Российская педагогическая энциклопедия

РИТМИКА

(от греч. rhythmos — порядок движения), ритмическое воспитание, пед. системы и методы, построенные на сочетании музыкальных (художественных). форм и пластических движений. Ритмич. воспитание способствует развитию у детей муз. восприятия, эмоциональности и образности, совершенствованию мелодич. и гармонич. . слуха, муз. памяти, чувства ритма, культуры движений, умению творчески воплощать муз.-двигательный образ. Преимущественное использование музыки на занятиях Р. объясняется тем, что на практике худож. оформлением ритма является музыка, хотя используются и др. худож. средства: поэзия, живопись и др. В Р. сливаются воедино слуховое (ритмическое). и зрительное впечатления, естественными и выразительными движениями передается эмоциональное состояние человека. Поэтому концепция ритмич. воспитания исходит из природных способностей и возможностей детей. Ритмич. занятия со взрослыми носят не столько воспитательный, сколько профессионально-творческий характер. Ритмич. воспитание использовалось в большей степени в иск-ве балета. Однако в методике преподавания балетного мастерства Р. большей частью сводилась к формальному тактированию. В классич. школе балета мн. стран задачи обучения учащихся высокой технике движений преобладали над воспитательными. Поэтому осмысление категории Р., изменявшее представление о классич. законах пространственной перспективы и движений, было свойственно не столько балету, сколько музыке, театру и даже живописи и архитектуре. Восприятие пространства и времени с помощью Р. изменило отношение к клас-сицистской форме триединства — действия, времени и места. Сторонники ритмич. воспитания предлагали рассматривать объект в изменении во времени и пространстве одновременно. Р., выйдя за рамки балета, превратилась в самостоят. направление, получившее название «нового иск-ва движения». Одним из создателей новой концепции иск-ва движения является Ф. Дельсарт (1811—71), франц. педагог и композитор, разработавший методику контроля над движением и применивший ее в обучении взрослых разл. профессий (скульпторов, художников, врачей и др.). Идеи Дель-сарта развивали Э. Жак-Далькроз и А. Аппиа (Швейцария), А. Дункан (США), Р. Штейнер (Германия), Г. Крэг (Великобритания), К. С. Станиславский (Россия). и др. Система Жак-Далькроза строилась на взаимосвязи музыки, впечатления и движений и была апробирована им в преподавательской деятельности на спец. курсах ритма в Ин-те музыки и ритма в Хелерау (близ Дрездена). Почти одновременно с Жак-Далькрозом Штейнер создал концепцию «нового иск-ва постижения», в дальнейшем получившего назв. эвритмии. Нек-рые пед. системы нач. 20 в. ориентировались даже на всеобщее ритмич. воспитание. Наиб. яркое воплощение идеи Р. получили в творчестве амер. танцовщицы А. Дункан (1878—1927). Несмотря на общемировую известность, её взгляды на Р. и иск-во движения часто не получали адекватного понимания. В 1905 Дункан открыла школу в Берлине, т. к. считала, что именно Германия как страна философии и культуры позволит ей наилучшим образом осуществить стремление создать театр будущего. Эта школа также известна как Грюневальдская. Дункан рассматривала танец в качестве естественного средства воспитания ребенка. Занятия физич. упражнениями и гимнастикой считались подготовит, этапом, мобилизующим все силы организма к его наиболее полному развитию. Теория Дункан строилась на понятиях «воли к красоте», «движения сообразно гармонии в природе» и др. Атмосфера школы, её интерьер (просторная студия, подлинные произв. скульптуры и живописи, изящная шк. форма в виде туники и т. п.). способствовали воспитанию у детей эстетич. отношения к действительности. Правила преподавания в школе и руководство к танцам (500 упражнений). изложены Дункан в дневнике. Не получив в Германии поддержки, Дункан попыталась найти взаимопонимание в России, посетив её в 1907 с гастролями. Но традиции классич. рус. балета также не соответствовали идеям Дункан. В 1908 она приобрела студию в Париже, в 1913 её школа переехала в Париж в отель Бельвю, к-рый был перестроен