Российская педагогическая энциклопедия

СИРОТСТВО

негативное социальное явление, характеризующее образ жизни несовершеннолетних детей, лишившихся попечения родителей. В самом понятии «сироты» заложены такие черты, как зависимость одиноких людей от др. лиц, отсутствие естественных прав и др. С древних времён сироты вызывали к себе жалостливое отношение, стремление приласкать и утешить обездоленного ребёнка, однако судьба сирот всегда была нелёгкой. Для устройства детей-сирот использовались разл. формы: организация учреждений для сирот воспитательных домов, сиротских дет. приютов, уч.-вос-питат. учреждений и др. (при монастырях, церквах, государственные, на средства частных лиц и пр.); опека и попечительство, усыновление и др. Первые крупные заведения для беспризорных детей известны в Европе с 8 в. (Милан), в России с нач. 18 в. (Новгород). В 20 в. мировые войны, революции и др. социальные потрясения, кризис общества не только стали причиной появления большого числа сирот, но и вызвали в большинстве стран мира (в т. ч. и экономически развитых). новое явление сиротство социальное, обусловленное социально-экон. и нравственными процессами в обществе и выражающееся в устранении родителей от их обязанностей по отношению к собственным детям. Социальные сироты это группы детей до 18 лет, к-рые имеют родителей, лишённых родительских прав, страдающих тяжёлыми заболеваниями, в т. ч. и психическими, вследствие алкоголизма, наркомании и т. п.; отказавшихся от своих детей и др. Явления безнадзорности и беспризорности, распространившиеся после 1-й мировой войны и в течение последующих десятилетий сократившиеся, с новой силой возникли в 80-х гг. 20 в. Большое число детей стало покидать семьи и воспитат. учреждения из-за плохого обращения и содержания. Одна часть из безнадзорных детей продолжала поддерживать ограниченные контакты с семьёй, другие дети стали социальными сиротами. К причинам социального С. также относятся: резкое ухудшение материального положения населения, его социально-экон. расслоение, межнац. конфликты, появление беженцев, урбанизация, кризисное состояние систем образования и воспитания и др. Все эти факторы характерны для мн. стран и разрушительно воздействуют на семью. В результате снижается рождаемость, увеличивается число неполных семей, появляются дети-бомжи, дети-изгои и т. п. С сер. 80-х гг. проблемы социального С. находятся в центре внимания мировой общественности. Во мн. гос-вах разрабатываются спец. программы социальной защиты детей-сирот. Дет. фонд ООН (ЮНИСЕФ). занимается теоретич. и практич. исследованиями социального С. в мире. В России после 1917 наблюдалось неск. периодов увеличения числа детей-сирот. В результате 1-й мировой войны, Окт. революции и Гражд. войны беспризорность стала массовой и приняла угрожающий характер. Гос-во полностью взяло на себя заботу о детях-сиротах, организовав разновозрастные воспитат. интернаты для проживания и обучения воспитанников (детские дома, школы-коммуны и др.), в т. ч. исправит.-воспитат. учреждения закрытого типа для правонарушителей (дет. колонии, трудовые и с.-х. коммуны и др.). Гос. меры по устройству сирот дали положит, результаты и в 1935 было провозглашено, что беспризорность в стране ликвидирована. Однако в 30-х гг. возникла вторая волна социального С., связанная с массовыми репрессиями. Появилось большое число детей «врагов народа», к-рые часто направлялись в дет. дома, где содержались в суровых условиях. В годы Вел. Отеч. войны принимались экстренные меры по сохранению жизни осиротевших детей. После войны в стране система воспитательных учреждений для детей-сирот функционировала в достаточно гибком и нестандартном виде, но в 50-х гг. была унифицирована и сведена преим. к типу дет. дома. Все интернатные учреждения для детей-сирот.н. детей, лишённых попечения родителей, были распределены между ведомствами (эта структура сохранилась до 90-х гг.): здравоохранения (дома ребёнка для малышей), образования (дет. дома, интернаты), внутр. дел (специальные уч.