Российская педагогическая энциклопедия

УРОК

форма организации уч.-воспитат. процесса в уч. заведениях при классно-урочной системе обучения; составная часть процесса обучения. У. проводится с коллективом учащихся постоянного состава (классом). в течение определённого промежутка времени (как правило, 45 мин; в нач. школе 30—35 мин). Теоретич. возможность одновременного обучения одним учителем большого кол-ва учащихся (30—50 чел.). одинакового возраста и уровня подготовки впервые обоснована Я. А. Каменским. Гл. задачей учителя при такой системе обучения была передача учащимся готовых знаний. У. чередовались с неизменной последовательностью по расписанию, составленному на полугодие или даже на год. У., даже следующие один за другим, как правило, не имели между собой ничего общего. На У. доминировало заучивание уч. материала, ученик выступал лишь объектом пед. воздействия. Многие педагоги осознавали эти недостатки классно-урочной системы обучения и пытались противопоставить ей индивидуализированного обучения системы и др. нововведения, направленные на активизацию познават. деятельности учащихся, на повышение их уч. самостоятельности. Эти поиски продолжаются и ныне (см. также Организационные формы обучения). В России в 1918—20 в связи с демократизацией образования были предприняты наиб. радикальные попытки перестроить (или вообще отменить). У. В отеч. пед. лит-ре 20-х гг. высказывалось пренебрежит. отношение к У. как «атрибуту старой школы», в трудовой школе стали проводить «безурочные» занятия. При этом нарушались преемственность уч. материала, системность усвоения основ наук, не соблюдались логика предмета и целостность отрасли знаний. Опасность такого «перекоса» была замечена учёными и педагогами, и директивным решением ЦК ВКП(б). (1932). роль и место У. в системе обучения восстановлены. При этом в число официально не санкционированных попали и многие идеи реформирования шк. преподавания, и до сер. 60-х гг. У. оставался почти единств, формой организации занятий в общеобразо-ват. школе. В сложившихся формах У. не учитывал социально-психол. изменения в стране, интеллектуализацию обществ, жизни и производств, деятельности и оказался в противоречии с уровнем развития обществ, мысли и педагогики. Учитель сосредоточивал внимание гл. обр. на изложении знаний и опросе учащихся, для активной самостоят. работы школьников оставалось мало места. В 60-х гг. У. перестаёт быть единств, формой организации уч. работы, широкое применение в обучении находят разл. виды производственной практики учащихся как в школе, так и на пром. и с.-х. предприятиях, экскурсии (в т. ч. производственные), занятия в кружках, практикумы и др. формы обучения. Однако монопольное положение офиц. авторитарной пед. теории сдерживало поиски педагогов и методистов в рамках традиц. системы обучения. Изменялись лишь отд. элементы У. (напр., его продолжительность, структура). 80-е гг. ознаменовались весьма жёсткой критикой «застойной» школы и пед. науки. Были предложены новые типы школ, новые пед. технологии, инновационные методы обучения, альтернативные уч. планы, программы, учебники, расширилось само понятие «У.». Изменения в У. как форме организации занятий возникли и при введении таких инноваций, как концентрированное обучение (обучение «путём погружения» для изучения в рамках одного предмета крупной темы, раздела). Введение профильного обучения (в ст. классах), углублённое изучение отд. предметов, организация классов выравнивания также оказали влияние на изменение структуры У. Требования к У. определяются типом и задачами школы, закономерностями и принципами обучения и условно подразделяются на дидактические (образовательные), воспитательные и организационные. Дидактические включают в себя определение задач У. в целом и его элементов, места данного У. в их системе, определение содержания У. в соответствии с программой учебной и уровнем подготовки учащихся, выбор методики обучения, установление межпредметных связей. Воспитат. требования к У. обусловлены задачами формирования мировоззрения учащихся, обеспечения связи обучения с жизнью, формирования и развития познават. интересов учащихся, положит, мотивов учения, навыков самообразования. В 80-х гг. методологич. установка неск. трансформировалась, большое значение придаётся воспитанию на основе потребностей развивающегося человека в творч. деятельности, в признании его личности, в защищённости и др. Особенно остро встала проблема нравств. воспитания личности, в т. ч. как субъекта культуры. В отеч. дидактике существуют разные подходы к классификации У. По способам проведения выделялись У.-лекции, У.