в виде сказочного замка для «Дома танца будущего». Учениц школы часто рисовал О. Роден, к-рый в девушках видел танцовщиц, умеющих двигаться согласно природе и гармонии и понимавших науку движения лучше, чем его ученики. После начала 1-й мировой войны (1914). школа Дункан эвакуировалась в США, в 1920 вернулась в Европу, где Дункан избрала для размещения школы Грецию. Дункан отмечала, что жители Др. Греции были необыкновенными наблюдателями природы, изображавшими на своих вазах и в скульптурах движения, к-рые находятся в бесконечном развитии — каждое движение неизбежно вызывает следующее. Однако в связи с гос. переворотом (1921). Дункан была вынуждена покинуть Грецию. В том же году она приняла приглашение пр-ва РСФСР. создать школу танцев для рос. детей. Дункан надеялась, что именно в рев. России, провозгласившей иск-во и культуру достоянием каждого, сможет осуществиться её мечта о гос. бесплатной и общедоступной танцевальной школе. Однако условия разрухи и нищеты, отсутствие материальных средств в значит. степени препятствовали её начинаниям. Её деятельности активно содействовал А. В. Луначарский. Для школы был выделен особняк на Пречистенке. Хотя сама мысль о школе танцев в неустроенной России казалась несбыточной, поступить в школу стремилось в несколько раз больше детей, чем планировалось, и Дункан удвоила число учащихся. Она использовала все свои сбережения и связи, чтобы создать в школе хотя бы сносные условия для занятий, обеспечить детей питанием. Школа Дункан в России просуществовала до кон. 40-х гг. После смерти Дункан школой руководила её ученица Ирма Дункан. Идеи и практич. опыт Дункан привлекли энтузиастов во мн. странах мира. По её методике работают совр. студии и школы пластич. танца, ритмич. воспитания. Наиб. известны школы Дункан в Австрии, Великобритании (студия Б. Канн в Лондоне и др.), Германии (Центр естеств. движения, Мюнхенская школа и др.), США (в т. ч. Междунар. дункановский ин-т классич. танца в Сан-Франциско), Франции (Академия А. Дункан в Париже и др.). В России крупного совр. дункановского уч. заведения создано не было. Деятельности Дункан посвящаются между нар. конференции, фестивали, семинары, летние школы и т. п. В России развивалась собственная школа Р., отличавшаяся более широким использованием муз. сопровождения. Мн. рус. ритмисты, получившие образование в Хелерау, стремились внести в Р. своё видение. Иск-вом Р. занимался Станиславский. Он поддерживал ритмич. идеи Дункан и Крэга и подчёркивал существенное сходство их пед. взглядов. В России осн. центрами развития ритмич. воспитания были Ин-ты ритма в Москве и Петербурге, работавшие в тесном взаимодействии, Ин-т сценич. иск— в с отделением ритма в Петербурге, разл. курсы ритмич. гимнастики. Предмет Р. входил в программы дошкольных дет. учреждений, консерваторий. Ин-т ритма в Петербурге вёл историю с курсов ритмич. гимнастики Жак-Даль-кроза (осн. в 1912), на базе к-рых была организована частная школа ритмики О. Адамович, перешедшая затем к ученице Жак-Далькроза Н. В. Романовой и составившая ядро ин-та, открытого в 1920. Осн. цели ин-та — творческое развитие метода ритмич. гимнастики и подготовка преподавателей-ритмистов. Учащиеся изучали Р., сольфеджио, импровизацию, биомеханику, психологию, историю музыки, иск-в. В 1922 ин-т влился в Ин-т сценич. иск-в. Распространению идей нового иск-ва движения и метода ритмич. гимнастики во многом способствовал проф. ин-та С. М. Волконский. В Москве первые частные курсы для подготовки ритмистов-преподавателей были открыты в 1914 (руководитель Н. Г. Александрова, одна из рус. учениц школы Жак-Далькроза). В 1918 курсы влились в Моск. ин-т ритма, его директором стала Александрова. В нач. 20-х гг. он обслуживал св. 70 уч. и воспитат. учреждений (дет. сады, дет. дома, обще-образоват., муз., театральные, балетные школы), в уч. план к-рых входила Р. Ин-тами разрабатывались разл. науч. направления: ритм в музыке, движении, слове, производственных процессах, архитектуре и др., ритм как театральный принцип, как инструмент воспитания и даже как оздоровительно-леч. средство. Систему