-воспитат. учреждения и воспитательно-трудовые колонии для детей-правонарушителей), социального обеспечения (специнтернаты для детей-инвалидов). Т. о., выбор форм устройства детей-сирот зависел от их возраста, состояния здоровья и поведения. Личные интересы и качества ребёнка, родственные связи (братья и сестры могли помещаться в разные заведения). практически не учитывались. Ещё в кон. 60-х гг. обозначилась тенденция к созданию школ-интернатов за счёт сокращения дет. домов, что ещё больше ограничило социальные контакты детей-сирот с окружающей средой и снизило возможности социализации. В 70-х гг. интернатные учреждения практически превратились в «закрытую зону». Проблемы С. не рассматривались гласно общественностью и не изучались серьёзно педагогами. К нач. 80-х гг. ситуация социального С. резко обострилась. Увеличилась (в 3 раза). численность воспитанников интернатных учреждений, изменился их состав. Большинство стали составлять т. н. отказные дети рождённые вне брака одинокими матерями и оставленные ими на попечение гос-ва, а также дети, родители к-рых лишены своих прав по воспитанию детей решением суда. Возросло число детей с разл. отклонениями в физическом, умственном и нравственном развитии. Был принят ряд гос. мер по нормализации жизни детей-сирот, определена правовая защита сирот, укреплена материальная база дет. учреждений. Начали работу Российский детский фонд (осн. в 1987 как Сов. дет. фонд им. В. И. Ленина), ряд благотворит, фондов и орг-ций. Однако попытки улучшить ситуацию с социальным С. не смогли изменить её в целом. По данным Мин-ва образования, в Рос. Федерации на 1.1.1994 насчитывалось св. 0,5 млн. сирот.н. детей, лишённых попечения родителей (лишь у 5—8% детей родители умерли). Из них 135 тыс. детей-сирот находилось на усыновлении, св. 180 тыс. под опекой и попечительством, св. 3 тыс. в семейных дет. домах Рос. дет. фонда, ок. 160 тыс. в интернатных учреждениях, в т. ч.: 20 тыс. в домах-интернатах Минсоцзащиты, 8 тыс. в домах ребёнка Минздрава, а также в учреждениях, находящихся в ведении Мин-ва образования РФ, 42 тыс. в дет. домах, 25 тыс. в школах-интернатах для детей-сирот, 25 тыс. в общеобразоват. школах-интернатах, 21 тыс. в школах-интернатах для детей с отклонениями в развитии, 11 тыс. в дет. домах для детей с отклонениями в развитии, 4 тыс. в ПТУ, 300 чел. в спец. ПТУ, 800 чел. в ср. и высш. уч. заведениях. Условия содержания детей в большинстве учреждений вызывают серьёзную озабоченность общественности. Поиск более эффективных форм социального воспитания детей-сирот относится к общенац. задачам. Св. 50% воспитанников домов ребёнка имеют родителей, лишённых родительских прав, отбывающих наказания в местах лишения свободы за совершённые преступления. В 96,5% семей, где родители лишены своих прав, отец или мать, а чаще оба хронич. алкоголики. От ребёнка, как правило, отказываются из-за его состояния здоровья, связанного с тяжёлым хронич. заболеванием (60%), и плохих материальных условий (ок. 20%). В 80—90-х гг. дома ребёнка из воспитат.-оздоровительных практически превратились в лечебно-реабилитационные и воспитат. учреждения. Напр., в Москве в нач. 90-х гг. в домах ре.бёнка 54% детей имели серьёзные дефекты развития (уродства, поражение центр, нервной системы, олигофрения и т. п.), у 8% задержка физич. и психоречевого развития и лишь 46% относительно здоровы. Проблема больных детей-сирот одна из важнейших обществ, забот. После 3 лет они поступают в спец. уч.-воспитат. учреждения, где содержатся до 18 лет. Овладевшие трудовыми навыками по заключению врачебно-трудовой экспертной комиссии устраиваются на работу, остальные переводятся в психо-неврологич. интернаты. Однако процент реабилитированных детей, а в дальнейшем полезных и полноценных членов общества мог бы быть гораздо выше, если бы их социально-трудовая адаптация осуществлялась регулярно. Один из путей решения проблемы с детьми-инвалидами помощь гос-ва семье (увеличение оплачиваемого отпуска матери по уходу за ребёнком, а также пособия по инвалидности ребёнка, организация мед. консультаций, лечебных и оздоровит, мероприятий для больных детей и др.). В нач. 90-х гг. предпринята попытка создания реабилитац. центров, позволяющих ребёнку овладеть профессией и создающих условия для социализации личности. Ежегодно ок. 50 тыс. детей убегают не только из неблагополучных семей, но и из этих уч.-воспитат. заведений. Поскольку принудит, возвращение таких детей педагогически мало эффективно, отделы социальной защиты при муниципальных органах самоуправления и обществ, фонды организуют для них разл. приюты нового типа. Первостепенной задачей становятся пед. помощь, психол. коррекция, социальная адаптация воспитанников, расширение их социального опыта для успешного устройства в жизни. Специалисты ориентируют воспитателей этих учреждений на формирование у детей-сирот качеств личности, к-рые у них обычно развиты слабо: способность к социальному выбору, умение действовать в изменяющихся обстоятельствах, находить нестандартное решение и т. п. Многие интернатные учреждения системы Мин-ва образования России перепрофилируются в гимназии, разл. уч-ща (мед., с.