-беседы, экскурсии, лабораторные и практич. занятия и т. д. (И. Н. Казанцев); по характеру познават. деятельности У. первичного восприятия фактов, У. образования понятий (С. В. Иванов). и т. п. За основу классификации принимались также методы обучения, осн. этапы уч. процесса, виды уч. ситуаций и т. д. Наиб. употребительной является классификация по осн. дидактич. целям и месту У. в их общей системе, предложенная в разл. вариантах Б. П. Есиповым, Н. И. Болдыревым, Г. И. Щукиной и др. В этой классификации выделяются такие типы У., как У. овладения новыми знаниями, формирования и усвоения умений и навыков, обобщения и систематизация знаний, повторения, закрепления или «комплексного применения» (В. А. Онищук). знаний, умений и навыков, контрольно-проверочный, комбинированный. Однако в данной классификации не учитываются воспитат. цели обучения и характер уч.-познават. деятельности учащихся. Поэтому типология У. продолжает оставаться одной из актуальных проблем дидактики. С распространением теории проблемного обучения (70-е гг.). стала меняться и трактовка урока. М. И. Махмутов предложил делить У. по принципу проблем-ности, по осн. дидактич. целям и способам организации занятий. Деление У. на проблемные и непроблемные ставит учителя перед необходимостью переструктурирования уч. материала и выбора методов проблемного обучения. У. также подразделяются по видам, в зависимости от способа взаимодействия учащихся и учителя (напр., У.-беседа, У.-экскурсия). Такие деления весьма подвижны. В пед. лит-ре 90-х гг. встречаются нетрадиционные понятия, связанные с У., особенно с его типологией. Так, упоминаются У. методологические, версионные, У.-диалог, без учителя, без темы, незавершённые, интегрированные и т. д. Разнообразие типов, видов, подвидов, в т. ч. и нестандартных, У. свидетельствует о развитии метод, творчества педагогов. Специфич. направлением стали разработки разл. видов У. по предметам худож. и эстетич. цикла. Теория У. уделяет большое внимание его структуре, однако до сих пор нет единого мнения о том, какие элементы У. можно считать структурными и как они взаимодействуют друг с другом. Понятие структуры У. в традиц. дидактике трактовалось лишь как последовательность способов преподавания. Ставя структуру У. в зависимости от логики учебного предмета и психологии усвоения, в педагогике 40—50-х гг. выделялись такие элементы У., как подготовка учащихся к активному восприятию знаний, умений и навыков, обобщение и систематизация, контроль и самоконтроль (Иванов). Вплоть до 60-х гг. в теории и на практике наиб. распространённым был комбинированный (традиционный). У., к-рый имел след, эмпирически сложившуюся структуру: опрос, объяснение нового материала, закрепление, повторение ранее изученного, задание на дом. На У. в строгой последовательности выполнялись одни и те же познават. задачи, решению каждой из них соответствовал этап (звено). У. Традиц. У. обеспечивал осознанное и прочное усвоение знаний и формирование умений и навыков, однако ученику отводилась роль пассивного объекта пед. воздействия. Самостоят. работа, на к-рую в классе не оставалось времени, переносилась на дом и выпадала из-под контроля учителя. Эта структура считалась единственно возможной, хотя и сдерживала развитие процесса обучения, сковывала творчество учителей и активность учащихся. В 60-х гг. определились два направления в изменении структуры У. Первое нашло отражение в поэлементном усвоении уч. материала и возникновении «поэтапного урока» (Г. Д. Кириллова), второе в построении т. н. синтетического У. (И. Т. Огородников). Поэлементное усвоение, основанное на принципах программированного обучения, предусматривало соответствующее деление содержания уч. материала и последоват. отработку каждого фрагмента. Объяснение учителя, упражнения и самостоят. работа учащихся над частью уч. материала составляли законченный, повторяющийся цикл У. Последующая работа строилась с учётом достигнутого, деятельность учащихся постоянно контролировалась. Усвоение уч. материала в значит. степени завершалось на У., сокращался объём домашних заданий. Особенности синтетич. У. обусловливались процессом обучения, обеспечивающим овладение общими принципами и закономерностями, обобщёнными понятиями и на этой основе развитием познават. активности и самостоятельности учащихся. Для синтетич. У. характерна взаимосвязь всех звеньев усвоения, центральным, определяющим из к-рых становится применение знаний. Особенности сочетания деятельности учителя и учащихся при изучении нового уч. материала нашли отражение в 5 вариантах У., разработанных под руководством Огородникова: 1). учитель излагает весь материал, учащиеся его осмысливают.н. закрепляют дома; 2). учитель излагает лишь осн. вопросы, учащиеся самостоятельно прорабатывают весь материал; 3). учитель лишь вводит учащихся в содержание и методику работы на У., учащиеся под его руководством самостоятельно изучают все предусмотренные планом вопросы; 4). изучение материала начинается с сообщений учащихся об известных им явлениях и вопро; сах; 5). учитель лишь организует.