гармонич. . гимнастики, расширившую двигат. и худож. возможности человека, предложила Л. Алексеева. Ритмисты Р. Варшавская, Н. Романова, А. Невинская в преподавании пластики опирались на принципы Жак-Далькроза. Т. Глебова, 3. Вербова, П. Ф. Лес-гафта, стремились сблизить физич. культуру с художественностью Р. Развивалось своеобразное направление т. н. массовых плясок, мн. элементы к-рых использовались на уроках Р. в дет. садах и мл. классах дет. общеобразоват. школ. Деятельность энтузиастов Р. способствовала развитию в России школы ориг. худож. гимнастики, фигурного катания, аэробики, пластики, пантомимы, эвритмии. Многие группы «алексеевок» (последовательниц системы Алексеевой), «босоножек» и моек, ансамбль студии Дункан под руководством М. Борисовой работали по методике Дункан, ряд школ и студий использовали нем. концепцию. Параллельно коллектив «Гос. студии Гептахор» (1918—34). под руководством С. Д. Рудневой разрабатывал уникальную методику «музыкального движения», наиболее полно воплотившую пед. и творческие идеи Дункан. Инициатором нового метода выступила С. Д. Руднева. Под влиянием творчества Дункан (после её первого приезда в Россию в 1905). Руднева начала исследовать пластич. философию Дункан, с к-рой вела переписку. В 1914 Руднева создала студию «Молодой гептахор» (в этом же году студия провела конкурсный отбор рус. девочек для обучения в школе Дункан), к-рая в 1918 получила статус государственной и своё название. В 1919 члены студии были приглашены в Ленингр. ин-т ритма, однако их сотрудничество не осуществилось из-за различий в методиках обучения. В ин-те доминировала система Жак-Далькроза, требовавшая большей схематичности. Гептахоровцы стремились естественными выразительными движениями передавать эмоциональные переживания человека. Студийцы рассматривали Р. в новых пространственно-временных отношениях и как бы разрушали статику пространства и мерности времени. Осн. содержание метода муз. движения состоит в том, что процесс обучения основан на целостном подходе к Р., музыке и движению. В отличие от тра-диц. школ Р. Жак-Далькроза и балета задачи эстетич., психол. и культурного развития человека по методу муз. движения решаются путём обучения детей умению владеть своим телом и эмоциями, формирования способности целостно воспринимать музыкальное (и художественное). произведение и создавать выразит, формы движения в соответствии с внутр. содержанием музыки. Большая роль отводится интуиции и исполнительской импровизации. Пед. ценность метода муз. движения заключается также в том, что он способствует развитию эмоциональной сферы и образного мышления личности. Метод можно использовать в ср. образовательной и высш. школе как механизм, позволяющий раскрыть в человеке черты самостоят.и творческого мышления Однако в 20—30-х гг нек-рые пед. и театральные деятели усмотрели в P одну из форм бурж культуры и подвергли ее жесткой критике за проявление эстетизма, декадентства и т.н. В 1923 было принято решение о переводе Моек ин-та ритма в Ленинград, что означало по сути ликвидацию не только ин-та, но и всей моек школы P В 1925 с учреждением при Гос. академии худож. наук (ГАХН). Мрск ассоциации ритмистов предпринимались попытки оживления деятельности в области ритмич воспитания В Ассоциации действовали секции дошкольная, общеобразоват. школ, вспомогательных школ, муз. и театральных уч заведений, муз. -методическая В 1929—33 в Москве работали трехгодичные курсы P под руководством одного из педагогов Ин-та ритма H II Збруевой В 30-х гг шел процесс устранения P из шк. программ Постепенно массовые занятия P стали преим проводиться лишь в дет. садах и при подготовке культурных мероприятий В театральных уч заведениях P сменил новый уч предмет — «сценическое движение» Идеи ритмич воспитания, направленные на гармонич. развитие творч способностей человека, не востребовались В 30-е гг большинство теоретиков P было вынуждено продолжить развитие своих идей в разл учреждениях напр. Александрова преподавала сце-нич P в Моек консерватории, Руднева читала лекции на курсах руководителей кружков и студий