной из форм обнаружения ими зоны своего ближайшего развития, что пробуждает у учащихся «ряд внутренних процессов развития» (Л. С. Выготский). Развёртывание содержания теоретич. знаний в процессе осуществления У. д. происходит согласно способу восхождения мысли учащихся от абстрактного к конкретному. В соответствии с этим разрабатываютсяуч.-методич. пособия, работа с к

  1. учебная деятельностьдеятельность ведущая возраста школьного младшего в коей происходит контролируемое присвоение основ опыта социального и когнитивного прежде всего в виде основных операций ...Словарь практического психолога
  2. учебная деятельностьКатегория. Ведущая деятельность младшего школьного возраста. Специфика. В ее рамках происходит контролируемое присвоение основ социального опыта прежде всего в виде основ...Большая психологическая энциклопедия
  3. учебная деятельностьУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ англ. learning activity. В широком употреблении У. д. довольно неоднозначное понятие. Иногда У. д. рассматривается как син. научения учения обучения...Большой психологический словарь
  4. учебная деятельностьвид деятельности заключающийся в усвоении определенного круга знаний приобретением умений и навыков необходимых для жизни и деятельности а также в приобретении навыков по...Основы духовной культуры
  5. учебная деятельность.Учебная деятельность целенаправленный процесс освоения обучающимся новых знаний и умений развития его творческих способностей. Источникstrong МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О СТАТУСЕ...Официальная терминология
  6. учебная деятельностьэто деятельность специально направленная на выполнение учебных задач и овладение учебным материалом в которой усваиваются не частные практические понятия и действия а име...Педагогическая психология
  7. учебная деятельностьпроцесс приобретения человеком новых знаний умений и навыков или изменения старых деятельность по решению учебных задач. Последовательность осуществления У. д. анализ зад...Педагогический словарь
  8. учебная деятельностьодин из осн. видов деятельности человека направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач. Систематическое осуществл...Педагогический терминологический словарь
  9. учебная деятельностьцеленаправленный процесс посредством которого учащийся осваивает новые знания и умения обогащает понимание жизни и свои творческие способности. Ее целесообразность выража...Профессиональное образование
  10. учебная деятельностьУчебная деятельность ведущая деятельность младшего школьного возраста в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта прежде всего в виде ...Психологический словарь
  11. учебная деятельностьКатегория. Ведущая деятельность младшего школьного возраста. Специфика. В ее рамках происходит контролируемое присвоение основ социального опыта прежде всего в виде основ...Психологический словарь II
  12. учебная деятельностьодин из основных наряду с трудом и игрой видов деятельности человека специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий обобщенных теорет...Психология развития словарь
  13. учебная деятельностьодин из ведущих видов деятельности в основном предшествующий трудовой деятельности заключающийся в усвоении определенного круга знаний в приобретении умений и навыков сам...Психомоторика словарь-справочник
  14. учебная деятельностьlearning activity...Русско-английский психологический словарь
  15. учебная деятельностьодин из основных видов деятельности человека направленный на усвоение теоретических знаний в процессе решения учебных задач....Словарь по педагогической психологии
  16. учебная деятельностьодин из видов деятельности в основном предшествующий трудовой деятельности заключается в усвоении определнного кругазнаний в приобретении умений и навыков самостоятельно ...Словарь терминов по общей и социальной педагогике