н. направляет самостоят. работу учащихся. В дидактике поиски наиб. обоснованной структуры У. ведутся в разных направлениях. Одни авторы выступают против шаблонного построения У. и предлагают свободную структуру, выбираемую учителем в зависимости от возникающих уч. ситуаций. Другие защищают постоянную неизменную структуру, опасаясь, что случайная структура У. внесёт стихийность в деятельность учителя. Ряд авторов структурными считают внеш. элементы У. (M. H. Скаткин), другие внутренние (Махмутов и др.). Не-к-рые исследователи переносят акцент с деятельности учителя на деятельность ученика, ищут дидактич. элементы У., обусловленные психич. деятельностью ученика (Н. А. Сорокин). Структура У. обусловлена не только логикой преподавания и видами деятельности учителя и учащихся, но и закономерностями познават. (мыслит.). деятельности ученика. Структура У. должна соответствовать и принципам обучения. Т. о., её можно рассматривать на трёх уровнях: дидактическом, методическом, логическом. В дидактич. структуре У. выделяются: актуализация прежних знаний и способов действий учащихся (не только их воспроизведение, но и использование, часто в новой ситуации); формирование новых понятий и способов действий; применение (формирование умений и навыков). Дидактич. структура У. конкретизируется в его метод, структуре, элементами к-рой считаются разл. виды деятельности учителя и учащихся. Метод, структура У., число её элементов, их последовательность определяются учителем. Связующим звеном между дидактич. и логич. структурами служит внутренняя логико-психол. структура У., состоящая из элементов, отражающих реальный мыслит, процесс. Изменению структуры У. способствует введение новых технологий обучения (напр., модульной, блочно-модульной структур содержания обучения). Совр. дидактика различает понятия «форма организации обучения» (У., экскурсия и т. д.). и «форма обучения» (индивид., групповая, парная и т. д.). Совр. У. может варьироваться за счёт изменения форм обучения, к-рые наряду с метод, приёмами становятся наиб. подвижными элементами У. Традиционная и наиб. распространённая фронтальная форма обучения позволяет передать большой объём вербальных знаний, вовлечь в работу всех учащихся, экономит время учителя. Но при ней почти не учитываются индивид, или групповые интересы учащихся, уровень их обученности (обучение строится в расчёте на «усреднённого» ученика). Наиб. эффект в организации самостоят. работы учащихся с целью развития их познават. способностей, коммуникативных навыков и мотивации учения дают групповая, парная и индивид, формы обучения. В отеч. пед. практике стал шире использоваться опыт заруб. школы, особенно американской, при организации группового или парного обучения возможно изменение и внеш. организации класса, расположения парт.н. т. п. Учитель выступает не только как источник новых знаний, но и как организатор самостоят. уч.-познават. деятельности учащихся, т.е. усиливаются его управленческие функции. Планирование У. и его подготовка включают неск. этапов: изучение спец., пед. и метод, лит-ры, содержания и требований уч. программы, учебников и уч. пособий; постановка ближних и дальних целей обучения; подготовка заданий, проблемных вопросов и задач; установление межпредметных связей. Тематич. планирование уч. материала служит для определения оптимальных путей реализации осн. функций уч.-воспитат. процесса в системе У. и внеурочных занятий по данной теме или разделу шк. программы. В тематич. плане отражаются не только элементы содержания уч. материала, но и цели, типы, структура У., а также методы обучения и воспитания. Поурочный план составляется на основе тематич. плана, программы и учитывает уровень подготовки учащихся, условия проведения занятий. При подготовке совр. У. учитель планирует уч.-познават. деятельность учащихся, предполагая определённые приёмы их мыслит, деятельности, а также свою роль в управлении ею. Для каждого У. подбираются необходимый дидактич. материал, наглядные учебные пособия, технические средства обучения. Эффективность У. во многом зависит от того, насколько выбранные методы и средства обучения адекватны раскрываемому содержанию и уровню развития учащихся, а также от того, насколько учителю удаётся реализовать намеченный план У. Существенные изменения в структуру У. вносят учителя-практики. Так, работа учителей Липецкой обл. (60-е гг.). была направлена на поиски структуры У., позволяющей связать усвоение теоре-тич. знаний с их применением, сочетать работу под руководством учителя с самостоят. работой учащихся. В системе совместной работы учителя и учащихся могут использоваться У.-лекции, У. решения ключевых задач, У.