муз. воспитания, рит-мисты работали в клубах, домах пионеров, студиях худож. движения (только в Моек обл их было ок 50). и др. Теоре-тич разработки проблем P велись в хореографии лаборатории ГАХН В сер. 40-х гг Руднева разрабатывала на основе P программы худож. гимнастики (худож. движения). для 1—11-х кл жен школ Свои пед. взгляды она изложила в пособиях «Методика музыкального воспитания в детском саду» (1961 и 1969), «Ритмика Музыкальное движение» (1972, совм. с Э M Фиш), «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» (1991, в соавторстве). и др, а также в труде «Воспоминания счастливого человека» (40-е гг, не опубл). Пед. систему «муз. движения» Рудневой в 90-е гг продолжают развивать совр. Ассоциация муз. движения, моек дет. муз. студии и школа, работающие по ее методике Идеи ритмич воспитания используются в нек-рых общеобразоват, муз. и др. школах, в учреждениях внешкольного (дополнительного). Образования и др. Лит Розанов В В, Воспитат. значение танцев Айс Дункан, в его кн. Среди худож. ников, M, 1914, его же, Танцы невинности (Айседора Дункан). в его кн. Сумерки просве щения, M, 1990, Волконский С М, Отклики театра, II 1914, Дункан А, Танец будущего, пер с нем, M, 1908, с е ж с Моя жизнь, пер с англ. M, 1992, II э p и а H Я, Ритм, жизнь, творчество, Л -M, 1925, Ритм и культура танца Л, 1926, Массовые пляски и игры, Л -M, 1933, Руднева С Д, Пасынкова А В, Опыт по развитию эстетич. активности методом муз. движения ПМ, 1982, т 3 № 3, Збруева H П, Рит мич воспитание, M, 1935, Станислав с к и и К С, Работа актера над собой, M, 1951, Ильина Г А, Руднева С Д, К вопросу о механизме муз. переживания, ВП. 1971 № 5, Мели к-П а III а с в А А, Педагогика иск-ва и творческие способности, М, 1981, Штейнер Р, Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки, М, 1993, Kniazeva T Mikhaluk V, Musical movement m Russia, «The Duncan Dance Newsletter», 1991, № l В И Михалюк

  1. ритмикаРИТМИКА от греч. rhythmikos относящийся к ритму теория ритма. iСовокупность ритмич. особенностей определнного языка поэзии музыки или определнного стиля художеств прои...Большая советская энциклопедия
  2. ритмикаот греч. rhythmiksотносящийся к ритму теория Ритма. em Совокупность ритмических особенностей определнного языка поэзии музыки или определнного стиля художественных про...Большая Советская энциклопедия II
  3. ритмикаж. ritmica Итальянорусский словарь....Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. ритмикаритмика ж Rhythmik f...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. ритмикажRhythmik f...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. ритмикаж.rtmica f...Большой русско-испанский словарь
  7. ритмикасущ. жен. рода только ед. ч....Большой русско-украинский словарь
  8. ритмикаж. rythmique f...Большой русско-французский словарь
  9. ритмикаж.rythmique f...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  10. ритмикасовокупность всех проявлений ритма в музыке или конкретноммузыкальном произведении. Учение о музыкальном ритме. Разделстиховедения....Большой энциклопедический словарь II
  11. ритмикаРИТМИКА совокупность всех проявлений ритма в музыке или конкретном музыкальном произведении. Учение о музыкальном ритме. Раздел стиховедения....Большой энциклопедический словарь III
  12. ритмикаРИТМИКА совокупность всех проявлений ритма в музыке или конкретном музыкальном произведении. Учение о музыкальном ритме. Раздел стиховедения....Большой Энциклопедический словарь V
  13. ритмикасовокупность особенностей ритма музыки определенного стиля эпохи направления композитора отдельного произведения. Раздел стиховедения....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  14. ритмикаРИТМИКА и ж. rythmique f.ampGT нем. Rhythmique. strong. Учение о ритме в стихах музыке танцах.em БАС. Rythmique. Рифмик. Сим именем древние называли одну науку в которой ...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  15. ритмикаритмика....Киргизско-русский словарь
  16. ритмикаРИТМИКАstrong см. Стихосложение.Лермонтовская энциклопедия АН СССР. Инт рус. лит. Пушкин. Дом Науч.ред. совет издва Сов. Энцикл. Гл. ред. Мануйлов В. А. Редкол. Андроник...Лермонтовская энциклопедия