-х., пед. и т. д.). Более распространённой формой стали смешанные дет. дома, дома детства (братья и сестры воспитываются вместе), в к-рых дети живут с рождения до 18 лет, нек-рые учреждения переустраиваются по семейному типу (квартиры, комнаты на 2—3 детей и т. п.). Расширились возможности для обоснованного выбора интернатного учреждения для детей с отклонениями в развитии, с пограничными состояниями. С целью их ресоциализации в обычных школах-интернатах создаются классы для детей с задержкой психич. развития и легкой умственной отсталостью. Предпочтение отдаётся открытым формам воспитания, в к-рых воспитанники больше общаются с окружающей социальной средой. Одно из эффективных направлений воспитания детей-сирот расширение кол-ва семейных дет. домов (на нач. 90-х гг. в них воспитывалось ок. 3 тыс. сирот), а также использование в большем масштабе форм опекунства и попечительства, усыновления. Как правило, желающие предпочитают усыновить маленького и здорового ребёнка (обычно усыновляют 30% дошкольников и 70% мл. школьников). После 12 лет наиб. приемлемы опека и попечительство, связи с семьями (участие граждан в воспитании детей, находящихся в дет. учреждении, совместное проведение отдыха в выходные дни). и т. п. Создание центров опеки, усыновления, формирующих банк данных об опекунах и усыновителях, облегчит контакты граждан, к-рые хотят заняться воспитанием детей-сирот. В сферу их деятельности входят консультативная, мед., психол. и пед. помощь больным детям, диагностика физич. и психич. состояния ребёнка, а также контроль за осуществлением междунар. усыновления. Одна из важнейших задач общества бытовое и трудовое устройство сирот-выпускников дет. интернатных учреждений. Отсутствие у них достаточных адаптивных способностей и семейной поддержки может вынудить девушек и юношей искать понимания в неформальных объединениях антисоциальной направленности, совершать правонарушения и т. п. Необходим механизм защиты их прав в обществе в соответствии в кон. венцией ООН о правах ребёнка. Лит. Положение детей в СССР, 1990. Состояние, проблемы, перспективы, М., 1990; Положение детей в России. Социальный портрет (1992), М., 1993; Положение детей в Рос. Федерации. Гос. ежегодный доклад, 1993, М., 1994; Проблемы сиротства и организация гос. помощи детям, лишившимся родительского попечения, М., 1992; Проблемы сиротства и деятельность учреждений, замещающих семейное воспитание, М., 1992; Актуальные проблемы современного детства, М., 1992—93. Н. П. Иванова.

  1. сиротствос. orfanezza f Итальянорусский словарь. Синонимы безотцовщина одинокость одиночество сиротливость...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  2. сиротствосиротство с . Waisenstand m . перен. Verwaistheit f Verlassenheit f одиночествоСинонимы безотцовщина одинокость одиночество сиротливость...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  3. сиротствос Waisenstand m перен. Verwaistheit f Verlassenheit f одиночество Синонимы безотцовщина одинокость одиночество сиротливость...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  4. сиротствос.orfandad fem soledad f...Большой русско-испанский словарь
  5. сиротствосущ. ср. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  6. сиротствос. orphelinage m...Большой русско-французский словарь
  7. сиротствос.orphelinage m безотцовщина одинокость одиночество сиротливость...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  8. сиротствоа ср.em Состояние положение сироты.[Мурзавецкая] Вижу я сиротство твое родных у тебя нет надо и об тебе комунибудь позаботиться.em А. Островский Волки и овцы. Одно пойм...Малый академический словарь
  9. сиротствокорень СИРОТ суффикс СТВ окончание О Основа слова СИРОТСТВВычисленный способ образования слова Суффиксальный СИРОТ СТВ О Слово Сиротство содержит следующие морфем...Морфемный разбор слова по составу
  10. сиротствоНачальная форма Сиротство винительный падеж единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  11. сиротствосиротство ср. Состояние сироты . перен. Одиночество....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  12. сиротствосиротство сиротство а...Орфографический словарь
  13. сиротствоu с безотцовщина одинокость одиночество сиротливость...Орфографический словарь русского языка