-консульта-ции; зачётные У. (Р. Хазанкин). В опыте В. Ф. Шаталова, П. М. Щетинина и др. появился приём «уплотнения» теоретич. материала и ускоренного изучения темы без перегрузки школьников. И. П. Волков создал на основе принципов интеграции и проблемности систему обучения, в к-рой развиваются самостоятельность и творчество учащихся. Значит. изменения в представления об У. литературы внёс опыт E. H. Ильина. Для совр. У. характерна взаимосвязь всех его элементов. На разных уровнях усвоения используются разл. метод, приёмы, изменяется соотношение между отд. этапами У., они могут расширяться, сокращаться, исчезать. Изменяются место и функции отд. методов обучения. Так, беседа, с к-рой, как правило, начиналось изучение нового, может обобщать итоги самостоят. работы учащихся; лабораторная работа, к-рая завершала изучение темы, становится методом, с помощью к-рого начинается исследование нового вопроса, и т. д. Пед. наблюдение и анализ У. (а также самоанализ). позволяют выявить изменения, к-рые произошли в деятельности учащихся, и найти резервы повышения эффективности обучения. Каждый У. анализируется с учётом логики уч. предмета и уч. процесса в целом. Наиб. распространённые типы анализа У.: полный, комплексный, краткий, аспектный. Полный анализ проводится с целью контроля за качеством организации уч.-воспитат. процесса и для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы. Краткий анализ имеет целью общую оценку качества У., его науч.-теоретич. уровня и отвечает на вопросы: достигнуты ли цели У., решены ли все поставленные познават. задачи, выполнен ли его план. Комплексный анализ предполагает рассмотрение в единстве целей, содержания, форм и методов организации У. Этот тип анализа по своему характеру близок к полному и применяется чаще всего при анализе неск. уроков по одной теме, а также при обучении студентов, руководителей школ и т. д. Аспектный анализ проводится, как правило, при необходимости рассмотрения одной из сторон У. (воспитательной, образовательной и пр.). Целенаправленный анализ У. требует чёткого планирования. На основе анализа рассмотренных У. планируется последующая работа самого учителя, а также методическая работа. Проблема контроля за качеством У. усиливается в связи с дифференциацией обучения, ориентацией на взаимное обучение. Внедряется методика самооценки учащихся на У. (опыт шведской школы). В инновационных школах используется рейтинговая система контроля и самоконтроля с применением тестов. Основой прогнозирования и повышения эффективности У. служит педагогическая диагностика. До сих пор нерешёнными проблемами У. являются: нерациональная трата уч. времени; необходимость разноуровневого обучения, для к-рого неприемлема структура сложившихся классных коллективов, и др. Лит.: Иванов С. В., Типы и структура уроков, М., 1952; Казанцев И. Н., Урок в сов. школе, M., 19562; Липецкий опыт рациональной организации урока, М., 1963; Требования к совр. уроку. [Сост. И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин], М., 1969; Поляков E. H., О системе и анализе урока, СП, 1974, №7; Портнов М., Анализ урока, НО, 1974, № 5; Кириллова Г. Д., Теория и практика урока в условиях развивающего обучения, М., 1980; Симонов В. П., О требованиях к уроку и его анализу, СП, 1980, № 1; Зотов Ю. Б., Организация совр. урока, М., 1984; Скаткин М., Лернер И., Совр. урок, НО, 1985, №1; Махмутов М. И., Совр. урок, M., 19852; его же, Работает ли урок на реформу?, СП, 1987, № 5. М. И. Махмутов.

  1. урокlat.i urocурок...Ять - белорусско-русский словарь и словарь белорусской латиницы
  2. урокформа организации учебной работы при которой педагог занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся по твердому расписанию используя разн...Cловарь музейно-педагогических терминов
  3. урокОсновная организационная форма проведения занятий с организованной группой людей. Проводится с постоянным составом коллектива под руководством квалифицированного специали...Адаптивная физическая культура
  4. урокурок урок мн.сглазурок...Беларуска-расейскі слоўнік - міжмоўныя амонімы, паронімы і полісемія
  5. урокурок...Беларуска-ўкраінскі слоўнік
  6. урокУрок...Белорусско-русский словарь
  7. урокуроuк м...Болгарско-русский словарь
  8. урокУРОК основная форма учебного процесса в сов. школе. Организационно У. характеризуется определнностью отводимого на него времени постоянством состава учащихся проведением ...Большая советская энциклопедия
  9. урокосновная форма учебного процесса в сов. школе. Организационно У. характеризуется определнностью отводимого на него времени постоянством состава учащихся проведением по ус...Большая Советская энциклопедия II