  17. ритмикаРИТМИКА. Понятие Р. употребляется в двух значениях. В одном случае оно обозначает комплекс ритмических особенностей характерных для того или иного поэта ритмика Маяковск...Литературная энциклопедия
  18. ритмикаПонятие Р. употребляется в двух значениях. В одном случае оно обозначает комплекс ритмических особенностей характерных для того или иного поэта ритмика Маяковского ритмик...Литературная энциклопедия II
  19. ритмикаРИТМИКА. Понятие Р. употребляется в двух значениях. В одном случае оно обозначает комплекс ритмических особенностей характерных для того или иного поэта ритмика Маяковск...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  20. ритмикаРИТМИКА от греч. rhythmiks соразмерный стройный наука о ритме в широком смысле слова одной из отраслей которой является стиховедение область стиховедения смежная с мет...Литературный энциклопедический словарь
  21. ритмикаи ж.em Система и характер ритма.Ритмика стиха. [Маяковский] ввел в русскую литературу и новый небывалый сюжет и новую небывалую ритмику.em К. Чуковский Маяковский.Учение...Малый академический словарь
  22. ритмикакорень РИТМ суффикс ИК окончание А Основа слова РИТМИКВычисленный способ образования слова Суффиксальный РИТМ ИК А Слово Ритмика содержит следующие морфемы или ча...Морфемный разбор слова по составу
  23. ритмикаНачальная форма Ритмика единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  24. ритмикаstrong Совокупность проявлений ритма в музыке. Термин Р. обычно применяется для обозначения ритмич. особенностей определнного стиля композитора эпохи жанра и т. п. напр. ...Музыкальная энциклопедия
  25. ритмикаритмика ж. Система и характер ритма. Учение о ритме. Ритмические движения обычно с музыкальным сопровождением....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  26. ритмикаритмика ритмика и...Орфографический словарь
  27. ритмикаu ж...Орфографический словарь русского языка
  28. ритмикаот греч.u rhythmos порядок движения ритмическое воспитание педагогические системы и методы построенные на сочетании музыкальных художественных форм и пластических движе...Педагогический терминологический словарь
  29. ритмикаритмика ритмики ритмики ритмик ритмике ритмикам ритмику ритмики ритмикой ритмикою ритмиками ритмике ритмиках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  30. ритмикаОрфографическая запись слова ритмика Ударение в слове ритмика Деление слова на слоги перенос слова ритмика Фонетическая транскрипция слова ритмика [ридмк] Характеристика...Полный фонетический разбор слов
  31. ритмикаРИТМИКАstrong от греч. размеренный стройный отдел поэтики изучающий вопросы ритмического строя стиха. Понятие Р. неотделимо от метрикиem но последняя обычно относится...Поэтический словарь
  32. ритмика[от греч. rhythmikos] система физических упражнений построенных на основе связи движения с музыкой. Р. является составной частью физического воспитания...Психомоторика словарь-справочник
  33. ритмикаСм. rtmica....Пятиязычный словарь лингвистических терминов
  34. ритмикаритмика и...Русский орфографический словарь
  35. ритмикаЖ ritmika . vzn . vzn nzriyysi . musiqi mayitil ediln ritmik hrktlr....Русско-азербайджанский словарь
  36. ритмикаритмика ж.i. лит. лингв. irhythmics pl.i rhythm system . учение о ритмеi rhythmics pl.i theory of rhythm . спорт. ieurhythmics...Русско-английский словарь
  37. ритмикаритмика ж. . система и характер ритма rhythms pl. rhythmical pattern . учение о ритме rhythmics theory of rhythm . система физических упражнений eurhythmics....Русско-английский словарь II
  38. ритмикаrhythmics...Русско-английский словарь по электронике
  39. ритмикаРытмка...Русско-белорусский словарь
  40. ритмикарытмка жен.i...Русско-белорусский словарь II
  41. ритмикари...Русско-ивритский словарь
  42. ритмика. система ритма ритмика ыра теориясы ритмика стихов ледер ритм. учение о ритме ритмика ыраа негзделген гимнастика преподаватель ритмики ритмика оытушысы...Русско-казахский словарь