  14. сиротствосоциальное явление характеризующее образ жизни детей оставшихся без попечения родителей. Длительное время к сиротам относились дети потерявшие родителей вследствие их сме...Педагогический терминологический словарь
  15. сиротствосиротство сиротства сиротства сиротств сиротству сиротствам сиротство сиротства сиротством сиротствами сиротстве сиротствах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  16. сиротствоОрфографическая запись слова сиротство Ударение в слове сиротство Деление слова на слоги перенос слова сиротство Фонетическая транскрипция слова сиротство [сроцдва] Хара...Полный фонетический разбор слов
  17. сиротствосиротство аСинонимы безотцовщина одинокость одиночество сиротливость...Русский орфографический словарь
  18. сиротствоСр мн. нет . yetimlik . mc. kimssizlik tklik....Русско-азербайджанский словарь
  19. сиротствоср....Русско-английский психологический словарь
  20. сиротствосиротство с.iorphanhood orphanage...Русско-английский словарь
  21. сиротствосущ.orphanage orphanhood безотцовщина одинокость одиночество сиротливость...Русско-английский юридический словарь
  22. сиротствоN...Русско-армянский словарь
  23. сиротствоСроцтва...Русско-белорусский словарь
  24. сиротствосроцтва ср.i...Русско-белорусский словарь II
  25. сиротствосиро безотцовщина одинокость одиночество сиротливость...Русско-ивритский словарь
  26. сиротствожетмдкодиночество жалызды...Русско-казахский словарь
  27. сиротствожетмдк...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  28. сиротствоср. жетимдик жетимчилик....Русско-киргизский словарь
  29. сиротство. . жить в е . Синонимы безотцовщина одинокость одиночество сиротливость...Русско-китайский словарь
  30. сиротствоsrdienba...Русско-латышский словарь
  31. сиротствоnalaityst...Русско-литовский словарь
  32. сиротствончрл...Русско-монгольский словарь
  33. сиротство. sieroctwo. opuszczenieblockquote...Русско-польский словарь
  34. сиротствосorfandade fu одиночествоem solido f безотцовщина одинокость одиночество сиротливость...Русско-португальский словарь
  35. сиротствоСиротствоukiwa ед.em uyatima ед....Русско-суахили словарь
  36. сиротствосиротство ятим бекас бекасук...Русско-таджикский словарь
  37. сиротствос ятимлек ксезлек...Русско-татарский словарь
  38. сиротствосyetimlik kszlk безотцовщина одинокость одиночество сиротливость...Русско-турецкий словарь
  39. сиротствоetimlik...Русско-узбекский словарь Михайлина
  40. сиротствоosielost...Русско-чешский словарь
  41. сиротство.strong hljatus.strong mahajetus orvupli ksildus ksindus...Русско-эстонский словарь
  42. сиротствосиротство аСинонимы безотцовщина одинокость одиночество сиротливость...Русское словесное ударение
  43. сиротствосиротство см. одиночество Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М. Русский язык.З. Е. Александрова. сиротство сущ. колво синонимов безотцовщина ...Словарь синонимов II
  44. сиротствоh сиротствоbig сущ.сред.неод.i ед.вин. Она сама рано познала сиротство и своею печалию научилась разделятьКБ ....Словарь языка Грибоедова
  45. сиротствосоциальное явление обусловленное наличием в обществе детей родители которых умерли а также детей оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав п...Терминологический ювенологический словарь
  46. сиротствоСИРОТСТВО а. ср. Состояние сиротыодиночество. Жить в сиротстве....Толковый словарь Ожегова
  47. сиротствоСИРОТСТВО сиротствасиротства мн. нет ср. Состояние сироты. Ребенок не легко переносил свое сиротство. перен. Одиночество....Толковый словарь русского языка II
  48. сиротствосиротство сиротство а ср. Состояние сироты одиночество. Жить в сиротстве....Толковый словарь русского языка II
  49. сиротствоСИРОТСТВО а. ср. Состояние сиротыодиночество. Жить в сиротстве....Толковый словарь русского языка
  50. сиротствоУдарение в слове сиротствоУдарение падает на букву оБезударные гласные в слове сиротство...Ударение и правописание
  51. сиротствоRzeczownik сиротство n sieroctwo n Przenony opuszczenie odczas. n...Универсальный русско-польский словарь
  52. сиротствосиротство сиротства сиротства сиротств сиротству сиротствам сиротство сиротства сиротством сиротствами сиротстве сиротствах Источник Полная акцентуированная парадигма по ...Формы слова
  53. сиротствоТоо Титр Титор Тит Тис Тирс Тир Твист Стрит Стр Створ Срост Сотр Сост Сорт Сорит Сор Совр Ситро Сито Сист Сиротство Сворот Свист Рот Ростов Рост Росс Ров Рисс Рис Рио Отт...Электронный словарь анаграмм русского языка