  10. урокм. compito lezione f тж. перен. приготовить сделать уроки preparare le lezioni fare i compiti di scuola отвечать урок recitare rispondere la lezione повторить урок r...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  11. урокм Stunde f Unterrichtsstunde f Lektion f раздел учебникаem Unterricht m Lehrveranstaltung f занятие давать уроки Stunden geben непр. Unterricht erteilen перен.Lehre f су...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. урокурок м . Stunde f c Unterrichtsstunde f Lektion f c раздел учебника Unterricht m Lehrveranstaltung f c занятие давать уроки Stunden geben Unterricht erteilen . перен. Le...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. урокурокLektionСинонимы видеоурок дань задание задача занятие класс мораль назидание наставление наставленье нотация нравоучение оброк острастка паремия поучение поученье про...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. урокдать урокСинонимы видеоурок дань задание задача занятие класс мораль назидание наставление наставленье нотация нравоучение оброк острастка паремия поучение поученье пропо...Большой русско-английский фразеологический словарь
  15. урокм. leccin fem тж. перен.ть проводиuть уроuк dar una leccinть уроuки на домуu dar lecciones particularesбрать уроuки tomar lecciones deть с уроuков разг.em hacer novil...Большой русско-испанский словарь
  16. уроксущ. муж. рода. учебная работа заданная ученику. учебный час посвященный отдельному предмету. перен. нечто поучительное из чего можно сделать вывод для будущегоурок делат...Большой русско-украинский словарь
  17. урокм. прям. перен. leon f посещать уроки suivre les leons возобновить уроки reprendre ses leons бегать от уроков faire lcole buissonnire это будет тебе уроком que cela ...Большой русско-французский словарь
  18. урокВести урок.strong Помор.em Учиться. ЖРКП . На урок.strong Яросл.em Быстро без отдыха работать. ЯОС . Преподавать преподать урокstrong кому. Книжн.em Показывать чтол. ком...Большой словарь русских поговорок
  19. урокмен. чол. роду. завдання навчальна робота. навчальне заняття. перен. подя звичайно непримна з чого можна зробити певний висновокурок уроки сторуроки истории...Большой украинско-русский словарь
  20. урокм. прям. перен.em leon fпосещать уроки suivre les leonsвозобновить уроки reprendre ses leonsбегать от уроков faire lcole buissonnireэто будет тебе уроком que cela te ...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  21. урокосновная форма организации учебных занятий при классноурочнойсистеме обучения в общеобразовательных школах профтехучилищах и среднихспециальных учебных заведениях. Характ...Большой энциклопедический словарь II
  22. урокУРОК основная форма организации учебных занятий при классноурочной системе обучения в общеобразовательных школах профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях....Большой энциклопедический словарь III
  23. урокУРОК основная форма организации учебных занятий при классноурочной системе обучения в общеобразовательных школах профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях...Большой Энциклопедический словарь V
  24. урокпо Русской правде возмещение ущерба который получал потерпевший из общей суммы штрафа. видеоурок дань задание задача занятие класс мораль назидание наставление наставлен...Большой юридический словарь
  25. урокУРОК по Русской правде возмещение ущерба который получал потерпевший из общей суммы штрафа....Большой юридический словарь II
  26. уроку ч.i Завдання навчальна робота як даються учнев для пдготовки до наступного заняття. перев. чогоi. Навчальне заняття певний промжок часу вдведений для заняття з окремог...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  27. урокурок у...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  28. урокурок восьса урок открытый уроквундлытм урок незабываемый уроккыв урок урок языка...Коми (зырянский)-русский словарь
  29. урокпо Русской правде штраф возмещение ущерба потерпевшему либо его семье....Краткий словарь историко-правовых терминов
  30. урокоброк подать. видеоурок дань задание задача занятие класс мораль назидание наставление наставленье нотация нравоучение оброк острастка паремия поучение поученье проповедь...Краткий церковнославянский словарь
  31. урокУрок lectio schola documentum praelectio служить уроком documento esse...Латинский словарь
  32. урока м.em .strong устар.em Работа заданная на определенный срок.Она задала себе урок на чулке и сказала себе что до тех пор она не оглянется пока не кончит его.em Л. Толсто...Малый академический словарь
  33. уроккорень УРОК нулевое окончаниеОснова слова УРОКВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой УРОК Слово Урок содержит следующие морфемы или части прис...Морфемный разбор слова по составу
  34. урокНачальная форма Урок винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  35. урокурок м. Учебная работа задание которые даются учащемуся для подготовки к следующему занятию. Учебный час или иной промежуток времени установленный для проведения учебно...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  36. урокурок урок а...Орфографический словарь
  37. урокu мu мн.u уроки Р.u уроков видеоурок дань задание задача занятие класс мораль назидание наставление наставленье нотация нравоучение оброк острастка паремия поучение поуче...Орфографический словарь русского языка