  43. ритмикаритмика...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  44. ритмикаж. . система ритма ритмика ритмдик системасы ритмика стиха ырдын ритмикасы . учение о ритме ритмика ритм жнндг окуу . ритмическая гимнастика ритмика ритм менен жасалган г...Русско-киргизский словарь
  45. ритмикаучениеem ynl jil ynlxu упражненияem jil tco...Русско-китайский словарь
  46. ритмикаritmika...Русско-латышский словарь
  47. ритмикаrytmikk...Русско-норвежский словарь
  48. ритмикажrtmica f...Русско-португальский словарь
  49. ритмикаритмика оида ва хусусиятои вазн тарз ва хусусиятои вазн...Русско-таджикский словарь
  50. ритмикаж муз. лит. ritim tmi...Русско-турецкий словарь
  51. ритмикаrytmika...Русско-чешский словарь
  52. ритмика.strong rtm.strong rtmika rtmipetus...Русско-эстонский словарь
  53. ритмикаритмика...Русское словесное ударение
  54. ритмикаж.ритмика...Сербско-русский словарь
  55. ритмикаУчение о стихосложен...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  56. ритмикаРИТМИКА греч.нем. Учение о ритме. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. ритмика гр.em rhythmikos равномерный соразмерный учение о ритм...Словарь иностранных слов русского языка
  57. ритмикадр.греч.u равномерный размеренный strong В литературоведенииem раздел стиховедения strong в лингвистике текстаem совокупность всех проявлений ритма....Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  58. ритмикаот греч. rhythmicos равномерный размеренный Ритмический строй стихотворного произведения или группы произведений того или иного поэта периода поэзии на данном языке и т....Словарь литературоведческих терминов
  59. ритмикаритмика сущ. колво синонимов биоритмика Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. ....Словарь синонимов II
  60. ритмикаРИТМИКА совокупность особенностей ритма музыки определенного стиля эпохи направления композитора отдельного произведения. Раздел стиховедения....Современная энциклопедия
  61. ритмикаРИТМИКА совокупность всех проявлений ритма в музыке или конкретном музыкальном произведении. Учение о музыкальном ритме. Раздел стиховедения....Современный энциклопедический словарь
  62. ритмикараздел стиховедения изучающий ритмическое строение стиха ритмическое строение стихов какоголибо поэта периода и проч. Рубрика литература и наукаЦелое стиховедение Прочие...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  63. ритмикаритмика [...Толковый словарь иностранных слов
  64. ритмикаРИТМИКА и ж. . Система характер ритма. Р. стиха. . Учение о ритмев музыке стихосложении. . Ритмические движения с музыкальнымсопровождением. Урок ритмики....Толковый словарь Ожегова
  65. ритмикаРИТМИКА ритмики ж. Система и характер ритма науч. Ритмика русского стиха. Учение о ритме науч. Ритмические движения обычно с музыкальным сопровождением....Толковый словарь русского языка II
  66. ритмикаритмика ритмика и ж. Система характер ритма. Р. стиха. Учение о ритме в музыке стихосложении. Ритмические движения с музыкальным сопровождением. Урок ритмики....Толковый словарь русского языка II
  67. ритмикаРИТМИКА и ж. . Система характер ритма. Ритмика стиха. . Учение о ритме в музыке стихосложении. . Ритмические движения с музыкальным сопровождением. Урок ритмики....Толковый словарь русского языка
  68. ритмикаУдарение в слове ритмикаУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове ритмика...Ударение и правописание
  69. ритмикаRzeczownik ритмика f rytmika f...Универсальный русско-польский словарь
  70. ритмикаритмика ритмики ритмики ритмик ритмике ритмикам ритмику ритмики ритмикой ритмикою ритмиками ритмике ритмиках Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку...Формы слова
  71. ритмикаМирт Мир Мик Мат Марти Март Марк Маки Мак Крит Крат Кит Кира Ким Кат Каир Итр Митра Мка Мрак Рак Рам Рами Риа Рик Рим Рита Итак Ирак Тимар Тир Трак Икар Атм Арт Арк Амт А...Электронный словарь анаграмм русского языка
  72. ритмикаРИТМИКА совокупность всех проявлений ритма в музыке или конкретном музыкальном произведении. Учение о музыкальном ритме. Раздел стиховедения....Энциклопедический словарь естествознания