  38. урокурок менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  39. урокурокку м.em на оuц мн.em киеsup к...Орфоепічний словник української мови
  40. урокурок ку м. на оц мн. кие к....Орфоэпический словарь украинского языка
  41. урокурок....Осетинско-русский словарь
  42. урокдинамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса при крой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся ...Педагогический словарь
  43. урокформа организации учебновоспитательного процесса в учебных заведениях при классноурочной системе обучения. У. проводится с коллективом учащихся постоянного состава классо...Педагогический терминологический словарь
  44. урокурок уроки урока уроков уроку урокам урок уроки уроком уроками уроке уроках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  45. урокОрфографическая запись слова урок Ударение в слове урок Деление слова на слоги перенос слова урок Фонетическая транскрипция слова урок [рок] Характеристика всех звуков у...Полный фонетический разбор слов
  46. урокограниченная во времени форма организации целенаправленного взаимодействия деятельности и обучения педагогов и учащихся систематически применяемая для решения задач обуче...Профессиональное образование
  47. урокЭто для него будет послужит уроком.hЦе для нього йому буде наука....Російсько-український словник сталих виразів
  48. урокурок аСинонимы видеоурок дань задание задача занятие класс мораль назидание наставление наставленье нотация нравоучение оброк острастка паремия поучение поученье проповед...Русский орфографический словарь
  49. урокonderrig eo instruo...Русский-африкаанс словарь
  50. урокм. образцовый урок открытый урок показательный урок предметный урок пробный урок урок с демонстрацией наглядных пособий уроки труда...Русско-английский психологический словарь
  51. урокурок м.i. прям. и перен.i lesson давать проводить урок give ai lesson брать уроки английского языка take English lessons take lessons in English это будет тебе уроком ...Русско-английский словарь
  52. урокурок м. . прям. и перен. lesson урок литературы literature lesson извлечь урок из чегол. learn a lesson from smth. . задание task exercise готовить уроки do ones lesson...Русско-английский словарь II
  53. урокtask lesson Возможно что основной урок который следует извлечь из этих трех примеров состоит в том что. Probably the main lesson to be gained from. these three examples ...Русско-английский словарь научного общения
  54. урокlesson...Русско-английский словарь политической терминологии
  55. урокlesson taskСинонимы видеоурок дань задание задача занятие класс мораль назидание наставление наставленье нотация нравоучение оброк острастка паремия поучение поученье про...Русско-английский технический словарь
  56. урокN...Русско-армянский словарь
  57. урокУрок урок белорусского языка урок беларускай мовы это послужит ему уроком гэта паслужыць будзе яму урокам брать уроки чеголибо у коголибо браць урок чагонебудзь у каго...Русско-белорусский словарь
  58. урокв разн. знач.i урок муж.iурок белорусского языка урок беларускай мовыэто послужит ему уроком гэта паслужыць будзе яму урокамбрать уроки чеголибо у коголибо браць урок ...Русско-белорусский словарь II
  59. урокУроuк м...Русско-болгарский словарь
  60. урокв школе ra поучительный tanulsg lecke tanra feladat lecke урок на дом hzi feladatзадать урок feladni a leckt занятияem ra давать уроки rkat adniвзять урок rt venn...Русско-венгерский словарь
  61. урокурок м...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  62. урокуро Синонимы видеоурок дань задание задача занятие класс мораль назидание наставление наставленье нотация нравоучение оброк острастка паремия поучение поученье пропове...Русско-ивритский словарь
  63. урок. саба выучить уроки сабаты оып пысытау урок истории тарих сабаы урок вводный крспе саба урок открытый ашы саба урок пробный байау сабаы уроки частные аы тленетн сабатар....Русско-казахский словарь
  64. уроксаба дрсурокназидание лг саба обобщающий урок нтиже саба...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  65. уроксаба...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  66. урокм. . сабак дарыс урок истории тарых сабагы . перен. поучение сабак это послужит ему уроком бул ага сабак болот....Русско-киргизский словарь
  67. урокзадание ученикуem gngk домашнее заданиеem jitng zuyприготовить уроки на завтра сегодня он не знает урока сделать уроки учебный часem kурок математики идти на урок...Русско-китайский словарь
  68. урокDersурок литературы edebiyat dersi...Русско-крымскотатарский словарь
  69. урокдерс урок литературы эдебият дерси...Русско-крымскотатарский словарь II
  70. урокstunda skolas uzdevums stunda darba uzdevums mcba...Русско-латышский словарь
  71. урокХичээл хичээлийн даалгавар сургамж...Русско-монгольский словарь
  72. урокм. учебный час Stunde f Unterrichtsstunde f Unterricht m занятие урок русского языка Russischstunde f Russischunterricht m на уроке der Stunde im Unterricht чаще мн у...Русско-немецкий словарь
  73. урокLes...Русско-нидерландский словарь
  74. урокурокм в разн. знач. посещать и брать давать и делать и отвечать извлечь это послужит вам хорошим ом ....Русско-новогреческий словарь
  75. урокleksjon видеоурок дань задание задача занятие класс мораль назидание наставление наставленье нотация нравоучение оброк острастка паремия поучение поученье проповедь работ...Русско-норвежский словарь
  76. урок...Русско-персидский словарь
  77. урок. lekcja. nauczkablockquote...Русско-польский словарь
  78. урокмlio fu учебный часem aula fu заданиеem lio fu dever m видеоурок дань задание задача занятие класс мораль назидание наставление наставленье нотация нравоучение оброк остр...Русско-португальский словарь
  79. урокУрок занятиеem darasa ma kipindi vi msomo mi somo ma наставлениеem fundisho ma funzo ma ibura somo ma kisomo vi перен.преподать урок fundisha somo zuri...Русско-суахили словарь
  80. урокурок супориш дарс...Русско-таджикский словарь
  81. урокм .дрес иск.сабак у. математики математика дресе у. музыки музыка дресе выучить у. дрес зерл .кч.сабак у. истории тарих сабагы это ему у. на будущее бу аа килчк чен сабак...Русско-татарский словарь
  82. урокders ders тж. перен.урок истории tarih dersiне забывать уроков истории tarihin verdii dersleri unutmamakготовить уроки derse almakизвлечь урок из чегол.em bir eyden ...Русско-турецкий словарь
  83. урокdars saboq...Русско-узбекский словарь Михайлина
  84. урокmem [oppi]tunti lksy kotitehtvлать уроuки lukea tem tehd lksyjучить уроuки lukea tem opetella lksyt opetusки войныu sodan opetukset...Русско-финский словарь
  85. урокhodina hodina vyuovac lekce ponauen pouen uen vyuovac hodina vyuovn kol loha...Русско-чешский словарь
  86. уроксущ.муж. урок врен вхч прозвенел звонок на урок урока ларма шнкрав пулч. килтй урок готовить уроки урок ту...Русско-чувашский словарь
  87. урокleksjon.strong lektion...Русско-шведский словарь
  88. урокLxa lektion lrdom...Русско-шведский словарь II
  89. урок.strong kodut.strong tund thtajat ppetund lesanne...Русско-эстонский словарь
  90. урокм.сглаз...Сербско-русский словарь
  91. урокминут за партой...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  92. урокминут для школьника...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  93. урокшкольных минут...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  94. урокУчебный сеанс...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  95. урокПромежуток между двумя переменами...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  96. урокм.u Конкретный объем работ заданный для выполнения часто без указания определенного срока норма обязательной дневной выработки. Управлению предоставляется право держать ...Словарь золотого промысла Российской Империи
  97. урокурок см. вопрос задача наука предупреждение...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  98. урокУuРКАstrong и м. и ж. УРКАГАuНstrong а УuРОКstrong уuрка м. Преступник уголовник заключенный относящийся к преступному миру.strong Хулиган шпана.strong Ирон.u обращение.О...Словарь русского арго
  99. урокбольшой урок великий урокСинонимы видеоурок дань задание задача занятие класс мораль назидание наставление наставленье нотация нравоучение оброк острастка паремия поучени...Словарь русской идиоматики
  100. урокурокСм. вопрос задача наука предупреждение....Словарь синонимов II
  101. урокурок См. вопрос задача наука предупреждение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. урок задача задание заняти...Словарь синонимов II
  102. урокурок задача задание занятие вопрос наука предупреждение физра нотация паремия нравоучение поучение мораль учебное занятие острастка оброк работа телеурок дань танцкласс н...Словарь синонимов
  103. уроксущ. греч.em заданное дело оброк подать наставление благоразумие. Исх. . Рим. . Прит. . видеоурок дань задание задача занятие класс мораль н...Словарь церковнославянского языка
  104. урокУРОК по Русской правде возмещение ущерба который получал потерпевший из общей суммы штрафа.Синонимы видеоурок дань задание задача занятие класс мораль назидание наставле...Словарь юридических терминов
  105. урокh урокbig сущ.муж.неод.i ед.им. Арист! тебе урок.МС . что каков урок хорошСтуд. . Премудрость! вот урок ееС. ед.вин. Решили две княжны сестрицы повторяя Урок который им ...Словарь языка Грибоедова
  106. уроку школ лекця година для кого памятка наука повчальна лекця....Словник синонімів Караванського
  107. урокУРОКstrong навчальна робота яка даться учнев для пдготовки до наступного заняття ЗАВДАННЯstrong перев. з сл. домашнй ЗАВДАНОКstrong заст. Як же тепер брате думаш жити Н...Словник синонімів української мови
  108. уро́кУРОК у ч. . Завдання навчальна робота як даються учнев для пдготовки до наступного заняття. Ану хто зна урок спитався учитель. Ще стало тихше у клас Мирний IV Страх я...Словник української мови в 11 томах
  109. урокУРОК у ч. Завдання навчальна робота як даються учнев для пдготовки до наступного заняття. Ану хто зна урок спитався учитель. Ще стало тихше у клас Панас МирнийСтрах яке ...Словник української мови у 20 томах
  110. урок.strong виклад научка див. лекця це завдання...Словник чужослів Павло Штепа
  111. урокминимальный учебный период занимающий один академический час []....Современный образовательный процесс
  112. урокУРОК основная форма организации учебных занятий при классноурочной системе обучения в общеобразовательных школах профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях....Современный энциклопедический словарь
  113. урокурок сущ.em м.em употр. часто Морфология нет чего урокаstrong чему урокуstrong вижу что урокstrong чем урокомstrong о чм об урокеstrong что урокиstrong нет чего уроковstr...Толковый словарь Дмитриева
  114. урокУРОК см. урочить....Толковый словарь живого великорусского языка
  115. урокурок урок а м. Учебный час в средних учебных заведениях посвященный отдельному предмету. Учитель дат у. У. математики. У. музыки. Звонок на у. с а. обычно мн. ч. Учебная ...Толковый словарь русского языка II
  116. урокУРОК а м. . Учебный час в средних учебных заведениях посвященный отдельному предмету. Учитель дат урок Урок математики. Урок музыки. Звонок на урок с урока. . обычно мм. ...Толковый словарь русского языка
  117. уроку ч. Завдання навчальна робота як даються учнев для пдготовки до наступного заняття. перев. чогоem. Навчальне заняття певний промжок часу вдведений для заняття з окремо...Толковый словарь украинского языка
  118. урокУдарение в слове урокУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове урок...Ударение и правописание
  119. урокLesson завданняem taskнаочний урок object lessonдавати уроки to teachдавати уроки зоолог to give lessons in zoologyнехай це буде для вас уроком let it be a lesson to ...Українсько-англійський словник
  120. уроккляса лекцыя урок...Українсько-білоруський словник II
  121. урокКляса...Українсько-білоруський словник II
  122. урокклясалекцыяурок...Українсько-білоруський словник
  123. урок...Українсько-грузинський словник (Георгій Чавчанідзе)
  124. урокTime undervisningstime skoletime...Українсько-датський словник
  125. урокУрок лтератури...Українсько-китайський словник
  126. урокTime undervisningstime skoletime...Українсько-норвезький словник
  127. урок[urok]готувати уроки odrabia lekcjeприватний урок korepetycja...Українсько-польський словник
  128. уроку m lekcja nauczka фзики lekcja fizyki зробити уроки odrobi lekcje це було для нас уроком byo to dla nas lekcj wycignlimy wnioski zdobylimy dowiadczenie...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  129. урокLeon...Українсько-французький словник
  130. урокTimme...Українсько-шведський словник
  131. урокRzeczownik урок m Edukacyjny lekcja f zadanie n Przenony nauczka f...Универсальный русско-польский словарь
  132. урокурок уроки урока уроков уроку урокам урок уроки уроком уроками уроке уроках Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы видеоурок дань задани...Формы слова
  133. урокУкор Рок Орк Урок...Электронный словарь анаграмм русского языка
  134. урокУРОК основная форма организации учебных занятий при классноурочной системе обучения в общеобразовательных школах профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях...Энциклопедический словарь естествознания
  135. урокУрокstrong. Общеслав. Производное с перегласовкой еiоi от urektii сказать. Ср. указаниеi. См. речьi. Урокi буквально сказанное далее условие указание и обусловленное вр...Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  136. урокрод. п. а др.русск. урокъ условие завершение сделка правило платеж налог РП и сл. урочные лета то есть установленные года Котошихин ст.слав. оурочьнъ definitus Супр. п...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  137. урокВосходит к общеславянскому urekti где приставка и имеет значения усиления при глаголе rekti говорить восходящей к основе имеющей индоевропейскую природу. Родственные сло...Этимологический словарь Крылова
  138. урокОбщеслав. Производное с перегласовкой еemоem от urektiem сказать. Ср. указаниеem. См. речьem. Урокem буквально сказанное далее условие указание и обусловленное время am...Этимологический словарь русского языка
  139. урокурок урокрод. п. а др.русск. урокъ условие завершение сделка правило платеж налог РП и сл. урочные лета то есть установленные года Котошихин ст.слав. оурочьнъ definitu...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)